Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политический режим – это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть




Тоталитарный политический режим.

Тоталитарный государственный режим характеризуется полным огосударствлением всех сфер общественной жизни. Под тотальный контроль подпадают политика, экономика, культура, социальная сфера, личная жизнь граждан. Государственная моноидеология получает при этом квазмрелигиозный характер и становится обязательной для всех. Официальным выразителем этой идеологии является одна партия, которая фактически сливается с государственным аппаратом и подчиняет себе все институты общества и государства. Полная экономическая, политическая и социальная зависимость граждан от режима дополняется всеохватывающим контролем за их мыслями и образом жизни. При этом от гражадн требуется не только лояльность режиму, но и соучастие в его делах. Любые отклонения от принятых стандартов поведения пресекаются как правовыми, так и неправовыми средствами. Для достижения социального единообразия и единомыслия широко применяется террор. Тоталитарные режимы могут быть как «левыми» (коммунистические), так и «правыми» (фашистские), основные отличия между которыми заключается в исповедуемой идеологии.

К.Г. Юнг: государство становится на место Бога. Свободное мнение удушается, а нравственная самостоятельность грубо попирается. Государственный интерес становится на место вероисповедания, вождь или руководитель превращается в полубога. Признается лишь одна правда и исключается всякая другая.

П.А. Сорокин называет следующие признаки «чрезвычайно развитогг тоталитаризма»:

6) правительство становится абсолютным, император превращается в божестов, стоящее выше закона;

7) полная централизация и всеобъемлющий контроль за населением со стороны правительства;

8) централизованная и всецело плановая государственная экономика, при которой государство является единственной и главной торговой корпорацией;

9) полная потеря населением внешней свободы и саморегуляции;

вырождение денежной экономики и замена денег «натуральными» продуктами и услугами: введенеи «натуральной экономики», нормировочной системы с обычными продовольственными карточками.

 

№ 96. Концепция правового государства.

Козлихин И.Ю. В юридической литереатуре не существует единой концепции правового государства. Различные ее интерпретации зависят от характреа понимания природы государсва и права в их взаимосвязи. Так, можно выделить три концептуальных подхода: этатистский, юридизированный и субстанциональный (сущностный) подход, рассматривающий государство и право как самостоятельные явления.

Для этатистского подхода свойственно отождествление права и закона, созданного государством и выражающего его волю, т.е. огосударствление права. Такого рода понимание имеет глубокие корни в концепциях государственного суверенитета и волевой трактовке права, когда воля суверена (государства) оказывается одновременно и источником, и критерием права. Так, в рамках классического юридического позитивизма 19 века (Дж. Остин), любая норма поведения, исходящая от государства и обеспеченная силой его принуждения, объявляется правовой, а сущность права видится в принуждении. Здесь любое государство по признаку наличия в нем государственных законов, т.е. приказов суверена, обращенных к гражданам, явялетяс правовым. Поскольку этатистский позитивизм опирается на волевую трактовку права – в правовой норме выражается воля государства, постольку он совместим с классовым пониманием права как выражением воли господствующего класса, гарантированной государственным принуждением. Согласно классовому пониманию государства и права у обоих этих явлений общая судьба: они возникают иодновременно в связи с разделением общества на классы и одновременно отмирают в связи с ликвидацией классовых различий.

Юридизированный подход – предложили немецкие юристы 19 века, они и вели в научный оборот термин «правовое гоударство». Они соединили идею о праве как первооснове общества и государства с идей о том, что право есть создание государства, которое в свою очередь выступает в качестве юридического лица. В этой концепции содержались требования верховенства закона и правовой связанности государства, отделение законотворческих функций от административных, независимость суда, законодательное установление прав и обязанностей граждан. Утверждали, что поскольку государство не может существовать без права, постольку в определенном смысле каждое государство является правовым. Суть правового государства состоит не в цели и содержании его деятельности, а в способе и характере осуществления государственной власти. Т.о., правовое государство выступало как государство порядка, всеобщей урегулированности и упорядоченности. Г. Кельзен рассматривал государство как норматиный правопорядок или как централизованный правовой порядок.

Инструментальная концепция – отождествляет право с законом государства. Если призать, что нормы права создаются государтсовм с целью регулирования общественных отношений, то они должны обладать определенными качествами с тем, чтобы эффективно выполнять свою регулирующую функцию. В связи с этим, не любая норма, исходящая от государства, может считаться правовой, а должна отвечать ряду формально-юридических требований: должна быть обнародована и ясно изложена; не может иметь обратной силы, должна быть относительно стабильной; носить всеобщий, абстрактный характер. Т.о, правовым государством в рамках данной концепции являетяс такое, которое осуществляет свою влатсь на основе общих, относительно стабильных, обнародованных, ясных, не имеющих, как правило, обратной силы нормах, соблюдение которых обязательно для граждан и должностных лиц.

Субстанциональная концепция – предполагает проведение различия между законом как влатсным общеобязательным установлением влатсей и правом; основой являетяс теория прав и свобод индивида и теория разделения властей. Основывается на ряде теоретических предпосылок:

- прводится различие между правом и законом государства как одним из его формальных источников.

- Государство как средоточие реальной политической силы в обществе может угрожать праву и свободе индивидов. Этот конфликт должен решаться в пользу права. Так, государстов должно быть ограничено как посредством реализации принципа разделения властей, так и посредством реализации принципов представительства и демократии.

Субстанциональная концепция предъявляет к государству и закону ряд требований:

- законы должны соответствовать принципам правовой свободы и правового равенства.

- Закон должен быть обнародован, понятен, стабилен, обязывающий заокн не имеет обратной силы.

- Законы могут приниматься только представительным органом.

- Органы исполнительной влатси также создаются на основе конституции и действуют в рамках своей конституционной компетенции.

- Разделение влатси как разделение компетенции проводится также между центральными и местными органами власти, т.е. по вертикали.

- Все споры рассматриваются в судебном порядке.

- В правовом государстве все отношения между гражданином и государством строятся только на основании закона.

-

№ 97. Концепция разделения властей: история становления и современные проблемы.

Теория разделения властей появилась более зоо лет назад. Основателями ее считаются Джон Локк «Два трактата о государственном правлении» и Шарль Луи Монтескье «Персидские письма».

М.М. Сперанский писал, что теороия разделения властей не могла возникнуть, а тем более материлизоваться при «восточном деспотизме» или «европейском абсолютизме». Ибо влатсь в этих государственных сиситемах неизменно сосредотачивалась лишь в одних руках – восточного деспота, царя, фараона, монарха. Закон в отношении такой власти был совершенно беспомощен.

Теория разделения властей возникает и начинает материализовываться только на стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах страны, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения их, а вместе с ними всего общества и государства от возможной узурпации всей государственной власти как сос тороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства. Именно в такой период, в конце 17 века, в период «Славной революции» в Англии, и в середине 18 века, Дж. Локком и Монтескье разрабатываются основные положения теории разделения влатсей.

При рассмотрении процесса формирования теории разделения властей обычно выделяют три фазы:

1) создание таких мировоззренческого фонда и обстановки, в которых стало возможным появление концепции разделения властей, оформление составляющих ее элементов (16 – вт.пол.17 в.).

2) Создание собственно концепции, оформление ее отдельных частей и гармоническое соединение их воедино (вт.пол.17 –сер.18 в.).

3) Внесение первых корректировок, появившихся в результате накопления практического опыта по пртеворению основных положений теории в жизнь (сер.17 – к.пер.пол.19 в.).

Говоря о конкретных условиях и предпосылках возникновения теории разделения властей в Англии (Дж. Локк) и Франции, необходимо не только исходить из анализа объективных факторов, но и принимать во внимание субъективные воззрения ее основателей.

Объективные факторы – реально существующие условия и предпосылки. Дж. Локк рассматривал теорию разделения влатсей как один из способов достижения сложившихся в его мировоззрении целей и решения ряда социально-политических задач. Представляя государство как совокупность людей, объединившихся в одно целое, считал, что только государство – носитель публичной власти, спобно защитить права и свободы граждан. Гарантировать их участие в общественно-политической жизни, добиться сохранения собственности, ради которой люди объединяются в политическое сообщество. Успешное выполнение этой миссии государства непременно требует четкого разделения его публично-правовых полномочий на уравновешивающие друг друга составные части и соответственно наделения ими различных сдерживающих друг друга от чрезмерных влатсных притязаний государственных органов. Т.о. полномочия принимать законы (законодательная власть) возлагаются на парламент, а полномочия осуществлять их (исполнительная власть) – на монарха и правительство. Все виды публично-влатсной деятельности и реализующие их государственные орагны распорлагаются в иерархическом порядке. Верховной властью объявляется законодательная влатсь. Все иные ветви подчиняются ей, но вместе с тем оказыают на нее активное воздействие. Публичная политическая власть, построенная на основе принципа разделения властей, соответствует естественной природе людей – способность создавать общие для всех правила поведения и в повседневной жизни руководствоваться ими, способность претворятьт в жизнь принимаемые им решения, устанавливать и поддерживать на определенном уровне свои отношения с другими людьми. Наличием данных природных черт человека обосновывалась необходимость и естественность разделения властей на законодательную, исполнительную, судебную и федеративную власти. Реальное разделение властей возможно лишь в условиях государственного, а не догосударственного, естественного существования и состояния отдельного человека и всего общества. Так как в естественном состоянии не хватает установленного, опредеелнного закона;не хватает знающего и беспристрастного судьи; недостает силы, которая могла бы подкрепить и поддержать справедливый приговор и привести его в исполнение.

Монтескье: в каждом государстве есть три рода власти: законодательная (государь или учреждение создают законы, исправляют или отмнняют существующие), исполнительная, ведущая вопросами международного права (объявляют войну или заключают мир, посылают или принимают послов, обеспечивают безопасность, предотвращают нашествия), и власть исполнительная, ведущая вопросами права гражданского (карают преступления и разрешают столкновения частных лиц). Усматривал в четком разделении и взаимном сдерживании властей не только реальную гарантию прав и свобод граждан, но и их защиту от государственного произвола и беззакония. Отсутствие такого разделения ведет к сосредоточению властив одних руках, а также к злоупотреблению государственной властью и произволу. Монтескье соединил либеральное понимание свободы с идеей конституционного закрепления механизма разделения властей; более определенно выскзался за включение в состав властей судебных органов (независимость судей).

В России особое внимание теории разделения властей уделял М.М.Сперанский, кторый предлагал два различных устройства самодержавной власти на основе закона и принципа разделения властей, главные черты которого сводятся, чтобы:

- установить законодательное сословие, чтобы оно не могло совершать своих положений без державной власти, но чтобы мнения его были свободны и выражали бы собою мнение народное;

- судебное сословие;

- власть исполнительная должна быть исключительно вверена правительству.

Общие постулаты теории разделения властей:

1. в каждой демократической стране законодательная, исполниьельная и судебная власти не только тесно связаны между собой единым государственным механизмом, но и относительно самостоятельны;

2. между высшими государственными органами, осуществляющими законодательные, исполнительные и судебные функции, существует некий баланс властей, действует система сдержек и противовесов.

3. Все три власти дествуют, как правило, на постоянной правовой основе.

4. Веховенство законодательной власти.

Особенности реализации концепции:

- форма правления государства. Президентская республика (США) более тяготеет к разделению властей. Нежели конституционная монархия в Бельгии, Великобритании, Швеции;

- форма государственного усторйства. В федеративном государстве (в отличие от унитарного) акцент делается не только на разделение властей по «горизонтали» (между центральными органами государства), но и по «вертикали» (между центром и субъектами федерации);

- политический режим. Современные демократические режимы придерживаются и прокламируют принципа разделения властей. В то время как тоталитарные и автократические режимы на деле придерживаются лишь разделения властных функций.

Нескончаемые споры идут вокруг вопросов, касаюихся оптимального соотношения законодательной и исполнительной властей, а также места и роли судебных органов. В одних случаях акцент делается на том, что в системе разделения властей суд должен выступать своего рода гарантом сложившегося их равновесия. В других – суд рассматривается как своеобразный арбитр, как институт, выступающий в качестве посредника между законодательной и исполнительной властями. В третьих – суд призван приспосабливать непрерывно возрастающую государственную структуру к конституционным требованиям разделения властей. При рассмотрении проблем оптимальности соотношения законодательной и исполнительной властей общей исходной посылкой является: Конгресс принимает законы, а президент их исполняет, претворяет в жизнь. Эта аксиома концепции разделения властей закрепляется иногда в текущих законах, а чаще – в конституциях. С. Хэндель пишет, что без власти никакие большие дела не могут быть осуществлены. Однако очевидно и то, что любая власть в потенциале влечет за собой всякие нарушения и злоупотребления. Вопрос заключается в том, какими прерогативами должна обладать исполнительная власть, для того чтобы не мешать деятельности других властей и вместе с тем быть активной и эффективной, как4 поддерживать баланс ветвей. А баланс властей может быть не всегда стабильным. Под влиянием целого ряда объективных и субъективных факторов он периодически нарушаетяс в пользу исполнительной или законодательной власти. Каждая из властей стремится использовать концепцию разделения в своих целях, для своего усиления. Причину нарушения баланса законодательной и исполнительной властей некоторые авторы усматривают в практике делегирования законодательства.

Говоря о взаимоотношениях законодательной и исполнительной властей и о зачатках теории разделения властей в современной России, необходимо исходить из существования трех относительно самостоятельных периодов становления и развития данного процесса:

- первый(апрель 1985 – сентябрь 1993) – формально-юридическое закрепление (в Конституции) принципа разделения властей и начало его реального воплощения в жизнь;

- второй (сентябрь 1993 – декабрь 1993) – ликвидация деятельности всей системы органов законодательной власти и Конституционного Суда и установлении верховенства исполнительной власти, а точнее единовластия президента. И хотя в Конституции РФ подчеркивалось, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную и что органы законодательной, исполнительной и исполнительной влатси самостоятельны, принцип разделения влатсей продолжал функционировать лишь номинально, формально-юридически. Фактически же существовал скорее принцип технического распределения между различными госорганами предметов ведения, сферы деятельности, функций;

- третий (12.12 1993 –до настоящего времени) – Конституция 1993 года декларировала принцип разделения властей, закрепила за каждой из них круг относящихся к их ведению вопросов, их компетенцию. Так, законодательным и представительным органом РФ являетсчя Федеральное Собрание – парламент; исполнительную власть осуществляет Президент; судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

№ 98. Права человека и гражданина: история становления, классификация, гарантии защиты.

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним. Понятие «гражданин» характеризует человека с юридической стороны, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством.

Права человека –это универсальная категория, представляющая собой вытекающие из природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного. Свободного существования личности в обществе. В современный период права человека рассматриваются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные, общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

Правам человека присущи следующие признаки:

- они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного признания; принадлежат индивиду от рождения;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (воздух. Земля);

- являются непосредственно действующими;

- признаются высшей социальной ценностью;

- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

- представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага.

Их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства. Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами личности и гражданина, а для реализации остальных прав требуется, чтобы человек был гражданином, личностью.

Права гражданина – это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан права человека не всегда выступают как юридические категории, а только как моральные или социальные. Последние могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Свобода личности – это тоже право гражданина, но выражающее собой лишь отсутствие каких-либо препятствий, стеснений в чем-то.

Могут быть классифицированы на основе следующих критериев:

1. с учетом этапов провозглашения основных прав и свобод – на три поколения:

- первое поколение –включает провозглашенные буржуазными революциями (17-18 вв) гражданские и политические права, которые получили название «негативных», т.е. выражающих независимость личности в определенных действиях от власти государства, обозначающих пределы его невмешательства в область свободы и самовыражения индивида (право на жизнь, свободу и безопасность личности)

- второе поколение – связано с социальными, экономическими, культурными правами, которые утвердились к середине 20 века под влиянием борьбы народов за улучшение своего социально-экономического положения, за повышение культурного статуса, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными, ибо их реализация, в отличие от реализации прав первого поколения, требует известных целенаправленных действий со стороны государства.

- Третье – права коллективные или солидарные. Порожденные глобальными проблемами человечества и принадлежащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружающую среду) Данные права стали возникать после Второй мировой войны в процессе освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридически обязательных норм.

2. в зависимости от содержания – на:

- гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоинства, тайна переписки);

- политические (право избирать и быть избранным, на равный доступ к государственной службе);

- экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность);

- социальные (право на охрану семьи, охрану материнства);

- культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса);

3. в зависимости от соподчиненности – на основные(право участвовать в управлении обществом и государством) и дополнительные (избирательное право).

4. в зависимости от принадлежности лица к конкретному государству – на права российских граждан, иностранных граждан, лиц с двойным гражданством и без гражданства.

5. в зависимости от степени распространения - на общие (присущие всем гражданам) и специальные (зависящие от социального, служебного положения, пола, возраста)

6. в зависимости от характера субъектов – на индивидуальные (право на жизнь0 и коллективные (право на забастовку).

7. в зависимости от роли государства в их осуществлении –на негативные (государств должно воздерживаться от конкретных действий по отношению к индивиду) и позитивные(государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав);

8. в зависимости от особенностей личности, проявляющихся в различных сферах и отдельных ситуациях ее жизнедеятельности – на права в сфере личной безопасности и частной жизни; права в области государственной и общественно-политической жизни; права в области экономической, социальной и культурной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 876; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.