Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когниции и когнитивные процессы




Когнитивная сфера внутри себя расчленена и иерархизирована на четыре соподчиненных уровня. На каждом из них можно выделить структурную единицу и соответственно этому обозначить сами уровни: уровень ощущений, уровень восприятий. уровень представлений и уровень мыслей. Как и любой ингредиент психической реальности, ощущения, образы восприятия, образы представления, мысли являются продуктами интеграции внешнего, экстрапсихического воздействия и определенных сегментов внутренней активности субъекта. Динамические ингредиенты психической реальности наиболее явственно обнаруживают свое присутствие в структуре психической реальности, начиная с уровня восприятий. Поэтому наряду с образами восприятий следует выделять перцептивные действия, наряду с образами представлений – репрезентативные действия, наряду с мыслями – мыслительные операции.

Разграничение ингредиентов когнитивной сферы, выполняющих прежде всего функции познания, отражения – воспроизведения объекта, естественнее всего произвести по признакам познаваемого объекта. Ощущение – это результат (процесс) психического отражения определенных свойств объекта при их воздействии на соответствующие рецепторные системы субъекта. Восприятие – это результат (процесс) целостного психического отражения объекта при его актуальном взаимодействии с субъектом. Представление – это результат (процесс) психического воспроизведения образа объекта, ранее уже встречавшегося в опыте субъекта, в условиях отсутствия взаимодействия с ним в данный момент. Мысль, мышление – это психическое воспроизведение свойств объекта, недоступных непосредственному чувственному отражению.

Такого рода представление структуры когнитивной сферы, конечно, не является единственно возможным. Поэтому, предваряя более подробную характеристику названных ингредиентов, приведем иные варианты структурного описания психической реальности, которые зафиксированы в некоторых достаточно известных методиках изучения интеллекта.

В 1909 г. профессор Московского университета Г.И.Россолимо предложил тест для измерения развития общих способностей ("психологический профиль"). При этом автор использовал, по крайней мере, 4 варианта структурирования показателей, оценивающих интеллектуальные потенциалы человека:

  1. 38 (27 в сокращенном варианте) тестовых заданий группируются в
  2. 9 показателей: внимание, воля; точность восприятия, память, осмысливание, комбинаторные способности, сметливость, воображение, наблюдательность, которые в свою очередь обобщаются в
  3. 4 показателя: психический тонус (средняя оценка по группам тестов, измеряющих внимание и волю), точность и прочность восприятия (средняя оценка тестов точности восприятия, запоминания зрительных образов, элементов речи и чисел), ретенция (процент сохранения в памяти), высшие ассоциативные процессы (средняя оценка по осмысливанию, комбинаторным способностям, сообразительности, воображению и наблюдательности); для типологии уровней умственного развития используются
  4. 3 показателя: психический тонус, память, высшие ассоциативные процессы.

В 1928 г. швейцарский психолог Р. Мейли опубликовал тест для измерения уровня интеллектуального развития, включающий в себя 6 субтестов:

  1. установление последовательности событий по серии картинок,
  2. закономерное продолжение числовых рядов,
  3. составление предложений по трем предлагаемым словам,
  4. дополнение картинок отсутствующими фрагментами,
  5. составление фигур из нескольких элементов,
  6. геометрические "пропорции".

На основе определения значений показателей по этим заданиям различаются 5 типов интеллекта: формально-логический, образно-конкретный, аналитически-рецептивный, творческий, равномерно развитый.

В широко используемой и имеющей много модификаций методике, предложенной американским психологом Л. Векслером в 1939 г., используется 11 субтестов, объединенных в две шкалы: вербальную и невербальную. По названиям этих субтестов можно судить о психологическом смысле соответствующих им показателей: осведомленность, понятливость, арифметический, сходство, повторение чисел, словарный, шифровальный, недостающих деталей, кубики Косса, последовательные картинки. сложение фигур.

Немецким психологом Р. Амтхауэром в 1953 г. предложен тест, включающий в себя 9 субтестов, позволяющих оценить следующие параметры:

  1. индуктивное мышление (закончить предложение),
  2. способность к абстрагированию при оперировании словами,
  3. комбинаторные способности на вербальном материале,
  4. способность выносить суждение,
  5. арифметические задачи,
  6. продолжение числовой последовательности,
  7. комбинаторные способности на пространственном материале,
  8. идентификация разных проекций пространственной фигуры,
  9. запоминание ряда слов.

В сравнении с тем, как будут охарактеризованы когнитивные механизмы дальше, подход к раскрытию понятия "интеллект", использованный в названных методиках, можно было бы определить как операционализированный ("интеллект – это то, что измеряют интеллектуальные тесты"). В таком подходе есть, конечно, и свои достоинства, и свои недостатки. Среди последних, в частности, можно отметить определенный дефицит концептуального осмысления связей с исторически сформировавшимися категориями общей теории психической реальности.

Сенсорная организация человека

Ощущение как ингредиент психической реальности. Поскольку мы рассматриваем человека в качестве носителя определенного фрагмента психической реальности, то человеческое тело в целом можно рассматривать как единый, хотя и сложно дифференцированный, анализатор сигналов – воздействий на человека со стороны окружающей его среды. В составе анализаторов человеческого тела различают центральную и периферическую части. Периферическая часть анализаторов представляет собой рецепторы, в которых осуществляется первичный этап преобразования внешнего воздействия во внутреннее состояние человека. Результатом такого рода преобразований являются ощущения. В целом человеческое тело осуществляет трансформацию экстрапсихических воздействий в психические состояния и процессы. Напомним, что можно говорить о следующих видах трансформаций: превращение внешнего воздействия в физиологические процессы и состояния; превращение физиологических состояний в психические состояния и процессы; превращение психических состояний в физиологические состояния; превращение физиологических состояний в мышечные сокращения и секреторные выделения. Между этими взаимопревращениями имеют место гомоморфные отношения. Из организменных структур наиболее непосредственное отношение к этим трансформациям имеет нервная система. Основные функции нервной системы заключаются в анализе внешних воздействий, синтезе психических образований, выступающих в качестве отправных звеньев реагирования организма на внешние воздействия, в адаптации организма к меняющимся условиям существования, в гомеостазе, т.е. в поддержании относительной стабильности внутренней среды организма.

Исходя из сформулированного понимания природы ощущений, можно очертить две области, подлежащие осмыслению. Во-первых, требуется понять, как происходит структурирование качественно отличных ощущений, как формируются ощущения разной модальности, а также изучить закономерности преобразования параметров стимула в параметры ощущения (интенсивность, длительность, пространственная локализация, отчетливость). Во-вторых, определить абсолютные и дифференциальные пороги, т.е. интенсивность, длительность, пространственную близость стимулов, которые получают отражение в сознании.

Дифференциация анализаторов связана с их специализацией на отображении различного рода воздействий. В частности, рецепторы подразделяются на экстерорецепторы (рецепторы, воспринимающие внешние по отношению к организму воздействия). интерорецепторы (рецепторы, специализирующиеся на отражении воздействий из внутренней среды организма – сенестезия), проприорецепторы (рецепторы, сигнализирующие о перемещениях тела. его органов – кинестезия).

Со времен Аристотеля в европейской науке господствовало представление о наличии у человека пяти органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожные покровы). Соответственно различались ощущения пяти модальностей: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные. Однако в XIX в. физиология органов чувств и экспериментальная психология существенно расширили наши представления о структуре сенсорной организации человека. Были открыты вестибулярный аппарат (лабиринт) и выделены соответствующие его функции – ощущения равновесия и ускорения, кинестетические ощущения, возникающие вследствие раздражения нервных окончаний, расположенных внутри мышц (мышечные веретена) и сухожилий (рецепторы Гольджи). Был обнаружен сложный состав осязательных ощущений, внутри которых были дифференцированы тактильные, температурные и болевые ощущения. Кроме того, были открыты так называемые ноцицептивные органы кожи, представляющие собой свободные нервные окончания, не обладающие избирательной чувствительностью в том смысле, что они могут быть возбуждены физическими и химическими раздражителями различного рода (лучистая энергия, механические раздражения, кислота, щелочь, электрический ток).

Многообразие рецепторных аппаратов, воздействий, по отношению к которым оказываются чувствительными эти рецепторы, обусловливает существование различных ощущений как первичных форм психического отражения. При этом трудности возникают уже при классификации рецепторов. Помимо уже указанной, классификации рецепторов производятся по характеру взаимодействия со стимулом: дистантные (слуховые, зрительные, обонятельные) и контактные (температурные, вкусовые, кинестезические, внутриорганические). Различают рецепторы и в зависимости от того, к какого рода воздействиям они чувствительны: к физическим (зрительные, слуховые), механическим (осязание), химическим (вкус, обоняние). Рецепторные аппараты разграничивают и по генетическому признаку. При этом выделяют высшие, более поздние по происхождению рецепторы (зрительный, слуховой) и более примитивные, ранние по происхождению. Близким к этому разграничению является разделение протопатической и эпикритической чувствительности. В качестве эпикритической или дискриминативной чувствительности высшего уровня в составе осязания была выделена тактильная чувствительность, а в качестве протопатической чувствительности, архаического, низшего уровня – болевая. Аналогично в зрении было произведено разграничение эпикритической (колбочкового, хроматического зрения) и протопатической (палочкового ахроматического зрения) чувствительности. Еще в качестве одного из оснований для упорядочения ощущений используется время латентных периодов реакций. Если расположить ощущения в порядке возрастания латентных периодов соответствующих им реакций, то получится следующий ряд: тактильные, слуховые, болевые, зрительные, температурные, вкусовые, обонятельные, вестибулярные. Наряду с мономодальной чувствительностью выделяют также интрамодальную и интермодальную чувствительности.

Проблемой психологии ощущений является разграничение модальностей внутри одного вида чувствительности. Традиционно различают 4 вида вкусовых ощущений: сладкое, кислое, соленое, горькое; 7 основных групп запахов: эфирный (ацетон), камфорный (нафталин), мускусный (мускус), цветочный (запах розы), ментоловый (мята), острый (уксус), гнилостный (запах тухлого яйца); 7 цветов радуги; 7 нот музыкального звукоряда.

К основным параметрам функционирования анализаторов относят:

  1. абсолютную чувствительность к интенсивности сигнала (абсолютный порог) или минимальное значение интенсивности воздействующего раздражителя, которое вызывает ощущение. В зависимости от модальности раздражителя абсолютный порог измеряется в единицах энергии, давления, температуры, концентрации вещества и т.д.;
  2. предельно допустимую интенсивность сигнала (обычно близка к болевому порогу). Измеряется в тех же единицах, что и верхний абсолютный порог;
  3. диапазон чувствительности к интенсивности, включающий в себя все градации переходных значений интенсивности раздражителя, от абсолютного порога чувствительности до болевого порога;
  4. дифференциальную(различительную) чувствительность к изменению интенсивности сигнала, т.е. минимальное изменение интенсивности сигнала, ощущаемое человеком. При этом различают абсолютный дифференциальный порог и относительный дифференциальный порог, измеряемые в процентах по отношению к интенсивности исходного сигнала;
  5. минимальную длительность сигнала, необходимую для возникновения ощущения.

Рассматривая ощущения как элементарную форму психического отражения, нельзя не поставить вопрос о соотношении ощущений и эмоций. Экспериментально-психологическое его изучение было начато еще В. Вундтом. Согласно его данным эмоциональное переживание сопровождает ощущение практически с момента его возникновения. С ростом интенсивности ощущения вначале возрастает и интенсивность положительно окрашенного эмоционального переживания, но после достижения некоторого предельного значения начинает снижаться, переходя через границу, разделяющую положительные и отрицательные переживания. Различия между ощущениями и эмоциями обнаруживаются не только через различия в динамике изменения их интенсивности. Различия между ними обнаруживаются и в тех параметрах, которые им присущи. Ощущения могут быть охарактеризованы четырьмя параметрами: модальность, интенсивность, длительность, отчетливость. Эмоции же – только тремя: модальность, интенсивность, длительность. Удовольствие и неудовольствие могут быть, согласно Титченеру, более или менее интенсивными, более или менее длительными, но никогда не бывают ясными. На эмоциях невозможно сосредоточить свое внимание. Чем больше внимания мы обращаем на ощущение, тем яснее оно становится, если же мы обращаем внимание на эмоцию, она просто исчезает. Ощущения можно локализовать в пространстве, эмоции – нет. Эмоции всегда имеют одинаковый объем с сознанием. Ощущения суть объективно обусловленные элементы сознания, эмоции субъективно инициированы. Эмоции субъективны в том смысле, что они никогда не появляются одни, но всегда сопровождают ощущения.

Конкретно жизненный смысл различия между эмоциями и ощущениями приобретают, когда мы, например, рассматриваем феномен болевых переживаний. С одной стороны, боль – это неприятное, гнетущее, иногда нестерпимое ощущение, возникающее при раздражении болевых рецепторов либо при сверхсильных раздражениях любых других рецепторов. С другой стороны, боль – это эмоция, характеризующаяся как душевное страдание, не имеющее соматической локализации ("душа болит"). Такое словоупотребление не свидетельство языковой омонимии, а указание на нерасторжимость соматического субстрата и психического субъекта в пределах каждого отдельного психического феномена.

Нарушения сенсорных механизмов могут быть описаны (интерпретированы) как изменения значений параметров функционирования рецепторных систем, выходящие за пределы нормы.

При гиперстезии экстеро-, интеро– или проприорецептивные раздражители, обычно располагающиеся в зоне физиологического комфорта, вызывают чрезвычайно интенсивную реакцию в связи с резким уменьшением нижних абсолютных порогов соответствующих рецепторов. Человек защищает глаза, закрывая их руками, стремится укрыться в темном помещении, в тень, так как воспринимает обычный свет как нестерпимый, ослепительный. Обычные звуки ощущаются как оглушительные. Случайные прикосновения, белье кажутся непомерно грубыми, шероховатым.

При явлениях гипестезии, наоборот, ощущения (вследствие резкого возрастания их нижних абсолютных порогов) оказываются более или менее ослабленными. Звуки кажутся приглушенными, неотчетливыми, голос еле слышным, словно издали; свет воспринимается тусклым, слабым. Все окружающие предметы видятся недостаточно отчетливо, как сквозь туман. Те же явления наблюдаются в отношении вкусовых, обонятельных, тактильных ощущений.

К сенестопатиям относят аморфные, в большинстве своем неприятные, ощущения от внутренних органов. Локализация их крайне изменчива. Они чрезвычайно полиморфны: человек может чувствовать жжение, давление, боли, распираний. Для сенестопатий характерно отсутствие предметности переживаний.

Парестезиями называют более или менее элементарные кожные ощущения, возникающие без всякого внешнего раздражения: ползание мурашек, онемение, покалывание, охлаждение, разогревание.

Термин "анестезия" обозначает отсутствие ощущений при любом самом сильном раздражении, например утрату болевой или температурной чувствительности.

Отсутствие чувствительности к определенным участкам спектра внешних воздействий отмечается при некоторых нарушениях в зрительном анализаторе. Тренированный наблюдатель с нормальным цветовым зрением при сопоставлении различно окрашенных предметов или источников света может различать до 150 цветовых оттенков, по насыщенности до 25 оттенков, по светлоте до 60. Существуют три вида цветовых аномалий: краснослепые (протанопы) – не отличают красные цвета от близких к ним по светлоте ахроматических цветов, зеленослепые (дейтеранопы) – не отличают зеленые цвета от близких к ним по светлоте ахроматических цветов, синеслепые (тританопы) – не различают синие цвета.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 301; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.