Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековый Китай




Государственный строй
и политическая история
средневекового Китая:
империи Суй, Тан, Сун, Юань, Мин

Н

ачалом средневековья в Китае принято считать эпоху «Троецарствия» (220-265г.), когда империя Хань была поделена полководцами на царство Вэй – север, Шу – юго-запад, и У - юго-восток страны. В этот период складывается китайский этнос, возникает новый среднекитайский язык. «Сильные дома» - крупные собственники земли принимают «гостей» - кэ, беглецов от войны на правах держателей земли. Около 50 лет царства воюют друг с другом, побеждает Вэй. В 265 г. северовэйский полководец Сыма Янь провозглашает себя императором новой династии Цзинь (265-419 г). Долговременному объединению страны помешали два обстоятельства: запустение страны и кочевые племена: сяньби и жужане. Они отторгли у китайцев север страны и бассейн Хуанхэ, только южные районы Китая остались под контролем Цзинь. Начинается эпоха «Северных и Южных династий» (420-581 г.). Северные династии это ассимилированные варвары, создававшие государства по китайскому образцу. Их борьба с югом в краткий промежуток времени утрачивала этнический и приобретала династический характер. Северный полководец Ян Цзянь – основатель династии Суй (581-618 г.) восстанавливает единство страны. Ему наследовал Ян Гуан, начавший строительство Великого канала между Хуанхэ и Янцзы и реконструкцию Великой Китайской стены. Повышение налогов и тяжелая трудовая повинность вызвали мятежи и восстания. Просчет императора во внешней политике состоял в том, что ему не удалось наладить мирных отношений с новыми кочевниками севера – тюрками. Военачальник Ли Юань (полутюрк) в 618 г. свергает императора и основывает новую династию Тан (618-906 г.).

Эпоху Тан делят на два периода. Первый период: VII - середина VIII характеризуется внутренним прогрессом и внешним могуществом империи. В мире не было тогда государства равного империи Тан. Она контролировала пространство от Тихого океана до Аральского моря. Почти весь Великий Шелковый путь был в ее власти. Второй период: середина VIII – начало X в. отмечен постепенным политическим упадком и децентрализацией. В основе могущества Тан лежала монополия на все хозяйственные ресурсы страны, мощная армия и прекрасный государственный аппарат. Страна делилась на 10 провинций, провинции – на округа, округа – на уезды. Уезды состояли из крестьянских общин - пятидворок, выполнявших контрольно-фискальные функции. Во главе администрации стояли назначенные императором и сдавшие экзамены чиновники. Власть императора - «Сына Неба» была неограниченной. Ему помогал Совет из трех палат и несколько ведомств: налоговое, военное, судебное, общественных работ, подбиравшее чиновников, ведавшее учетом земли и населения, следившее за соблюдением обрядов. Особое место занимал независимый инспекторский надзор, он мог подать жалобу на любого чиновника, уличенного в коррупции. Верность императору инспекторы-конфуцианцы соблюдали, пока тот не грешил против принципов «доброго правления». Такая система организации власти существовала в Китае до начала XX в. Сельском хозяйстве переживало подъем на основе надельной системы землевладения, развивались ремесла и торговля, появилось книгопечатании, в военном деле стали использовать порох, в литературе господствовала классическая поэзия, образ жизни основывался на конфуцианской этике.



Восстание губернатора северо-восточной провинции Ань Лушаня в 755 г. стало рубежем, за которым началось ослабление империи. В это же время она уступила контроль над западной частью Великого Шелкового пути арабам. Последовавшие за мятежом реформы первого министра Ян Яня разрешили куплю-продажу земли и означали признание упадка надельной системы и победу частной земельной собственности, с чем не согласились китайские крестьяне. Засуха 873 г. спровоцировала крестьянскую войну под руководством Хаун Чао (881-901 г.). Она закончилась только гибелью вождя, но погибла и империя Тан. 901-960 г. отмечен разделом империи между военачальниками и провинциальными губернаторам и их враждой между собой. Армия, боровшаяся с киданями - новыми варварами, провозгласила императором своего командующего Чжао Куаниня. Ослабленные междоусобицами «сильные дома» не смогли противостоять этому. Начинается эпоха правления династии Сун (960-1279 г.)

В советской исторической литературе (Конрад, Никифоров) высказывалась точка зрения, что III-X в. были эпохой переходной от рабовладения к феодализму. Стабилизация X в. означала, что новая формация утвердилась. Позиция современной науки (Л. С. Васильев) состоит в том, что это понятие искажает смысл исторического процесса на средневековом Востоке и, в частности, в Китае, и от него следует воздерживаться. С экономической и культурной точки зрения жизнь общества в эпоху Сун была насыщенной и активной, появляются казенные мануфактуры, развивается торговое мореплавание. Однако династия контролировала только юг страны. На севере кидании создали по китайскому образцу государство Ляо, на северо-западе тангуты объединились в государство Ся, на северо-востоке чжурчжэни именовали свое государство империей Цзинь. Сунское правительство ежегодно платило им дань серебром и шелком. Конец империи положило монгольское завоевание. Разрушения на юге были умеренными, так как Хубилай уже воспринял идей государственного строительства Елюй Чуцая. Монгольская династия Юань (1271-1368г.) объединила север и юг страны под своей властью и постепенно вернула в аппарат власти китайских чиновников. Не лояльны монголам оказались купцы, страдавшие от инфляции, и крестьяне. Восстание «красных повязок» 1351-1356 г. изгнало монголов из страны, а его вождь бывший пастух Чжу Юаньчжан объявил себя императором новой династии Мин (1368-1644г.). Эпоха Мин практически не знала социальных потрясений. Но с XVI в. процесс концентрации земель в частных руках и обезземеливания крестьянства принял огромные масштабы. Это привело к самой продолжительной и мощной крестьянской войне 1628-1644 г., одним из вождей которого был Ли Цзычэн. Главнокомандующий имперской армией не признал его императором и пригласил манчжуров помочь отбить занятый повстанцами Пекин. Здесь и была провозглашена новая манчжурская династия Цин (1644-1912 г.)

Обзор политической истории средневекового Китая показывает, что государственный строй страны оказался способным к восстановлению после самых тяжелых катастроф. Развитие китайской государственности имело циклический характер смены централизма децентрализацией и восстановления новой правящей династией контроля над страной. Эта цикличность объясняется особенностями социально-экономической организации китайского общества.

Хозяйственная практика Китая.
Надельная система землепользования и ее эволюция

В основе династийных циклов лежали процессы, связанные с эволюцией китайской системы землевладения. Эта система именуется надельной, ее утверждение началось в эпоху Цзинь. Государство, верховный собственник земли в Китае поделило основной земельный массив на наделы. Каждый мужчина получил 100 му (6 га) и выполнял за это зерновую повинность, т.е. отдавал в казну двадцатую, а иногда большую часть урожая, уплачивал налог на продукты домашней промышленности, в основном пряжей, несколько дней в году работал на общественных работах. Женщины, старики и дети также получили наделы, но меньшие, чем мужчины. В эпоху Тан эта система окончательно вытеснила индивидуальное землевладение. Чиновники и старосты вели учет и переделы земли. В 70-летнем возрасте крестьянин отдавал надел в общину, оставляя за собой усадебный участок, сад и огород, а также освоенную им сверх надела целину. Эти участки можно было продавать. Чиновники, как и титулованная знать, тоже получили наделы. Налоги с крестьян они не передавали государству, но оставляли себе. С течением времени практика наследования и отчуждения земли возобновлялась, сильные захватывали наделы и вычеркивали крестьян из податных списков. Начиналась приватизация, казна скудела. Государство не могло справиться с крестьянскими волнениями. Порядок в стране наводили сами крестьяне и столичная бюрократия. Новая династия проводила новый раздел, начинался новый династийный цикл.

В эпоху Мин существовали две категории земель: государственная и частная.Казенныеземли (гунтянъ) входили в в государственный земельный фонд еще во времена Сун и Юань.К ним присоединили земли, конфискованные правительством по приговору суда, школьные земли, императорские поместья, конские пастбища, пригородные земли, клеверные луга, выгоны для скота, земли при императорских усыпальницах и кладбищах. Государственными считались и земли поместий (чжуан тянь) князей, княгинь, заслуженных чиновников и родственников императора, вельмож, евнухов, монастырей, должностные земли чиновников, земли поселений: военных, крестьянских и купеческих. Все остальное это частные земли.

Интенсивное сельское хозяйство Китая велось на основе искусственного орошения. Городское ремесло ориентировалось на экспорт и потребности элиты (бумага, шелковые ткани, тонкая вышивка, фарфор, порох). Китайцы вели активную торговлю как внутри страны, так и с соседями. Наряду с Великим шелковым путем функционировали торговых путей и в Корею, Японию, Вьетнам, Бирму, Сибирь. Оживление внутренней торговли начинается с IX в. Ежегодные ярмарки дополняются цепочками местных рынков. 2-3 раза в неделю в местечках собирались не только торговцы и ростовщики, но наемные писцы, акробаты, фокусники и сказители. Пятидворка посылала на рынок, обычно, по одному человеку. Раннее и активное развитие товарно-денежных отношений, тем не менее, не привело к становлению капитализма. Для этого был необходим целый комплекс условий. Тормозили капиталистическую эволюцию огромные и слабо заселенные внутренние территории, где интенсивность обмена снижалась, снижалась и прибыль торговцев. Политическим препятствием на пути капитализма стало китайское государство. Оно контролировало все виды хозяйственной деятельности, цены и прибыль торговцев, ссудный процент. Не благоприятствовала капитализму и социальная структура средневекового общества.

Социальный строй средневекового Китая.
Специфика господствующего класса:
шэньши и их роль в жизни общества

Средневековое китайское крестьянство (лянминь) не знало крепостного права в форме личной зависимости, оно было надельным, т.е. государственным. К земле государство его не прикрепляло, круговая порука в рамках общины-пятидворки была тем контролером, который препятствовал уходу крестьянина. Однако, если желающему уйти находилась замена, препятствий община не чинила. Крестьянские войны, проходившие под девизом «обновление имен», истребляли чиновников и знать, потерявших меру в деле наживы. Тем самым они выполняли функцию социального регулирования и стабилизации общественной системы.

Проблема особенностей развития китайских городов и горожан изучена недостаточно. Известно, что в них проживали около 10% населения, но в отличие от европейских городов они не пытались утвердить себя как самостоятельная политическая сила. В них проживали чиновники, воины, учащиеся конфуцианских школ, купцы и ремесленники. Наиболее бесправными были купцы, поскольку торговля и накопление денег считались в традиционном Китае недостойными занятиями. На деле с помощью денег они устанавливали негласные союзы с бюрократией, добивались назначений и смещений в правительствах разных уровней. Положение ремесленников также не было высоким. Их объединения – ханы были не цеховыми организациями, а специализированными торговыми рядами. Ремесло и мелкая торговля не были разделены. Старшина хана следил за настроениями людей, собирал налоги, подавлял недовольство, словом был включен в систему централизованной государственности.

Специфика правящего класса средневекового Китая состояла в том, что здесь не было аристократии. Титулованная знать это члены императорской семьи и его фавориты. Состав этой группы менялся вместе со сменой династии. Дети не наследовали титула своих родителей, степень их знатности понижалась на ступень. Подлинная китайская элита это шэньши или мандарины (советники). Их высокое положение в обществе было связано не с силой или богатством, а с обладанием знаниями. В Китае практиковалась экзаменационная система замещения должностей. Первый экзамен давал степень сюцая – учителя; второй – цзюйжэня, чиновника в органах власти окружного и провинциального уровня. Самые высокие государственные посты занимали цзинши, сдавшие третий экзамен. К экзаменам мог быть допущен любой человек, окончивший конфуцианскую школу и имевший справку о том, что в его семье не было людей позорных профессий. Подобный метод формирования элиты общества называют меритократией. Его следует признать демократичным. В средневековом Китае не было жестких социальных барьеров, а социальная мобильность была достаточно высока. Правящий класс Китая не мог накапливать и передавать из поколения в поколение накопленное, что осложняло судьбу капитализма в стране. Не было у него и идеологических предпосылок, которые в Европе создала Реформация. Конфуцианская идеология не почитает богатство и не санкционирует наживу. В системе ценностей более значимы образование и знания.





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1118; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.157.174
Генерация страницы за: 0.091 сек.