Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Средневековая Япония




Реформы Тайка.
Становление феодальных отношений
в Японии в VII - IX в.

Я

понская государственность возникла в провинции Ямато во второй половине IV в. Группа кланов добилась превосходства над соседями и поставила под свой контроль часть острова Хонсю. Прочие территории Японии контролировали племенные союзы – удзи. В рамках государства местные вожди рассматривались как представители центральной власти. Верховный правитель тэнно имел право на власть в силу своего происхождения от богини Аматэрасу, что не мешало клану Сога свергать и убивать тэнно и возводить на трон своих ставленников. В 572 г. это была императрица Суйко, регентом при которой стал принц Сётоку-тайси. С его именем связано появление в Японии буддизма и «Табели о 12 рангах», который установил иерархию знати. В 645 г. очередной переворот отстраняет от власти Сога. Победители - клан Фудзивара и принц Кару начали реформы «Тайка» («Великие перемены»). Целью реформ стало создание государства по китайскому образцу. Вводится надельная система землевладения. Крестьянство облагается зерновым налогом, налогом изделиями ремесла, около 100 дней в году оно несет барщину в пользу государства. Размер наделов знати значительно превосходил крестьянские. Наряду с надельным землевладением существовала и частная вотчина - сёэн. Первоначально это была новь или лесные угодья, пожалованные церкви, затем пожалованные знати наделы. Однако на ранних этапах преобладала государственная эксплуатация крестьянства. Попытка построить государственный аппарат по китайскому образцу столкнулась с отсутствием в Японии чиновников конфуцианской выучки. Не удалось внедрить систему экзаменов и конкурсов. Государственные функции выполняли влиятельные кланы. Клан Фудзивара обязал императоров брать жен и наложниц из этого клана. В 888 г. устанавливается правление регентов-канцлеров (888-1068) – сэккан при малолетних императорах. В определенном возрасте императоры отрекались от власти в пользу своих малолетних сыновей и уходили в монастыри. Могущество Фудзивара опиралось на сёэн коммендационного типа (местные землевладельцы коммендировались губернаторам из этого семейства, оставаясь на своих землях управляющими). Социальной опорой Фудзивара стало самурайство («тот кто служит»). Изоляция страны от внешнего мира способствовала синтезу местной и элементов китайской культуры. Культура эпохи Хэйян (столица государства) считается высшим достижением средневековой Японии.

 

Установление сёгуната.
Феодализм периода Муромати

В 1192 семейство Минамото Ёритомо одержало победу в борьбе сначала с Фудзивара, а затем и с Тайра. Император пожаловал ему наследственный титул «Сай и тай сёгун» - «Великий полководец – победитель варваров» и всю полноту государственной власти. Сёгуны – военные правители Японии, бакуфу – ставка сёгуна, стала наименованием его правительства. Новой столицей Японии стала Камакура. Камакурский сёгунат (1192-1333 г.) в культурном отношении уступал предшествующему периоду, но отмечен ростом производства в сельском хозяйстве и ремесле. Складываются ремесленные цехи (дза) и купеческие гильдии (кабу), начинается процесс коммутации ренты. Угроза монгольского вторжения дала юго-западным даймё («великие имена») материальные средства и военные силы для обороны. Когда угроза миновала, они начинают борьбу с восточными даймё. Даймё появляются еще при Фудзивара. Первоначально это самураи, которым поручали сбор правительственных налогов. Постепенно даймё становятся крупными землевладельцами, владетельными князьями. В 1333 г. Камакурский сёгунат был низложен. На короткое время император вернул себе власть. Но уже в 1336 г. один из победителей Асикага Такаудзи объявил себя сёгуном. Правление этого клана продолжалось до 1573 г. и вошло в историю Японии как эпоха сёгуната Муромати. Стабилизировать ситуацию в масштабах всей страны сёгунам не удалось. Эпоха отмечена укреплением княжеств, которые становились новыми центрами власти и вели войны друг с другом. В обстановке политической нестабильности появляются вольные японские города, мануфактуры, свободные рынки, Дза становятся независимыми от оптовых торговцев. Прогрессивные изменения коснулись и сельского хозяйства, где на орошаемых землях стали собирать три урожая в год, внедрялись новые культуры. Крестянство активно борется за свои жизненные интересы. В провинции Ямасиро в 1485 г. восставшим удалось почти на десятилетие установить свою власть. В 40-х г. XVI в. в Японию проникают португальцы и испанцы. Они ввозят в страну огнестрельное оружие, часы, табак, стулья, очки и т. п. Появляются и миссионеры, которые не без успеха обращают в христианство японцев. Все это порождает в среде самурайства тенденции к централизации страны, которая и будет реализована в XVI- XVII в.

В отечественной исторической литературе существуют две точки зрения по вопросу о характере развития Японии в период Муромати. Ряд исследователей доказывает, что феодализм в этот период достиг наивысшего расцвета, другие, в частности А.Искандеров, считают, что речь должна идти о кризисе феодализма. Однако никто не ставит под сомнение факт существования в Японии характерных его черт, все отмечают сходство средневековых институтов в Японии и Европе. Японские историки, с которыми соглашается Бродель, утверждают даже, что в этот период закладывались основы капиталистического будущего Японии.

Борьба за объединение страны:
Ода Набунага и Тоётоми Хидэёси

Начало объединению Японии положил Ода Нобунага – мелкий провинциальный феодал, который сначала истребил всех своих родственников, а затем с помощью шпионажа и предательства в 1560 г. одержал победу над магнатом- владельцем трех провинций. Усилившись за его счет, он взял в 1565 г. Киото и назначил нового сёгуна. В 1573 г. Нобунага отменяет сам институт сёгунов и становится диктатором. Фактором этнической консолидации он избирает фигуру императора как главу местного культа. К буддизму диктатор относился враждебно, что было связано как с масштабами монастырского землевладения, так и с тем, что буддистские секты часто становились идеологами крестьянских восстаний. Экономическая политика диктатора способствовала расцвету торговли и предпринимательства: запрещались монополии купцов, ограничено ростовщичества, введены единые меры и весы, уничтожены заставы и таможни. В 1582 г. будучи окруже противником, Нобунага сделал себе харакири.

Продолжил дело объединения страны его слуга Хидэёси - крестьянин по происхождению, получивший от императора аристократическое имя Тоётоми. Ему удалось поставить под свой контроль переферию путем ряда удачных военных операций, а затем и системы заложничества. Социальное реформаторство Хидэёси коснулось главным образом крестьянства. Был проведен учет всех земель и перепись населения, безземельные получили наделы за счет целины. Выросло налогообложение, оставлявшее крестьянам ⅓ их урожая и доходов. Операция катанагари («охота за мечами») разоружила крестьян. Меры в отношении торговцев и предпринимателей носили поощрительный характер, что обеспечило поддержку режима со стороны горожан (симин). Специфика процесса централизации Японии состоит в том, что она проводилась личным диктатором в союзе с торговцами (В Европе силы централизации – короли и бюргерство). Завершающим шагом реформатора стала война в Корее 1592 г. Она закончилась поражением, но 137 тыс. самураев – потенциальная угроза централизованному государству, были удалены из страны. Пришедший к власти в 1603 г. Токугава Иэясу своими реформами, в частности установлением сословного деления на си (самураи), но (крестьяне), ко (ремесленники), сё (торговцы) прекратил процесс социального смешения, а умеренной изоляцией страны содействовала оформлению национальной традиции Японии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.