Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Устное выступление в защиту этической стороны какого-либо психологического исследования, спорного с этической точки зрения




Конспект классической экспериментальной статьи (исследование Годдена и Бадделли по контекстно-зависимой памяти, исследования эвристик в работах Тверски и Канемана и др.).

Конспект обзорной статьи по проблемам сравнения эффективности традиционной образовательной модели и системы развивающего обучения по Эльконину-Давыдову (одна из статей А.А.Волочкова).

Конспект эмпирической статьи бихевиористиского направления (Э.Толмен, Б.Ф.Скиннер) с описанием организации и результатов исследования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО четвертой и пятой ЧАСТЯМ КУРСА (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ)

 

Всего в течение курса предполагается 11 работ по проблематике собственно экспериментальной психологии. Ниже они перечислены с методическими рекомендациями по их выполнению:

 

Цель: научиться разделять эмпирическое знание и теоретическое, отделять гипотезы (предположения) от экспериментальных фактов и артефактов.

Требования к содержанию, объему и оформлению. Содержание конспекта должно включать в себя следующие ключевые аспекты: 1) исследовательская проблема, 2) теоретические и эмпирические гипотезы, 3) операционализация экспериментальных переменных, 4) организация исследования, 5) полученные в эксперименте факты, 6) выводы, сделанные на основе этих фактов. Объем конспекта – 3 страницы.

Рекомендации по выполнению: ключевое внимание должно уделяться проблеме разграничения научных фактов и выводов, сделанных на основе этих фактов (пункты 5 и 6 содержания конспекта). Следует обратить особое внимание на те части исследовательского отчета, в которых скрытым или явным образом совершается переход («скачок») от фактов к интерпретациям, а также обратить внимание на то, каким образом и с использованием какой терминологии в научно-экспериментальном языке излагаются факты.

 

Цель: научиться определять процедурность психологического знания и связывать полученные выводы с тем методом, который использован для их получения.

Требования к содержанию, объему и оформлению. Содержание конспекта должно включать в себя преемственность между: 1) использованными методами исследования, 2) результатами, полученными с использованием этих методов, 3) обоснованностью и сбалансированностью обобщающих выводов. По объему конспект должен занимать от 4 до 6 страниц.

Рекомендации по выполнению: необходимо обратить особое внимание на четкое разграничение полученных выводов по критерию процедурности (использованной процедуры или метода, с помощью которых тот или иной вывод был получен). Необходимо также проанализировать исследовательские обобщения и сделать вывод о том, присутствует ли в публикации «перекос» в сторону предпочтения результатов, полученных при помощи одного из методов психологического исследования.

 

Цель: научиться сжато выражать суть проведенного «истинно» экспериментального исследования в виде сжатого изложения его этапов, методов, гипотез и полученных выводов.

Требования к содержанию, объему и оформлению. Конспект экспериментальной статьи должен включать в себя несколько существенных компонентов: 1) исследовательская проблема, 2) независимая и зависимая переменные, 3) операционализации переменных, 4) метод формирования экспериментальной и контрольной групп, 5) тип выборки, 6) использованный экспериментальный план, 7) полученные результаты. Объем конспекта – 4-5 страниц.

Рекомендации по выполнению: необходимо четко соблюдать структуру и соблюдать точность в формулировках.

 

4. Конспект эмпирической статьи, содержащей результаты квазиэксперимента или корреляционного исследования (статья выбирается из одного из номеров журнала «Вопросы психологии» за последние 5 лет)

Цель: научиться сжато докладывать результаты квазиэкспериментального или корреляционного исследования.

Требования к содержанию, объему и оформлению. Объем – 5-6 страниц. Конспект статьи должен включать в себя несколько существенных компонентов: 1) исследовательская проблема, 2) операционализации переменных, 3) метод формирования экспериментальной и контрольной групп, 4) тип выборки, 5) использованный экспериментальный план, 6) полученные результаты.

 

5. Конспект эмпирической статьи, содержащей результаты формирующего эксперимента (статья выбирается из одного из номеров журнала «Сибирский педагогический журнал» за последние 10 лет).

Цель: научиться описывать и готовить сжатый отчет о результатах формирующего эксперимента с упоминанием всех необходимых для полного понимания и репликации существенных деталей исследования.

Требования к содержанию, объему и оформлению: Объем – 5-6 страниц. Конспект статьи должен включать в себя несколько существенных компонентов: 1) исследовательская проблема и гипотеза, 2) операционализации переменных, 3) метод формирования экспериментальной и контрольной групп, 4) тип выборки, 5) использованный экспериментальный план, 6) полученные результаты.

Рекомендации по выполнению: при написании конспекта необходимо обратить внимание на специфику психолого-педагогического эксперимента по сравнению с «истинными» экспериментальными планами.

 

6. Мини-эссе по этическим проблемам психологического исследования на материале трех эмпирических статей. Статьи выбираются на основе свободного поиска материала.

Цель: научиться вычленять из описания эмпирического исследования этический компонент, правильно формулировать его и осознавать аргументы «за» и «против», определяющие его появление.

Требования к содержанию, объему и оформлению: эссе должно содержать четко выделенную и сформулированную этическую проблему, а также структурированное описание аргументов «за» и «против». Эссе должно быть построено на материале трех статей, которые могут затрагивать как одну и ту же этическую проблему, так и разные. Объем – 5-6 страниц.

 

7-9. Письменный анализ эмпирической статьи, содержащей результаты психологического эксперимента (квазиэксперимента / формирующего эксперимента).

Цель: научиться вычленять основные компоненты психологического исследования и анализировать их с позиций достоверности и валидности получаемых эмпирических результатов и выводов.

Требования к содержанию, объему и оформлению: анализ должен включать ряд обязательных компонентов по следующей схеме:

 

Вводная часть Является ли исследование экспериментальным и накладывает ли сам тип исследования какие-либо ограничения на характер выводов, которые будут в нем получены?
Описательная часть 1. Какова гипотеза исследования? 2. Каковы переменные исследования (зависимые и независимые)? 3. Как операционализируются переменные? 4. Какова генеральная совокупность (популяция) исследования? 5. Сколько групп участвует в эксперимента? Какие группы являются экспериментальными, а какие – контрольными? 6. Какой метод набора выборки был использован? 7. Какой использовался экспериментальный дизайн (план)?
Анализ внутренней валидности Как можно охарактеризовать внутреннюю валидность исследования?   1a. Существует ли вероятность того, что один из следующих факторов мог снизить внутреннюю валидность исследования: эффект истории, фактор естественного развития, эффект тестирования, фактор погрешности измерения, эффект статистической регрессии к среднему, фактор селекции, взаимодействие факторов селекции и естественного развития, смертность, искажение вносимое экспериментатором?   1b. Существует ли вероятность того, что внутреннюю валидность исследования снижают еще какие-либо факторы? Какие это факторы?   1c. В общем и целом, чем был вызван исследовательский результат – воздействием исследования или чем-либо другим? Каково соотношение «факт - артефакт» в этом результате?   1d. Что можно сделать, чтобы проконтролировать некоторые из упомянутых вами факторов и тем самым повысить качество исследования?
Внешняя валидность Как можно охарактеризовать внешнюю валидность исследования?   1a. Репрезентативна ли выборка?   1b. Могут ли результаты исследования обобщаться на других людей?   1c. Могут ли результаты исследования обобщаться на другие ситуации?   1d. Что можно сделать для улучшения внешней валидности исследования?
Конструктная и операциональная валидность Как можно охарактеризовать конструктную валидность исследования? Адекватно ли проведена операционализация используемых переменных? Как можно было бы улучшить операциональную и конструктную валидность исследования?
Добавления и выводы Что еще можно сказать о качестве описываемого исследования? Каковы его преимущества (сильные стороны) и недостатки (ограничения)? Как можно и как нельзя интерпретировать выводы, сделанные по результатам этого исследования?
Личное отношение В целом насколько лично вы верите в то, что результаты, полученные в этом исследовании, соответствуют истине? (0 % - 100 %)

 

 

8-10. Устный доклад с рецензией на психологическое исследование (по результатам истинно-экспериментального, квазиэкспериментального исследования или формирующего / лонгитюдного эксперимента).

Цель: научиться анализировать психологическое исследование как незаконченный исследовательский проект, нуждающийся в конструктивном продолжении, и вносить соответствующие предложения по поводу усовершенствования этого проекта.

Требования к содержанию, объему и оформлению: выступление должно завершаться обсуждением с аудиторией, ответом на вопросы. Выступление должно содержать в себе как «деструктивную» часть (напоминающую анализ исследования по схеме, использующийся в заданиях 7-9), так и «конструктивную» часть. При этом конструктивная часть выступления должна включать в себя предложения по усовершенствованию исследовательского проекта с помощью дальнейших исследований (репликаций или модификаций) в рамках поставленных задач и гипотез. Выступление должно продолжаться 7-10 минут и быть ярким и показательным. Оцениваются умения презентации материала, умение коммуницировать идеи по усовершенствованию психологических исследований своим коллегам.

 

Цель: научиться обсуждать с коллегами этическую сторону психологических исследований.

Требования к содержанию, объему и оформлению. Выступление должно представлять собой короткий и яркий доклад (3-5 минут), перетекающий в обсуждение. Доклад должен представлять собой насыщенную речь, содержащую ряд четких аргументов, структурированных вокруг разных аспектов исследуемой темы. Оценивается само выступление и аргументированное поведение в последующем обсуждении. В выступлении отстаивается лишь одна из точек зрения – «за» или «против». «Промежуточное» положение занимать нельзя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.042 сек.