Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебное пособие по общей психологии 7 страница




Необходимые условия человеческой деятельности - психические процессы. Они являются, с одной стороны, обязательной характеристикой всякой деятельности человека. С другой стороны, все психические процессы протекают, формируются и регулируются в деятельности. Так осуществляется взаимосвязь психических процессов и деятельности человека.

5.2. Cтруктура деятельности

Деятельность обычно рассматривают с точки зрения ее структуры. Прежде всего различают цели и мотивы деятельности.

Всякая деятельность человека определяется целями, задачами, которые он перед собой ставит. Если нет цели, то нет и деятельности. Деятельность вызывается определенными мотивами, причинами, которые побудили человека поставить перед собой ту или иную цель и организовать деятельность по ее достижению. Цель - это то, ради чего действует человек; мотив - это то, почему действует человек.

Обычно деятельность человека определяется не каким-нибудь одним мотивом и одной целью, а целой системой целей и мотивов - ближайшими и все более общими и отдаленными.

Деятельность оценивают и по уровню мотивации, по тому, носят ли мотивы общественный характер или ярко выраженный узколичностный. Идеально когда общественные мотивы приобретают личностный смысл, становятся и его личным делом.

Составную часть, или, другими словами, отдельный акт, деятельности называют действием. Действия человека также совершаются по тем или иным мотивам и направлены на достижение определенных целей. Действия человека всегда осознанны, но степень осознанности действий может быть различна. Действия бывают вполне осознанными, когда поставлена и осознанна цель, намечен порядок и последовательность движений и предполагаются определенные результаты действия. Действия не вполне осознанны, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие малоосознанные действия, производимые под влиянием сильных чувств, сильнодействующих раздражителей, часто неожиданных, называют импульсивными.

Различают действия практические и умственные. Они тесно связаны между собой. Практические действия имеют большое значение в познавательной деятельности (при восприятии и мышлении). На их основе возникают умственные действия - действия в уме. Умственная познавательная деятельность позволяет полнее и глубже познать изучаемые предметы и явления действительности.

Действия человека неотделимы от речевой деятельности. Речевая деятельность, слово регулируют поведение и деятельность человека, помогают ему осознавать свои действия, словесно оформлять задачи действия и намечать его план, изменять характер действия, исправлять допущенные ошибки.

Во всякой деятельности можно выделить следующие компоненты (составные части, звенья, этапы): этап постановки цели (ясное осознание конкретной задачи); этап планирования работы, выбор наиболее рационального способа действия; этап выполнения, осуществления деятельности, сопровождаемый текущим контролем и перестройкой деятельности в случае необходимости; далее следует проверка результатов, исправление ошибок, если они были, сопоставление полученных результатов с запланированными, подведение итогов работы и ее оценка.

5.3. Виды деятельности

Деятельность людей многообразна, но при этом ее можно свести к трем основным видам: учебной, трудовой и игровой. Иногда выделяют спортивную деятельность, а также общение как своеобразный вид деятельности.

Основные три вида деятельности отличаются друг от друга как по результатам, так и по мотивации, а также по организации.

Труд, основной вид деятельности, имеет результатом создание общественно полезного продукта. Труд, в котором проявляется нечто новое приобретает творческий характер. Творческой деятельностью называется деятельность, дающая новый, оригинальный продукт высокой общественной значимости. Творческая деятельность, конечно, требует наличия способностей, знаний и огромного интереса к делу. Кроме этого, творческая деятельность требует развитого воображения.

Учение лишь подготовительный этап к будущей трудовой деятельности, оно дает полезный продукт лишь на определенной стадии обучения. Игра, разумеется, не дает общественно значимого продукта. Различны и мотивы этих видов деятельности: мотивом труда и учения является прежде всего осознание общественного долга, игра мотивирована интересом. Существенны различия и в организации этих видов деятельности - труд и учение, как правило, осуществляются в специально организованной форме, в определенное время и в определенном месте. Игра связана со свободной организацией.

Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.

 

Вопросы для повторения

1. Чем деятельность человека отличается от поведения животных?

2. Каковы основные компоненты структуры деятельности?

3. Роль и влияние игры на формирование личности ребенка?

4. Каковы основные виды деятельности?

5. Что такое умение, навык, привычка и как они образуются?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965.

2. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.

4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М., 1983.

5. Леонтьев А.Н. Основы теории речевой деятельности. М., 1974.

6. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.

7. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. М., 1984.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М., 1987.

9. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975.

10. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования М., 1966.

 

Раздел третий.ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

6. ОЩУЩЕНИЕ

6.1. Понятие об ощущении.

6.2. Виды ощущений.

6.3. Общие закономерности ощущений.

6.1. Понятие об ощущении

В процессе человеческой деятельности происходит познание окружающего мира, т.е. его отражение. О богатстве окружающего мира мы узнаем благодаря органам чувств. С помощью органов чувств человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.

Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Органы чувств получают, отбирают, накапливают информацию и передают ее в мозг, который получает и перерабатывает этот огромный и неиссякаемый поток. В результате возникает адекватное отражение окружающего мира и состояния самого организма. На этой основе формируются нервные импульсы, поступающие к исполнительным органам.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание. Они дают человеку возможность ориентироваться в окружающем мире. Человеку все время необходимо получать сведения об окружающем мире. Приспособление организма к окружающей среде, понимаемое в самом широком смысле слова, предполагает постоянно существующий баланс между средой и организмом.

Учение об ощущении утверждает, что предметы и их свойства первичны, ощущения же - результат воздействия материи на органы чувств. При этом ощущения отражают мир таким, каким он существует. Критерием истинности ощущений, как и всякого иного отражения действительности, служит практика, деятельность субъекта.

Следует различать раздражители, адекватные для данного органа чувств и не адекватные для него. Сам этот факт свидетельствует о тонкой специализации органов чувств к отражению того или иного вида энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности. Специализация органов чувств - продукт длительной эволюции, а сами органы чувств - продукт приспособления к воздействиям внешней среды и поэтому по своей структуре и свойствам адекватны этим воздействиям.

У человека тонкая дифференцировка в области ощущений связана с историческим развитием человеческого общества. Однако, не специфичность органов порождает специфичность ощущений, а специфические качества внешнего мира породили специфичность органов чувств. Ощущения отражают действительные свойства предметов и явлений материального мира, воздействующих на органы чувств субъекта, но существующих независимо о него.

Ощущения суть субъективные образы объективного мира. Однако для возникновения ощущения недостаточно, чтобы организм подвергался соответствующему воздействию материального раздражителя, необходима и некоторая работа самого организма. Эта работа может выражаться или только во внутренних процессах, или также и во внешних движениях, но она всегда должна быть. Ощущение возникает в результате преобразования специфической энергии раздражителя, воздействующего в данный момент на рецептор, в энергию нервных процессов. Таким образом, ощущение - это не только чувственный образ, или, точнее, компонент его, но также деятельность или компонент ее.

Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и имеет рефлекторный характер. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при воздействии раздражителя на адекватный ему анализатор.

Анализатор состоит из трех частей: 1) периферического отдела (рецептора), являющегося специальным трансформатором внешней энергии в нервный процесс; 2) афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов - проводящих путей, соединяющих периферический отдел анализатора с центральным; 3) подкорковых и корковых отделов (мозговой конец) анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по центростремительному нерву достигает ядерной части анализатора. Когда возбуждение достигает корковых клеток анализатора, возникает ответ организма на раздражение. Мы ощущаем свет, звук, вкус или другие качества раздражителей.

Анализатор составляет исходную и важнейшую часть всего пути нервных процессов, или рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо состоит из рецептора, проводящих путей, центральной части и эффектора. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца обеспечивает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, деятельность организма в зависимости от условий его существования.

6.2. Виды ощущений

Классификация ощущений может осуществляться по разным основаниям. Английский физиолог Ч. Шеррингтон в 1906 году выделил три основных класса ощущений: 1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела; 2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и относительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, расположенных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках; 3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специальных рецепторов о протекании обменных процессов во внутренней среде организма. В свою очередь, экстероцептивные ощущения делятся на два подкласса: дистантные (зрительные, слуховые) и контактные (осязательные, вкусовые). Обонятельные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами. Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функции ощущений от морфологической локализации рецепторов. Так, зрительные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию.

Так как, ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то совершенно логично исходить в классификации ощущений из рецептора, который дает ощущения данного качества или “модальности”.

В качестве основных видов ощущений различают:

Кожные ощущения - прикосновения и давления, осязания; температурные и болевые;вкусовые и обонятельныеощущения; зрительные,слуховые,ощущения положения и движения (статистические и кинестетические) и органические ощущения голод, жажда, боль).

Исходя из свойств раздражителей различают механическую чувствительность, включающую осязательные ощущения, кинестетические и т.д.; близкую к ней акустическую, обусловленную колебаниями твердого тела; химическую, к которой относятся обоняние и вкус; термическую и оптическую.

Все рецепторы по месту их расположения подразделяются на три группы: интероцепторы, проприоцепторы и экстероцепторы: соответственно различают интеро-, проприо- и экстероцептивную чувствительность.

Рассмотрим подробнее лишь некоторые виды ощущений.

Органические ощущения связаны с органическими потребностями и вызываются в значительной мере нарушением автоматического протекания функций внутренних органов (голод, жажда, ощущения, идущие из сердечно-сосудистой, дыхательной и половой системы тела: смутные, плохо дифференцированные ощущения, составляющие чувственную основу хорошего или плохого самочувствия.

Кинестетические ощущения - ощущения движения отдельных частей тела, вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в суставах, связках и мышцах. Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам.

Вибрационные ощущения - связывают тактильно-моторную сферу со слуховой и в генетическом плане являются переходной формой от осязательных ощущений к слуховым.

Осязание - отличается от кожных ощущений особенно активным характером. Познание окружающего мира совершается в процессе движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания, действенного познания предмета. Обычно осязание у человека функционирует в связи со зрением и под его контролем.

6.3. Общие закономерности ощущений

Общие свойства ощущений. Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, адекватным возбудителем зрительного ощущения является электромагнитное излучение, характеризующееся длинами волн в диапазоне от 380 до 770 миллимикрон, которые трансформируются в зрительном анализаторе в нервный процесс, порождающий зрительное ощущение. Слуховые ощущения - результат отражения воздействующих на рецепторы звуковых волн с частотой колебания от 16 до 20000. Тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи. Вибрационные, приобретающие особенное значение для глухих, вызываются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Однако различные виды ощущений характеризуются не только специфичностью, но и общими для них свойствами. К таким свойствам относятся качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.

Качество - это основная особенность данного ощущения, отличающая от его других видов ощущений и варьирующая в пределах данного вида. Так, слуховые ощущения отличаются по высоте, темпу, громкости; зрительные - по насыщенности, цветовому тону и т.п. качественное многообразие ощущений отражает бесконечное многообразие форм движения материи.

Интенсивность ощущений является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она также определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом временем действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущения возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое назвали латентным (скрытым) периода ощущения. Латентный период для различных видов ощущений неодинаков: для тактильных ощущений, например, он составляет 130 миллисекунд, для болевых - 370 миллисекунд. Вкусовое же ощущение возникает, для болевых 50 миллисекунд после нанесения на поверхность языка химического раздражителя.

Подобно тому, как ощущение не возникает одновременно с началом действия раздражителя, оно и не исчезаем одновременно с прекращением последнего. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последствии.

Зрительное ощущение обладает некоторой инерцией и исчезает не сразу после того, как перестаёт действовать вызывающий его раздражитель, след от раздражителя остаётся в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. На инерции зрения, на сохранении зрительного впечатления в течение некоторого времени, при этом положительный образ заменяется отрицательным. При цветных источниках света происходит переход последовательного образа в дополнительный цвет.

И. Гете в “Очерке учения о цвете” писал: “Когда я однажды под вечер зашёл в гостиную и в комнату ко мне вошла рослая девушка с ослепительно белым лицом, черными волосами и в ярко красном корсаже, я пристально посмотрел на неё, стоявшую в полусумраке на некотором расстоянии от меня. После того как она от туда ушла, я увидел на противоположной от меня светлой стене чёрное лицо, окружённое светлым сиянием, одежда же вполне ясной фигуры казалось мне прекрасного зелёного цвета морской волны”.

Появление последовательных образов можно научно объяснить. Как известно, в сетчатке глаза предполагается наличие цветоощущающих элементов трёх видов. В процессе раздражения они утомляются и становятся менее чувствительными. Когда мы смотрим на красный цвет, соответствующие ему приёмники утомляются сильнее, чем другие, потому, когда на тот же участок сетчатки попадает белый свет, остальные два вида приёмников сохраняют большую вспыльчивость и мы видим сине-зелёный цвет.

Слуховые ощущения, аналогично зрительным, тоже могут сопровождаться последовательными образами. Наиболее сравнимое явление при этом “звон в ушах”, т.е. неприятное ощущение, которым часто сопровождается воздействие оглушающих звуков. После действия на слуховой анализатор в течении нескольких секунд ряда некоторых звуковых импульсов они начинают воспринимать слитно или приглушенно. Это явление наблюдается после прекращений действия звукового импульса и продолжается в течение нескольких секунд в зависимости от интенсивности и длительности импульса.

Подобное явление происходит и в других анализаторах. Например, температурные, болевые и вкусовые ощущения так же продолжаются некоторое время после действия раздражителя.

Наконец, для ощущений характера пространственная локализация раздражителя. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, даёт нам сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения (тактильные, болевые, вкусовые) соотносятся с той частью тела, на которую воздействуют раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более разлитой и менее точной, чем тактильных.

Для того, чтобы возникло ощущение, раздражение должно достигнуть определенной величины. Минимальная сила раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем слабее раздражители, которые способен уловить анализатор, тем он чувствительнее. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущения, тем, естественно, выше абсолютная чувствительность анализатора, и наоборот. Это отношение можно выразить формулой:

Е = 1\Р,

где Е - чувствительность, а Р - пороговая величина раздражителя.

Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом чувствительности называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение.

Другая важная характеристика анализатора - его способность различать изменения в силе раздражителя. Поэтому ощущения характеризует и так называемый порог различения. Порогом различения называют относительную величину, показывающую, на какую долю должна увеличиться сила раздражителя, чтобы человек почувствовал едва заметное изменение ощущения.

Порог различения имеет постоянную для определенного вида анализатора относительную величину. Для зрительного анализатора это отношение 1\100, для слухового - 1\10, для тактильного - 1\30.

Основываясь на экспериментальных данных Вебера, немецкий физик Г. Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя следующей формулой:

S = KlgJ + C,

где S - интенсивность ощущений, J -сила раздражителя, К и С - константы. Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера-Фехнера).

Чувствительность анализаторов, определяемая величиной абсолютных порогов, не постоянна и изменяется под влиянием ряда физиологических и психологических условий, среди которых особое место занимает явление адаптации.

Адаптация, или приспособление, - это изменение чувствительности органов чувств под влиянием действия раздражителя. Общая закономерность здесь такова: при переходе от сильных к слабым раздражителям чувствительность повышается, при переходе от слабых к сильным - снижается. Биологическая целесообразность этого изменения очевидна: когда раздражители сильны, тонкая чувствительность не нужна; когда они слабы, важна способность улавливать слабые раздражители.

Ощущения, как правило, не существуют независимо и изолировано друг от друга, работа одного анализатора может влиять на работу другого анализатора - усиливать или, наоборот, ослаблять ее.

Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов называется взаимодействием ощущений.

Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов и упражнения называется сенсибилизацией.

Физиологическим механизмом взаимодействия ощущений являются процессы иррадиации и концентрации возбуждения в коре головного мозга, где представлены центральные отделы анализаторов. Согласно И.П. Павлову, слабый раздражитель вызывает в коре больших полушарий процесс возбуждения, который легко иррадиирует. В результате иррадиации процесса возбуждения повышается чувствительность другого анализатора. При действии сильного раздражителя возникает процесс возбуждения, Имеющий, наоборот, тенденцию к концентрации. По закону взаимной индукции это приводит к торможению в центральных отделах других анализаторов и снижению чувствительности последних.

Взаимодействие ощущений проявляется еще в одном роде явлений, называемом синестезией. Синестезия - это возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора. Наиболее часто встречаются зрительно-слуховые синестезии, когда при воздействии звуковых раздражителей у субъекта возникают зрительные образы. У различных людей нет совпадения в этих синестезиях, однако они довольно постоянны для каждого отдельного лица.

 

Вопросы для повторения

1. Каково значение ощущений в жизни человека?

2. Какие виды ощущений вы знаете?

3. Каково строение и работа анализатора?

4. Что такое чувствительность и пороги ощущений?

5. Охарактеризуйте явления адаптации, сенсибилизации, синестезии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М., 1960.

2. Ананьев Б.Г. Теория ощущения. Л., 1961.

3. Бардин К.В. Проблема порога чувствительности и психофизические методы. М., 1976.

4. Забродин Ю.М. Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М., 1977.

5. Зинченко В.П., Вергилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. М., 1969.

6. Кравков С.В. Глаз и его работа. М., 1950.

7. Кравков С.В. Очерк общей психофизиологии органов чувств. М.-Л., 1946.

8. Петровский А.В. Введение в психологию. М., 1995.

9. Проблемы психофизики / Под ред. Б.Ф.Ломова. М., 1974.

10. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1989.

11. Стивенс С.С. Математика, измерение и психофизика. Абсолютные пороги, разностные пороги // Экспериментальная психология под ред. С.С. Стивенса. Т.1., 1963.

12. Хрестоматия по психологии / Под ред. А.В. Петровского М., 1987.

 

7. ВОСПРИЯТИЕ

7.1. Понятие восприятия и его физиологические основы.

7.2. Основные особенности восприятия.

 

7.1. Понятие восприятия и его физиологические основы

Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В отличие от ощущений, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие - это не сумма отдельных ощущений, а качественно новая ступень чувственного познания.

Специальных органов восприятия нет. Материал для восприятия дают анализаторы. В основе восприятия лежат сложные системы нервных связей. Восприятие есть результат синтетической деятельности коры, связь различных ощущений. Другими словами, в основе восприятия лежат так называемые межанализаторные связи, связи между различными анализаторами.

Наличие таких связей позволяет правильно воспринимать предмет на основании показаний всего лишь одного анализатора. Если воспринимаемое явление по самой своей природе воздействует только на один анализатор, то в основе восприятия лежат системы внутрианализаторных связей, связей в пределах одного анализатора. Образование таких связей, например, в зрительном анализаторе обеспечивает узнавание контуров фигур независимо от их размера и цвета.

Осмысленность восприятия связана с работой так называемых вторичных корковых полей анализаторов. В корковой области анализаторов различают первичные поля, возбуждение которых даёт ощущения, и вторичные поля, работа которых заключается в объединении ощущений в целостный образ и осмысливании его. При раздражении слабым электрическим током первичных зрительных полей человек видел цветовые пятна, блики, вспышки, при раздражении вторичных зрительных полей - знакомые лица, предметы, животных. Аналогичное явление наблюдалось и при раздражении первичных и вторичных слуховых зон (шумы, не оформленные звуки разной громкости и высоты или же голоса, слова, звуки музыкальных инструментов).

В процессе восприятия не все анализаторы играют одинаковою роль. Один из анализаторов обычно ведущий. В зависимости от того, кокой анализатор играет в восприятии основную роль, различают виды восприятия. Наиболее распространены такие виды, как зрительные, слуховые, осязательные восприятия. Сложные виды восприятия представляют комбинации, сочетания различных видов восприятия. Например, восприятие учебного текста при его чтении вслух есть сочетание зрительного и слухового восприятий. Восприятие в процессе труда в школьной мастерской есть сочетание зрительного, слухового, осязательного восприятий.

7.2. Основные особенности восприятия

Наиболее важные особенности восприятия - предметность, целостность, структурность, константность и осмысленность.

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира, к этому миру. Без такого отнесения восприятие не может выполнять свою ориентирующую и регулирующую функцию практической деятельности человека. Предметность восприятия не врождённое качество; существует определённая система действий, которая обеспечивает субъекту открытие предметности мира. Решающую роль здесь играет осязание и движение. И.М. Сеченов подчеркивал, что предметность формируется на основе процессов, в конечном счёте, всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира.

Таким образом, зрительное ощущение само по себе не обеспечивает предметного отражения.

Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Кирпич и блок взрывчатки могут выглядеть и восприниматься на ощупь как очень сходные, однако они будут вести себя самым различным образом. Мы обычно определяем предметы не по виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практики или по их основным свойствам. И этому помогает предметность восприятия.

Предметность играет большую роль и в формировании самых перцептивных процессов, т.е. процессов восприятия. Когда возникает расхождение между внешнем миром и его отражением, субъект вынужден искать новые способы восприятия, обеспечивающие более правильное отражение.

Другая особенность восприятия - его целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, воздействующего на орган чувств, восприятие есть целостный образ предмета. Разумеется, этот целостный образ складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.09 сек.