Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №6




Тема: Эмбриональное развитие позвоночных.

Актуальность темы: Изучение закономерностей эмбрионального развития на примере развития зародышей позвоночных помогает понять сложные механизмы эмбриогенеза у человека. Знания по эмбриональному развитию позвоночных являются базой при изучении нормальной и патологической анатомии, физиологии, акушерства, гинекологии, педиатрии и др.

Цель занятия:

1. Знать общие закономерности развития зародыша на примере зародышей хордовых.

2. Научиться, самостоятельно работать с дидактическим материалом.

3. Научиться обобщать, сравнивать и систематизировать учебную информацию.

Студент должен знать:

1. Сущность онтогенеза, основные этапы эмбрионального развития, зародышевые листки, развитие эмбриона, зародышевые оболочки.

2.Основные аномалии развития, часто встречающиеся наследственные и ненаследственные уродства.

3. Близнецы одно и разнояйцовые.

 

Студент должен уметь:

1. Микроскопировать готовые препараты стадий эмбрионального развития.

2. Зарисовывать периоды эмбрионального развития и делать обозначения, заполнять таблицы, правильно оформлять документацию.

3. Работать с наглядностью. Называть тератогенные факторы

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: микроскопы, набор микропрепаратов по стадиям эмбриогенеза, таблицы, иллюстрации.

 

Место проведения: Кабинет №9.

 

Задание на самоподготовку.

 

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Понятие об онтогенезе. Эмбриональное развитие, его периоды. 1. «Биология» Захаров В. В.2004 г. М. стр. 214-227. 2. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006г. стр. 118-134. Знать, чтобы использовать в жизнедеятельности и для изучения медицинских дисциплин. 1. Что такое индивидуальное развитие? 2.Какие процессы предшествуют зарождению? 3.Назовите периоды онтогенеза. 4.Что такое эмбриональное развитие?
                5. Назовите стадии эмбрионального развития, какие процессы происходит в это время? 6.Охарактеризуйте период дробления, гаструляции и органогенеза.
            7.Что такое морула? Гаструла? 8.В какой период появляется нейрула? 9.Когда происходит дифференцировка? 10.Что такое эмбриональная индукция? 11. Когда у человека начинается фетальный период? В какие сроки наиболее вероятно появление уродов.
2. Зародышевые листки. Производные экто, эндо, мезодермы.       1.Когда появляются зародышевые листки? 2.Какие зародышевые листки образуются в ходе эмбриогенеза? 3.Назовите производные зародышевых листков. 1.Что такое зародышевые оболочки? 2.Какие зародышевые оболочки вы знаете? 3.Перечислите функции каждой зародышевой оболочки.     1.Где происходит оплодотворение у человека? 2.Как долго идет дробление? 3.Что такое имплантация? 4.Когда происходит гаструляция? 5.Когда завершается органогенез? 6.Сколько времени уходит на антенатальное развитие? 1.Когда происходит разделение зародыша у однояйцовых близнецов? 2.Чем они отличаются от разнояйцовых? 3.У каких близнецов общий амнион? 4.В чем риск многоплодной беременности   1.Что такое аномалия и порок развития? 2.Назовите причины данной патологии. 3. Какие тератогенные факторы вам известны? 4.Классифицируйте пороки и аномалии по системам органов? 5. По времени возникновения. 6.Назовите периоды эмбриогенеза наиболее опасные в плане нарушения эмбрионального развития. 7.Какие вредные привычки могут повлиять на развитие человека?
3. Зародышевые оболочки.        
4. Рост и развитие человеческого эмбриона.      
5. Близнецы одно и разнояйцовые.      
6. Аномалии и пороки развития, их причины и виды.    

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите общие закономерности развития зародыша на примере зародышей хордовых. Задание №1. 1.Изучите этапы эмбриогенеза по таблицам, иллюстрациям и микропрепаратам. А. Проследите этапы дробления, обратите внимание на примерно равную величину бластомеров. Зарисуйте, сделайте обозначения Б. На стадии бластулы научитесь различать основные части бластулы. Найдите бластодерму – стенку и бластоцель. Зарисуйте бластулу, на рисунке обозначьте: 1)бластодерму; 2)бластоцель. В. Гаструла имеет вид двустенной чаши с наружным (эктодермальным) и внутренним (эктодермальным) листками с широко зияющим бластопором, ведущим в бластоцель. Бластопор ограничен дорсальной, вентральной и боковыми губами. Найдите на рисунках гаструлы эктодерму, энтодерму, бластопор, ограниченный губами, и первичную полость тела – гастроцель. Зарисуйте гаструлу, обозначьте: 1)эктодерму; 2)эктодерму; 3) бластопор; 4)гастроцель. Г. Рассмотрите, стадию нейрулы под эктодермой на спинной стороне локализуется нервная трубка, под которой проходит плотный тяж клеток – хорда. Симметрично по бокам от них располагаются сомиты, образующиеся из дорсальной мезодермы. Вентральная мезодерма, превращающаяся в спланхнотом, расщеплена на два листка-париетальный и висцеральный, которые ограничивают целомическую полость. Зарисуйте стадию нейрулы, обозначьте: 1) эктодерму; 2) нервную трубку; 3) хорду; 4) мезодерму; 5) эктодерму. 2. Охарактеризуйте процессы, протекающие во время эмбриогенеза.   Выработать умение микроскопировать и зарисовывать различные стадии эмбриогенеза для обобщения и систематизации знаний.   50'
  2.   Изучите производные зародышевых листков. Задание №2. 1.Выпишите в дневник определение зародышевых листков. 2.Заполните таблицу «Дифференцировка зародышевых листков» Зародышевый листок! Производные Эктодерма Мезодерма Энтодерма   Формирование умений работы с учебной литературой и документацией. Для систематизации и обобщения знаний по органогенезу, заполнение таблицы   20'
  3.   4.   Изучите близнецов.   Изучите аномалии и пороки развития. Задание №3. 1.Запишите определение однояйцовых и разнояйцовых близнецов. 2.Охарактеризуйте ОБ и РБ, назовите причины появления близнецов. Задание №4 1.Запишите в дневник определение аномалий. Приведите примеры. 2.Запишите определение пороков развития. Приведите примеры часто встречающихся пороков по системам органов. 3.Выпишите таратогенные факторы. Рассмотрите иллюстрации. Охарактеризуйте влияние вредных привычек на организм и потомство.   Выработать навыки работы с учебной литературой, для систематизации знаний.   Развивать умение работы с учебной литературой, для осознания и осмысления знаний, чтобы применить в будущей профессиональной деятельности.   15'      

 

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №7




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 593; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.