Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №3




Тема: Изменчивость и ее формы.

Актуальность темы: Медицинский работник должен уметь отличать фено- и генотипическую изменчивость. Модификационная изменчивость может вызвать фенокопирование наследственной патологии, что имеет важное прогностическое значение. Кроме того, фенотипическая изменчивость обуславливает индивидуальность проявления различных признаков, в том числе и патологических. Мутационная изменчивость – причина большинства наследственных болезней. Знание причин и механизмов возникновения мутаций позволяет прогнозировать, предупреждать и лечить наследственные болезни

Цель занятия:

1. Оценивать форму изменчивости, факторы ее вызывающие, и в зависимости от этого прогнозировать возможность и степень проявления наследственной патологии.

2.Уметь объяснить влияние мутагенов на растения, животных и человека, отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человеческого организма.

3.Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения здорового образа жизни.

Студент должен знать:

1.Виды изменчивости.

2.Значение изменчивости.

З.Причины изменчивости.

Студент должен уметь:

1.Микроскопировать готовые препараты.

2.Решать проблемные ситуации.

3.Пояснять причины фенотипической изменчивости и значение мутагенных факторов.

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: набор таблиц: «Мутагенная изменчивость», «Модификационная изменчивость», «Стрелолист», «Гималайский кролик» и т.д. Микроскопы, набор микропрепаратов «Изменчивость у мух дрозофил», гербарий, дидактический материал и др.

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Генотипическая изменчивость. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 216-227 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.301-318 Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и практической деятельности. 1.Что такое изменчивость? 2.Значение изменчивости? 3.Назовите виды изменчивости? 4. Дайте определение и характеристику генотипической изменчивости. 5. Сколько их известно? 6. Что такое мутация? Значение мутаций для эволюции и народного хозяйства. 7. Назовите и охарактеризуйте свойства мутаций. 8.Что такое спонтанные мутации и как часто они возникают? 9.Какие мутации передаются следующему поколению? 10.Как в основном наследуются мутации у гетерозигот? 11.Как влияют мутации на жизнеспособность? 12.Какие мутации различают, в зависимости от изменения генотипа? 13.Что происходит с геном при точковой мутации, как это проявляется в фенотипе? 14.Назовите заболевания человека, возникшие от генной мутации. 15.Что такое абберации? 16.Назовите типы хромосомных перестроек, поясните, какие изменения происходят, с хромосомами? 17.Какя мутация возникает при изменении числа хромосом? 18.Что такое полиплоидия? У кого она встречается, ее значение? 19.Какие организмы полиплоиды вам известны? 20. Каковы причины полиплоидии? 21.Дайте определение гетероплоидии, у кого встречается, как проявляется? 22.Причины гетероплоидии, приведите примеры. 23.Какие мутагенные факторы вам известны? Какое значение они имеют, как влияют на организмы? 24.О чем гласит закон Н.И.Вавилова? 25.Какое значение он имеет в практической деятельности?
2.   Комбинативная изменчивость.           1.Дайте определение комбинативной изменчивости. 2.Назовите причины, приводящие к комбинативной изменчивости. 3.Приведите примеры комбинативной изменчивости. 4.Каково значение комбинативной изменчивости
3. Модификационная изменчивость.     1.Дайте определение и характеристику модификационной изменчивости. 2.Что необходимо для формирования признака? 3.Что такое модификация? 4.Назовите особенности фенотипической изменчивости. 5.Что такое норма реакции? Приведите примеры. 6.У каких признаков широкая, а у каких узкая норма реакции? 7.Что такое управление доминированием? 8.Для кого можно построить вариационный ряд? 9.О чем гласит закон Кетле? Приведите примеры. 10..Как называется графическое выражение изменчивости признака? Что оно выражает? 11.Объясните отрицательное действие алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие организма. 12.Какое значение в жизни человека имеет фенотипическая изменчивость?  
             

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите мутационную изменчивость у мух дрозофил. Задание №1. 1.Изучите нормальных особей мухи дрозофилы. Рассмотрите внешнее строение мухи дрозофилы на микропрепарате. Мухи дрозофилы имеют мелкие размеры, отделы тела хорошо разграничены. У нормальных мух тело серого цвета, глаза красного. Глаза расположены по бокам головы. Грудной отдел серого цвета несет 3 пары членистых конечностей и пару прозрачных плоских крыльев. Обратите внимание на то, что длина крыльев превышает длину тела.   2.Изучите мутации мухи дрозофилы. На микропрепаратах рассмотрите внешнее строение мух дрозофил с различными видами мутации:   А.Рассмотрите рецессивную мутацию – черная окраска тела (хромосома 2, локус 48,5, генная мутация)   Б.Рассмотрите рецессивную мутацию – бескрылая форма (хромосома 2, локус 67, генная мутация)   3.Выпишите в дневник мутагенные факторы.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний изменчивости.   40'
  2.   Изучите мутационную изменчивость Задание №2. 1.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 301- 310 генотипическую изменчивость.   2. Создайте и зарисуйте в дневнике классификацию изменчивости и мутаций.   3. Выпишите свойства мутаций в дневник.   4. Зарисуйте изменения структурной организации хромосом, приводящих к хромосомным мутациям («Биология» В.Н. Ярыгина стр. 134 рис. 3.57).   5.Выпишите, примеры фенотипического проявления генных, хромосомных, геномных мутаций. Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по мутационной изменчивости.     45'
3.     Изучите фенотипическую изменчивость.     Задание №3. 1.Постройте вариационный ряд. Используйте в качестве учебного материала разные показатели (объем грудной клетки, масса тела, рост), исследуемые единицы наблюдения составят выборочную совокупность. Выпишите цифровые показатели (варианты), например массы тела, отдельных индивидуумов порядке убывания или нарастания величин. Совокупность вариантов, расположенных в определенной последовательности, составит вариационный ряд. Определите крайние варианты ряда, или лимиты изменчивости, т.е. наименьшую и наибольшую массу тела (42 и 70 кг). Крайние варианты, или лимиты, показывают, в каких пределах изменяется признак. 2.Изучите фенотипическую изменчивость на таблицах, иллюстрациях в приложении и гербарии. Рассмотрите предложенные гербарные образцы растений с примерами модификационной изменчивости. Зарисуйте примеры модификаций одного вида растения, укажите причины фенотипической изменчивости. 3.Приведите примеры влияния образа жизни человека на продолжительность и качество жизни.     Выработать умение применять и проверять знания, по фенотипической изменчивости. Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по модификационной изменчивости.     35'    

 

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.