Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №5




Тема: Понятие о биосфере. Круговорот веществ и энергии.

Актуальность темы: Обмен веществ и энергии один из признаков живого. Это основной принцип функционирования экосистем и биосферы, эти знания необходимы для понимания единства природы. Деятельность человека стала фактором планетарного масштаба. Современное состояние биосферы таково, что человечество стоит на пороге экологического кризиса. От рационального природоиспользования природных ресурсов, охраны природы от последствий хозяйственной деятельности человека зависит само существование жизни на Земле.

Цель занятия:

1. Сформировать современное понятие об экологии, экологических факторах, биосфере, проблемах биосферы, круговороте веществ и энергии в биосфере.

2.Ознакомиться с рациональным природоиспользованием и охраной природы.

3.Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения экоцентрического образа жизни.

Студент должен знать:

1.Экологию и ее роль в современном мире, экологические факторы, основные положения учения В.И. Вернадского о биосфере;

2.Живое вещество и его функции, круговорот веществ.

З.Рациональное природоиспользование, охрану природы.

 

Студент должен уметь:

1.Зарисовывать схемы круговорота веществ.

2.Заполнять таблицы, правильно оформлять учебную документацию, применять сведения о комплексе задач охраны окружающей среды и рационального природоиспользования.

3.Работать с дидактическим материалом.

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: стенды, набор таблиц: «Круговорот углерода», «Круговорот азота», «Круговорот кислорода» и т.д.

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Экология. Экологические факторы. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 409-427. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.173-182,327-340 3. «Биология» Захаров В.Б. М. 2004 стр.489-504,592-599. Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и применения в общественной и практической деятельности. 1.Дайте определение экологии. Что она изучает? 2.Кто предложил термин экология? 3.Задачи и значение экологии 4.Что такое среда обитания? 5.Какие среды жизни вам известны? 6.Дайте определение экологических факторов. 7.Какие экологические факторы вы знаете? 8.Абиотические факторы, их значение? 9.Как называется воздействие живых организмов? 10.Каким фактором является человеческое общество?  
2.   3.   4. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Круговорот биогенных элементов.     Биосфера и человек.   Рациональное природоиспользование и охрана природы.       1.Дайте определение биосферы. Кто предложил термин? 2.Какие сферы выделяют на Земле? 3.Как представлена жизнь в атмосфере? 4.Каковы границы жизни в гидросфере? 5.Жизнь в литосфере. 6.Что такое биомасса, какова она? 7.Какие компоненты биосферы по Вернадскому? 8.Живое вещество, видовой состав, разнообразие. 9.Что является костным веществом? 10. Каким веществом является почва? 11.Какие функции выполняет биосфера, приведите примеры? 12.Что такое биотичекий круговорот? 13.За счет чего происходит биогенная миграция атомов? 14. За счет, какой энергии осуществляется круговорот элементов?   1.В чем суть таких понятий как биогенез и ноогенез? 2.Дайте определение ноосферы, антропогенного фактора. 3. Чем термин антропосфера отличается от техносферы? 4.Назовите признаки перехода биосферы в ноосферу. 5.Что такое природные ресурсы? 6.Какие ресурсы считаются неисчерпемыми? 7.Назовите возобновимые исчерпаемые ресурсы. 8.Какие природные ресурсы невозобновимые и исчерпаемые? 9.Что такое экологический кризис? 10. Какие вы знаете глобальные, региональные и местные экологические проблемы? 11.Чем грозит биосфере перенаселение планеты? 12.Какой вред от химических загрязнений? 13.Какие физические загрязнения вам известны, чем они опасны? 14.Что является биологическим загрязнением? 15. Какие еще загрязнения вам известны? 16. Что такое ПДС и ПДК? 17.От чего возник парниковый эффект, чем он опасен? 18.Как его предотвратить? 19. Что такое озоновые дыры, их причины, вред, меры борьбы? 20.Какова причина кислотных дождей, какой они приносят вред? 21.Что такое смог? 22.Отчего происходит деградация почвы, чем это опасно, каковы меры предотвращения? 23.Какой вред наносит человек флоре и фауне окружающей среды, чем это опасно, каковы меры предотвращения данных проблем? 24.Назовите навсегда исчезнувшие виды     1.Дайте определение, рационального природоиспользования? 2.Каковы задачи рационального природоиспользования? 3.Что является экологическим кризисом? 4.Что произойдет при экологической катастрофе? 5. Дайте определение коэволюции. 6.Что подразумевает под собой экологизация сознания? 7. Что такое антропоцентризм? 8.Как вы понимаете экоцентризм? 9.Какова цель экологического мониторинга? 10. Что такое замкнутое производство? 11. Чем современное сельское хозяйство отличается от биоценотического? 12.Как защитить окружающую среду от загрязнений? 13.Когда необходимо рассчитывать экологический баланс? 14.Что такое чистые источники энергии? 15.Как сохранить плодородие? 16.Что такое особо охраняемые территории? 17.Дайте определение охраны природы? 18.Для чего необходимо международное сотрудничество? 19.Какие заповедники вы знаете, в чем их роль? 20. Чем заповедники отличаются от заказников? 21.Какие национальные парки вы знаете? 22. Что такое памятник природы? 23.Какие вам известны исчезнувшие виды, находящиеся на грани вымирания? 24. О чем красная книга? 25. Правила поведения людей в окружающей природной среде? 26.Как вы думаете, что можно сделать для сохранения природы?    
           

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите экологию и биосферу Задание №1. 1.Изучите на таблицах, стендах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004 г. стр. 487-504 и «Биологии» Ярыгина стр173-175, 327-335 понятия экологии и биосферы.   2. Выпишите в дневник определение экологии (аутоэкология, синэкология, динамика популяций), среды, экологического фактора.   3.Выпишите в дневник, что такое биосфера, что она включает по Вернадскому, границы биосферы и функции.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по понятиям экологии и биосферы.   40'
  2.     3.   Изучите биотический круговорот.     Изучите воздействие человека на биосферу. Задание №2. 1.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 495-496 и приложении № 1 А круговорот углерода. Выполните задание, схему круговорота зарисуйте. Письменно ответьте на поставленные в задании вопросы.   2.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 497-498 и приложении № 1 Б круговорот фосфора. Выполните задание, схему круговорота зарисуйте. Письменно ответьте на поставленные в задании вопросы.   3.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 495-496 и приложении № 1 В круговорот азота. Выполните задание, схему круговорота зарисуйте. Письменно ответьте на поставленные в задании вопросы.   4.Изучите на таблицах и в «Биологии» В.Б. Захарова М. 2004г. стр. 495-496 и приложении № 1 Г разрыв круговорота на примере фосфора рис. 41 в приложении. Выполните задание, схему круговорота зарисуйте.   5. Изучите круговорот воды в приложении рис.159, 162, 79 и в «Биологии» Захарова стр.494-495.Запишите схему круговорота в дневник.   Задание № 3 1.Изучите в «Биологии» В.Б. Захарова стр.577-591, 522-532. и «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 336-340.   2.Выпишите в дневник загрязняющие вещества, попадающие в воздух при антропогенном воздействии.   3.Сколько и на что расходуется вода, какие проблемы возникают в связи с нехваткой воды. Выпишите загрязняющие воду вещества.   4.Какое количество гумуса содержат черноземы? Что такое эрозия, ее виды. Запишите. Поясните как сохранить плодородие почвы?   5.Какое воздействие оказывает на организмы радиоактивные загрязнения. Выпишите.   6.Запишите в дневник (стр.529- 530) загрязняющие вещества   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по круговороту веществ в природе.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по воздействию человека на биосферу.   50'    

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №6




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 657; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.