Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта №8




Тема: Медицинская гельминтология.

Актуальность темы: Гельминты являются возбудителями более 150 заболеваний человека. Знание морфологии и жизненных циклов гельминтов – необходимая основа для последующего изучения симтоматики, диагностики и лечения и профилактики гельминтозов. Гельминты поражают практически все органы человека, поэтому медикам любой специальности приходится сталкиваться с гельминтозами.

Цель занятия:

1. Сформировать понятие о паразитах человека типа плоские и круглые черви.

2. Уметь идентифицировать сосальщиков (трематод) возбудителей заболеваний человека и использовать морфологические критерии при профилактике и диагностике вызываемых ими заболеваний (трематодозов). Уметь определять свиного, бычьего, карликового цепней, широкого лентеца, эхинококка и альвеококка и использовать знания для профилактики цестодозов. Уметь определять возбудителей нематодозов человека: аскаридоза, энтеробиоза, трихинеллеза, анкилостомоза, трихоцефалеза, некатороза и дракункулеза.

3.Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения здорового образа жизни и соблюдения мер профилактики гельминтозов.

Студент должен знать:

1.Основные понятия о гельминтах.

2.Понятие о типе плоские черви и его медицинское значение. Основных паразитов человека типа плоские черви их морфологию, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, лабораторную диагностику и профилактику.

3.Понятие о типе круглые черви и его медицинское значение. Паразитов человека класса круглые черви: аскарида, острица, власоглав, трихинелла, анкилостамида, ришта. Их морфологию, циклы развития, пути заражения, патогенное действие, лабораторную диагностику и профилактику.

Студент должен уметь:

1.Зарисовывать и идентифицировать паразитических червей представителей типа плоские и круглые черви.

2.Заполнять таблицы, различать представителей различных классов червей паразитов человека, пояснять патогенное действие и меры профилактики, решать задачи, правильно оформлять учебную документацию.

3.Работать с дидактическим материалом.

Общее время: 180 мин.

Оснащение: иллюстрации, муляжи сколексов, набор таблиц: «Сосальщики», «Цепни», «Круглые черви», набор микро и макропрепаратов и т.д.

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Медицинская гельминтология. Тип плоские черви. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр.357-389. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.245 -287   Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и применения в общественной и практической деятельности. 1.Кто является основоположником российской гельминтологии? 2.Дайте определение гельминтологии, ее цели. 3.Дайте определение гельминтам и гельминтозам. Какие гельминтозы известны? 4.В чем характерные особенности паразитов типа плоские черви, класс сосальщики? 5.Каких паразитов класса сосальщики вы знаете? 6. Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика печеночного сосальщика? 7. Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика кошачьего сосальщика? 8.Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика ланцетовидного сосальщика? 9.Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика легочного сосальщика? 10.Какие организмы всегда являются промежуточными хозяевами всех сосальщиков? Все ли сосальщики имеют двух промежуточных хозяев? 11.Почему трематодозы наиболее часто встречаются у жителей сельской местности? 12.Каково патогенное действие на человека сосальщиков, обитающих в печени? 13.Как можно поставить диагноз трематодозов, обитающими в печени? 14.Какие сосальщики могут локализоваться в легких, диафрагме, головном мозге? Как они туда попадают? 15Каковы приспособления к паразитизму у ленточных червей? 16.Назовите известные кишечные цестодозы. 17.Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика бычьего, свиного, карликового цепня, широкого лентеца, альвеокоокка и эхинококка? 18.В чем заключается патогенное действие ленточных червей, обитающих в кишечнике? 19.В чем заключается профилактика кишечных цестодозов? 20.Как происходит заражение цестодозами, паразитирующими у человека на личиночных стадиях?
2.   Медицинская гельминтология. Тип круглые черви.     1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр.357-389. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.245 -287       1.Перечислите основные характерные особенности круглых червей. 2.Что означают понятия «геогельминты» и «биогельминты»? 3.Какова морфология, цикл развития, пути заражения, вред организму человека, локализация, лабораторная диагностика и профилактика аскариды, острицы, власоглава, анкилостомиды, трихинеллы, ришты? 4.Как происходит заражение человека геогельминтами? 5.Как диагностируются геогельминтозы? 6.Какие геогельминты развиваются в человеке с перемещениями, и какие без них? 7.Какие геогельминты питаются кровью? 8.Какова профилактика геогельминтозов? 9.Какие геогельминты встречаются наиболее часто у детей? 10.В каких органах человека обитают нематоды – биогельминты?
                 

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите паразитов человека класса «Сосальщики». Задание №1 1.Изучите и научитесь различать сосальщиков на таблицах, иллюстрациях, приложении и в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.249-261. 2.Рассмотрите макропрепарат печеночного сосальщика. Зарисуйте в дневник схему строения сосальщика рис.20.1. в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.247. На рисунке обозначьте организацию сосальщиков. 3.Изучите жизненный цикл по учебным таблицам, в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.248 рис. 20.2.Составте схему жизненного цикла в дневнике: А. печеночного сосальщика Б. кошачьего сосальщика В. ланцетовидного сосальщика Г. легочного сосальщика 4.Рассмотрите на микропрепаратах, в приложении рис. 82, 146, 185, 205 и на таблицах яйца сосальщиков. Зарисуйте яйца гельминтов: А. печеночного сосальщика Б. кошачьего сосальщика В. ланцетовидного сосальщика Г. легочного сосальщика 5.Решите ситуационные задачи по трематодозам: А. Какая болезнь может быть заподозрена у человека, приехавшего из экспедиции в Приморский край с жалобами на общую слабость, боли в груди и кашель с обильной мокротой? Как можно поставить предполагаемый диагноз? Б. К врачу обратились члены одной семьи, жители г. Омска. У них наблюдались сходные симптомы заболеваний (повышенная температура тела, желтуха, боли в животе справа и тошнота). Из анамнеза выявлено, что они заболели месяц назад после того, как поели вяленую рыбу, которую сами выловили в Иртыше и приготовили. Какие необходимо провести обследования? Ваш предположительный диагноз?   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по паразитам класса «Сосальщики».   Выработать умение применять и проверять знания, по трематодозам.   25'
  2.   3.     4.     5.     Изучите паразитов человека класса «Ленточные черви».   .   Изучите паразитов человека класса «Круглые черви».   Изучите червей паразитов человека     Решите задачи по гельминтозам.     Задание №2. 1.Изучите и научитесь различать паразитов человека класса «Ленточные черви» на таблицах, иллюстрациях, муляжах, приложении и в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.262 -273.   2.Рассмотрите макропрепарат члеников бычьего цепня. Зарисуйте в дневник схему строения ленточных червей рис.20.6. в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.262. На рисунке обозначьте организацию ленточных червей   3.Изучите жизненный цикл по учебным таблицам, в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.263 рис. 20.7.Составте схему жизненного цикла в дневнике: А.бычьего цепня Б. свиного цепня В.карликового цепня Г.широкого лентеца Д. альвеококка Е. эхинококка 4.Рассмотрите на микропрепаратах, в приложении рис. 20.9., 87,196, 190, 189,137, 193, 205 и на таблицах яйца ленточных червей. Зарисуйте яйца: А.бычьего цепня Б. свиного цепня В.карликового цепня Г.широкого лентеца Д. альвеококка Е. эхинококк 5.Решите ситуационные задачи по цестодозам: А.Во время санитарно-эпидимического контроля говядины на рынке в мясе обнаружены пузырьки величиной с горошину в количестве 8-10 на 1 дм. Каков диагноз? Каковы действия санитарного врача? Б.У больного наряду с нарушением пищеварения отмечается тяжелая форма анемии. Лабораторные исследования показали наличие в фекалиях больного крупных яиц округлой формы, размером 70*45 мкм с крышечкой на одном из полюсов. При опросе больного выяснилось. Что незадолго до болезни он употреблял в пищу свежемороженую рыбу (строганину). Каков предположительный диагноз? В. В больницу поступил пациент с жалобами на желтуху, слабость, тошноту, и изредка возникающую рвоту. При обследовании выявлено округлое образование в печени диаметром 7 см. Пациент по профессии пастух. Пасти стадо овец ему помогают несколько собак. Какие исследования провести? Ваш предположительный диагноз и тактика? Задание №3. 1.Изучите и научитесь различать круглых червей на таблицах, иллюстрациях, приложении и в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.274-286.   2.Рассмотрите на иллюстрациях и таблицах круглых червей. Зарисуйте в дневник схему строения круглых червей рис.20.12. в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.274. На рисунке обозначьте организацию круглых червей.   3.Изучите жизненный цикл, в приложении рис.204, 93, 198, 202,90,203, 91,89 и «Биологии» В.Н. Ярыгина стр.275-286.Составте схему жизненного цикла геогельминтов и биогельминтов в дневнике: 4.Рассмотрите на микропрепаратах, в приложении рис. 146,91, 89, 205 и на таблицах яйца круглых червей. Зарисуйте половозрелых особей и яйца гельминтов: А. аскариду Б. острицу В. власоглава Г. анкилостому Д. трихинеллу с личинкой 5.Решите ситуационные задачи: А. Какие гельминтозы можно заподозрить у человека, работавшего летом в Закавказье на овощных плантациях и жалующегося на общую слабость, боли в животе и нарушение аппетита? Как можно подтвердить предполагаемый диагноз? Б.Какой гельминтоз можно заподозрить у ребенка, ставшего внезапно раздражительным, плохо спящего по ночам и расчесывающего область заднего прохода? В.Ребенок съел немытую клубнику. Какими видами круглых червей может заразиться ребенок? Д.Человек съел непрожаренную свинину, через 15 дней почувствовал мышечные боли, появились отек век и высокая температура тела. Какие исследования необходимо провести, каков диагноз? Задание №4. Начертите в тетради таблицу «Черви– паразиты человека» и заполните ее, пользуясь материалом учебника. 1.Русское и латинское название паразита. Класс. 2. Название болезни 3. Морфофизиология 4.Цико развития 5.Локализация у человека. 6.Пути заражения 7.Вред организму 8. Лабораторная диагностика 9. Профилактика Задание №5. Пользуясь приложением, решите ситуационные задачи по Медицинской гельминтологии. Запишите в дневник.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по паразитам человека класса «Ленточные черви».     Выработать умение применять и проверять знания, по цестодозам.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по паразитам человека класса «Круглые черви».     Выработать умение применять и проверять знания, по нематодозам.     Формирование умений работы с учебной литературой, выполнение заданий для систематизации и обобщения знаний по червям паразитам человека.   Выработать умение применять и проверять знания, по гельминтозам.   30'        

Методическая разработка по Биологии для студентов к практическому занятию №9




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 2075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.