Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ориентировочная карта № 9




Тема: Медицинская арахноэнтомология.

Актуальность темы: Класс паукообразные имеет важнейшее медицинское значение, они являются ядовитыми – скорпионы, каракурты, эктопаразитами - клещи. Клещи являются переносчиками клещевого энцефалита, туляремии, сыпного и возвратного тифа, болезни Лайма и др. Вызывают аллергию и чесотку. Класс насекомые имеет постоянных и временных эктопаразитов, которые переносят бактерии вирусы и простейших, в том числе вызывающих эпидемии - чуму, эпидемический сыпной тиф и т.д. Знания биологии членистоногих необходимы для оказания мед. помощи, противоэпидемических и профилактических мер.

Цель занятия:

1. Сформировать понятие о биологии паразитов человека типа членистоногие.

2. Уметь идентифицировать представителей типа членистоногие и обосновывать методы диагностики и профилактики переносимых ими болезней. На основании знания медицинского значения членистоногих уметь обосновывать меры борьбы с ними, меры профилактики болезней и противоэпидемические мероприятия в очаге.

3.Научиться, самостоятельно работать с учебным материалом, обобщать и систематизировать учебную информацию, применять для осознанного ведения здорового образа жизни и соблюдения мер профилактики паразитарных заболеваний.

Студент должен знать:

1.Медицинское значение паукообразных. Переносчиков заболеваний – клещей (собачий, таежный, пастбищный), возбудителя чесотки – чесоточного зудня, их строение, циклы развития, профилактику.

2.Медицинское значение насекомых переносчиков заболеваний - комнатная муха, блохи. Вши, комары, москиты, тараканы их строение, размножение и развитие, меры борьбы.

Студент должен уметь:

1.Зарисовывать и идентифицировать паразитов человека типа членистоногие, класс паукообразные и насекомые;

2.Заполнять таблицы, различать представителей различных паразитов человека типа членистоногие, пояснять вред, приносимый ими и меры профилактики, решать задачи, правильно оформлять учебную документацию.

3.Работать с дидактическим материалом.

 

Общее время: 180 мин.

Оснащение: иллюстрации, набор микропрепаратов, набор таблиц: «Тараканы», «Класс паукообразные», «Чесоточный зудень», «Москиты» и т.д.

Место проведения: Кабинет № 9

Задание на самоподготовку.

№ п/п Вопросы для самоподготовки. Источники информации. Цель деятельности. Вопросы для самоконтроля.
1. Медицинская арахноэнтомология.Класс паукообразные. 1. «Биология» Ярыгин В. Н. 2006 М. стр. 389-408. 2.»Биология» Ярыгин В.Н.1997 М. стр.287-327.   Знать, чтобы использовать для изучения медицинских дисциплин и применения в общественной и практической деятельности. 1.Перечислите характерные особенности типа членистоногие, класса паукообразные. 2.Какие известны ядовитые паукообразные? Где они распространены? 3.Какой из ядовитых пауков может вызвать смерть человека? Назовите симптомы вызванные укусом? 4.Меры предосторожности, предохраняющие от нападения пауков? 5.К какому классу относятся клещи? Чем характеризуется их строение? Каково их развитие? 6. Каково медицинское значение клещей? 7. Какие известны клещи - постоянные паразиты человека? Их строение, цикл развития, патогенное действие? 8. Каким образом в организм клеща попадают возбудители инфекционных болезней? Что такое трансовариальная передача возбудителей? 9.Какие трансмиссивные болезни передаются иксодовыми клещами? В нашем районе? 10.Какие иксодовые клещи вам известны, какие встречаются у нас? Каковы меры борьбы с кровососущими клещами?  
2.     Медицинское значение класса насекомые.           1. Перечислите характерные особенности класса насекомые? 2.Какие насекомые относятся к группе механических переносчиков возбудителей? Возбудителей, каких болезней они переносят? 3.Какие особенности строения, цикла развития, мест обитания, вред приносимый людям, вам известны таракана и мухи? Меры борьбы? 4.Что вам известно о миазах? Какие они бывают? 5.Какие насекомые являются постоянными паразитами человека? 6.Какие особенности строения, цикла развития, вред приносимый людям, виды имеют вши? 7.Какие болезни, антропо- или зоонозные, переносят насекомые - постоянные паразиты человека? 8.Как происходит заражение педикулезом, фтириазом, меры предохранения? 9.Какие насекомые являются временными кровососущими паразитами? Возбудителей, каких болезней они переносят? 10.Какие особенности строения, цикла развития, мест обитания, вред приносимый блохами вам известен? 11.Какие особенности строения, цикла развития, мест обитания, вред приносимый комарами вам известен? 12.Какие особенности строения, цикла развития, мест обитания, вред приносимый москитами вам известен? 13.Какие особенности строения, цикла развития, мест обитания, вред приносимый клопами вам известен? 14.Почему большинство трансмиссивных болезней, передающихся человеку через укусы кровососущих насекомых, относятся к зоонозам? 15. Почему борьба с кровососущими насекомыми является одним из наиболее эффективных путей профилактики трансмиссивных болезней? 16.Все ли временные кровососущие паразиты являются обитателями природных биогеоценозов? 17. Все ли комары являются переносчиками малярии? 18. Почему большинство трансмиссивных болезней, передающихся через укусы кровососущих насекомых, относятся к зоонозам?  
                 

Самостоятельная работа студентов

 

№ п/п Название Описание Цель Время
  1.   Изучите различные виды клещей, переносчиков инфекционных заболеваний. Задание №1 1.Изучите клещей на таблицах, иллюстрациях и в «Биологии» В.Н. Ярыгина. стр.287-295   2. Познакомьтесь с приложением рис.21.2, 208, 99. Обратите внимание на отсутствие расчлененности каплеобразного тела клеща, ротовой аппарат, состоящий из хелицер и педипальп, на число ходильных ног. Зарисуйте пастбищного клеща в дневник.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии клещей.   10'
  2.   3.     4.     5.     6.   7.     8.   9.   Изучите чесоточного зудня   Изучите вшей.     Изучите комнатную муху, механического переносчика заболеваний     Изучите тараканов   Изучите блоху.   Изучите комаров и москитов.   Изучите клещей и насекомых постоянных и временных паразитов человека     Решите ситуационные задачи Задание №2. 1.Изучите чесоточного зудня возбудителя чесотки, на таблицах и рисунках в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 296 -297.   2. Познакомьтесь с приложением рис.212.Обратите внимание на размеры и округлую форму тела паразита, покрытого щетинками, грызущего типа ротовой аппарат. Зарисуйте чесоточного зудня в дневник.   Задание №3. 1.Изучите вшей на микропрепаратах, иллюстрациях, таблицах и «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 310-313.   2. Познакомьтесь с приложением рис.105.217.Обратите внимание на тело, состоящее из трех отделов: голова, грудь и брюшко. На голове имеются усики и глаза. Тип ходильных ног вшей – бегательные, последний членик ног похож на клешню (удерживаются на волосах). Зарисуйте головную и лобковую вшу и их гниды в дневник. На рисунке сделайте обозначения. Задание №4. 1.Изучите комнатную муху на иллюстрациях, таблицах и «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 298-302   2. Познакомьтесь с приложением рис.21.9, 216. Обратите внимание на стадии развития комнатной мухи. Ротовой аппарат сосуще- лижущего типа, лапки мухи снабжены двумя коготками и двумя клейкими подушечками, на которых она переносит патогенные бактерии, вирусы, цисты простейших, яйца гельминтов. Зарисуйте цикл развития мухи в дневник. На рисунке сделайте обозначения. Задание №5. 1.Изучите черного и рыжего тараканов на иллюстрациях, таблицах и «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 298-302.   2. Познакомьтесь с приложением рис.21.8. Тело таракана состоит из головы, груди и брюшка. На голове усики (органы обоняния и осязания), глаза. Ротовой аппарат грызущего типа. Грудь состоит из трех сегментов, брюшко из десяти. У самок крыльев нет Задание №6. 1.Изучите блоху на таблицах, иллюстрациях и в «Биологии» В.Н. Ярыгина. стр.302-304.   2. Познакомьтесь с приложением рис. 21.11.Обратите внимание на то, что тело блох сплющено с боков, крылья отсутствуют, последняя пара ног – прыгательные. На голове глаза, ротовой аппарат. Усики и хитиновые придатки в виде волосков, щетинок и зубцов. Зарисуйте блоху.   Задание №7. 1.Изучите схему жизненного цикла и схему строения комара на микропрепаратах, таблицах и рисунках в «Биологии» В.Н. Ярыгина стр. 306-308.   2. Познакомьтесь с приложением рис.217, 108.Обратите внимание на форму тела паразита, ротовой аппарат- хоботке самки имеет приспособления для прокалывания кожи – колющие челюсти - стилеты. Зарисуйте цикл развития малярийного комара в дневник. На рисунке сделайте обозначения. Рассмотрите москита.   Задание №8. Начертите в тетради таблицу «Членистоногие, вредящие здоровью человека» и заполните ее, пользуясь материалом учебника. 1.Русское и латинское название паразита. Класс. 2. Название болезни, которое вызывает или переносит паразит 3.Вред организму 4. Профилактика Задание №9. Пользуясь приложением, решите ситуационные задачи, по медицинской арахноэнтомологии. Запишите в дневник. А. Возможно ли заражение человека клещевым энцефалитом в природном очаге, если его укусил клещ, до этого момента не контактировавший с больными животными? Б.Возможно ли заражение человека малярией при укусе его малярийным комаром, не кусавшем ранее больного человека7? В.Какая паразитарная болезнь может быть заподозрена у человека, приехавшего из пустынных районов Средней Азии и имеющего длительно незаживающие язвы на лице? Как можно подтвердить предполагаемый диагноз?   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии чесоточного зудня.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии вшей   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии мухи.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии тараканов.   Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии и циклу развития блохи.     Формирование умений работы с наглядностью и учебной литературой, для систематизации и обобщения знаний по морфологии и циклу развития комаров и москитов.   Формирование умений работы с учебной литературой, выполнение заданий для систематизации и обобщения знаний, по членистоногим, имеющим медицинское значение.   Выработать умение применять и проверять знания, по членистоногим, имеющим медицинское значение.   20'                    

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.