Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обеспечение безопасности в походе




Даже простейший выход за город содержит для туристов, особенно малоопытных, элементы опасности.

Причинами чрезвычайных происшествий могут быть ошибки в подборе участников похода, плохое знание маршрута, слабая физическая подготовка туристов, недостаток снаряжения, отсутствие необходимого опыта у руководителя и, наконец, самое важное - слабая дисциплина в группе.

Неправильный подбор участников. Участники похода могут иметь значительную разницу в возрасте, физической подготовке, в опыте проведения туристских путешествий, различные интересы. Иногда разными могут быть даже и цели: у одних-это отдых, а у других - тренировка к предстоящему путешествию. Важную роль здесь играет и схоженность группы. Если участники похода до этого не были знакомы.друг с другом, то на марше, особенно в сложных ситуациях, в группе может возникнуть разлад, нарушение дисциплины.

Плохое знание маршрута. Недостаточное изучение маршрута по отчетам предыдущих групп, недоброкачественный картографический материал, отсутствие учета климатических особенностей данного периода и запасных вариантов движения нередко ставят группу в тяжелое положение. Например, туристы не учли, что дорога раздваивается, - по какой же из них идти дальше? В дождливое лето болото стало непроходимым для пешеходов, а в сухое отдельные участки реки стали труднопроходимыми для туристов-водников. Туристы-лыжники не учли направление ветра, господствующего для данного района. При длительном движении навстречу ветру в условиях низкой температуры часть туристов обморозила лица.

Слабая физическая подготовка. При преодолении естественных препятствий, пусть даже простейших, голеностопные суставы получают большую нагрузку. Иногда (как правило, во второй половине похода) малотренированному туристу достаточна небольшая перегрузка на голеностопный сустав, как происходит вывих. Много неприятностей группе может принести и резкое различие в физической подготовке участников: слабые будут стараться не отставать, что приведет их к быстрому переутомлению, сильные будут нервничать из-за частых остановок, слишком слабого темпа движения. В результате - раскол группы, где слабые и уставшие туристы легко могут заблудиться. Особенно это опасно в зимнем походе.

Недостаток снаряжения. Перечень снаряжения и имущества, необходимого для проведения похода выходного дня, невелик. При желании его можно даже сократить. Но есть такие вещи, которые, не являясь необходимыми при обычных условиях похода, приобретают неоценимую важность при возникновении в группе аварийной ситуации. Это аптечка, ремонтный набор, комплект сухого запасного белья, носки и варежки в лыжных походах. Это спасательные средства в походах по воде. Это запасные спички, компас и схема маршрута. Их отсутствие может поставить группу на грань катастрофы.

Недостаток опыта у руководителя. Каждое препятствие в зависимости от своего характера, погоды, времени суток, опыта туристов требует определенной тактики его преодоления, техники его прохождения. Именно технику и тактику определяет руководитель.

Если руководитель в силу своего недостаточного опыта принял ошибочное решение, оно может стать причиной чрезвычайного происшествия.

Слабая дисциплина в группе - главная причина возникновения случаев аварийности и травматизма. Как правило, это обусловлено недостаточным авторитетом руководителя похода, отсутствием схоженности в группе, слабым знанием "Правил организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий на территории СССР". Главная опасность-в самовольных действиях туристов, имеющих очень небольшой опыт походов. При самовольном выходе в лес турист заблудился. При самовольном купании в непроверенном месте, при отсутствии специально выделяемых наблюдателей турист утонул. При самовольном катании на лыжах с гор по непроверенной трассе турист наехал на прикрытый снегом камень и получил тяжелую травму головы. Именно такие заключения можно встретить при рассмотрении актов чрезвычайных происшествий во время проведения походов выходного дня.

Если обратиться к анализу несчастных случаев, произошедших в походах выходного дня, то основной причиной аварийности и травматизма является нарушение правил поведения на воде при расположении туристских групп на отдых. Ныряние с лодок, с крутого берега на непроверенных участках водоемов, купание в запретных местах, в зонах промышленной разработки песка, купание в одиночку или даже группой, но без выставления дежурного туриста, заплывание за ограждения, купание в ночное время, в холодную погоду и, самое главное, в нетрезвом виде-вот основные причины чрезвычайных происшествий с туристами.

Но не так уж редки случаи аварийности и при движении туристских групп по трассам водных маршрутов. Здесь основными причинами являются: отсутствие личных спасательных средств, неразведанные предварительно естественные или искусственные препятствия, пренебрежение страховкой при движении на сложных участках, растягивание колонны на значительное расстояние, исключающее взаимосвязь и взаимодействие при аварийных ситуациях, чрезмерное удаление от берега при плавании по значительным водным пространствам, незнание правил плавания по внутренним судоходным путям СССР (пересечение курса встречным судам, обгон их из-под кормы, слишком близкое прохождение от речных судов, движение по судоходному фарватеру в условиях плохой видимости или ночью без сигнальных фонарей), отсутствие резервного запаса плавучести (волейбольных или автомобильных камер), необоснованное покидание перевернувшейся байдарки, обладающей запасом плавучести.

На втором месте по числу случаев аварийности и травматизма стоят зимние походы выходного дня. Такие походы предъявляют к путешественникам серьезные требования. Туристы должны быть готовы к низкой температуре и резкой смене погоды, к различным характерам снежного покрова, к большим скоростям на спуске, а в некоторых районах и к лавинной опасности. При этом им приходится пересекать водные пространства, покрытые льдом неизвестной толщины, лесные чащи с глубоким снежным покровом, безлесные места с твердым настом. Здесь причины аварийности и травматизма могут быть следующие: отсутствие взаимоосмотра при движении против ветра в морозную погоду, движение в тумане при больших интервалах между участниками, выход из зоны леса в условиях пурги, организация разведки дальнейшего пути малочисленной группой при плохой видимости, сильная растянутость группы, деление группы на сильных и слабых, скоростной спуск по непросматриваемому до конца склону, спуск не по одной лыжне, а параллельными непроверенными трассами, отсутствие интервалов при пересечении лавиноопасного склона, подрезание этого склона, недостаток снаряжения, тесная обувь, слабая волевая подготовка участника и т. п.

Если обобщить все перечисленное выше, станет ясно, что основная причина всех случаев аварийности и травматизма в туризме-неправильные действия самих туристов. Вот почему туристские секции, клубы туристов обязаны перед началом каждого летнего и зимнего сезона проводить семинары для руководителей походов выходного дня, актива комиссий по походам выходного дня и маршрутно-квалификационных комиссий по вопросам обеспечения безопасности туристских мероприятий, изучению опасностей в каждом из видов самодеятельного туризма, по технике и тактике преодоления естественных и искусственных препятствий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1533; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.