Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Алгоритм может быть задан




РАБОЧая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

1.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 196
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 132
в том числе:  
практические занятия 74
контрольная работа в форме тестирования 5
ОБК 2
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 64
в том числе:  
Написание сообщения Решение индивидуальных домашних задач Составление презентации/видеоролика Работа с теоретическими материалами Подготовка ответов на вопросы теста Подготовка к экзамену 2 29 4 14 5 10
Форма промежуточной аттестации в третьем семестре – обязательная контрольная работа, в четвертом семестре - экзамен

 


1.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Основы алгоритмизации и программирования
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) Объем часов Уровень освоения
       
Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования.      
Тема 1.1. Основные понятия алгоритмизации Содержание учебного материала 8
  Роль и место знаний по дисциплине в профессиональной подготовке по специальности. Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Формы записей алгоритмов. Общие принципы построения алгоритмов. Основные алгоритмические конструкции: линейные, разветвляющиеся, циклические. Поиск, анализ и оценка информации при составлении алгоритма решения задачи. Данные: понятие и типы. Основные базовые типы данных и их характеристика. Структурированные типы данных и их характеристика. Методы сортировки данных. Организация собственной деятельности при решении задач.   2 2
Практические занятия 1. Составление блок-схем линейных и разветвляющихся алгоритмов. 2. Составление блок-схем циклических алгоритмов. 4  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам   2
Тема 1.2. Логические основы алгоритмизации Содержание учебного материала  
  Основы алгебры логики. Логические операции с высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, инверсия. Законы логических операций. Таблицы истинности. Организация собственной деятельности при решении задач.   2 3
Практические занятия 3.Составление таблиц истинности. 2  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам   2
Тема 1.3 Языки и системы программирования Содержание учебного материала  
  Эволюция языков программирования. Ориентирование в условиях смены технологий и средств программирования. Классификация языков программирования. Элементы языков программирования. Понятие системы программирования. Исходный, объектный и загрузочный модули. Интегрированная среда программирования. Поиск информации по предложенным темам для профессионального и личного развития. Оформление сообщения. Обсуждение найденных сведений в группе. - 2
Практические занятия -  

 

       
  Самостоятельная работа обучающихся Изучение темы 1.3 Написание сообщения Составление презентации к сообщению, используя информационно-коммуникационные технологии 6  
Тема 1.4 Методы программирования Содержание учебного материала 4
  Методы программирования: структурный, модульный, объектно-ориентированный. Достоинства и недостатки методов программирования. Общие принципы разработки программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения. Типы приложений. Консольные приложения. Оконные Windows приложения. Web-приложения. Библиотеки. Web-сервисы.   1 2
Практические занятия -  
Тестирование по темам 1.1-1.4 1
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Организация собственной деятельности при подготовке ответов на вопросы теста   2
Раздел 2 Программирование на алгоритмическом языке Turbo Pascal    
Тема 2.1. Основные элементы языка Содержание учебного материала  
  Структурная схема программы на алгоритмическом языке. Лексика языка. Переменные и константы. Типы данных. Выражения и операции.   2 2
Практические занятия    
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач   1
Тема 2.2 Операторы языка Содержание учебного материала  
  Синтаксис операторов: присваивания, ввода-вывода, безусловного и условного переходов, циклов. Составной оператор. Вложенные условные операторы. Циклические конструкции. Циклы с предусловием и постусловием. Вложенные циклы. Отладка программ. Организация собственной деятельности при решении задач.   4 3
Практические занятия 4.Составление программ линейной структуры. Отладка программ 5.Составление программ разветвляющейся структуры. 6.Составление программ разветвляющейся усложненной структуры. 7.Составление программ циклической структуры. 8.Составление программ усложненной циклической структуры.   10  

 

       
  Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Организация собственной деятельности при подготовке ответов на вопросы теста Посещение консультации №1   6  
Тема 2.3 Массивы Содержание учебного материала  
  Массивы как структурированный тип данных. Объявление массива. Ввод и вывод одномерных массивов. Ввод и вывод двухмерных массивов. Обработка массивов. Выбор методов сортировки массивов. Организация собственной деятельности при решении задач. 3 3
Практические занятия 9. Формирование линейных массивов. 10. Обработка одномерных массивов. 11. Формирование двумерных массивов 12. Обработка двухмерных массивов. 13. Сортировка массивов. 10  
Тестирование по темам 2.1-2.3 1
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Посещение консультации №2 5
Тема 2.4 Строки, множества, записи. Содержание учебного материала  
  Структурированные типы данных: строки, множества и записи. Объявление строковых типов данных. Поиск, удаление, замена и добавление символов в строке. Операции со строками. Стандартные функции и процедуры для работы со строками. Объявление множества. Операции над множествами. Объявление записи. Операции над записями. Организация собственной деятельности при решении задач, направленная на овладение умениями взаимодействовать со специалистами смежного профиля. 6 3
Практические занятия 14. Работа со строковыми переменными. 15. Работа с данными типа множество. 16. Формирование записей. Операции над записями. 6  
Обязательная контрольная работа 2
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Составление глоссария Посещение консультации №3 4

 

       
Тема 2.5 Процедуры и функции Содержание учебного материала    
  Понятие подпрограммы. Процедуры и функции, их сущность, назначение, различие. Организация процедур, стандартные процедуры. Процедуры, определенные пользователем: синтаксис, передача аргументов. Формальные и фактические параметры. Процедуры с параметрами, описание процедур. Функции: способы организации и описание. Вызов функций, рекурсия. Программирование рекурсивных алгоритмов. Стандартные функции. Организация собственной деятельности при решении задач. 2 3
Практические занятия 17.Организация и использование процедур. 18.Организация и использование функций. 19.Организация рекурсивных алгоритмов. 6  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Посещение консультации №4   4
Тема 2.6 Организация ввода-вывода данных. Работа с файлами   Содержание учебного материала  
  Типы файлов. Организация доступа к файлам. Файлы последовательного доступа. Открытие и закрытие файла последовательного доступа. Запись в файл и чтение из файла последовательного доступа. Файлы произвольного доступа. Порядок работы с файлами произвольного доступа. Создание структуры записи. Открытие и закрытие файла произвольного доступа. Запись и считывание из файла произвольного доступа. Использование файла произвольного доступа. Стандартные процедуры и функции для файлов разного типа. Организация собственной деятельности при решении задач.   2 3
Практические занятия 20. Работа с файлом последовательного доступа. 21. Работа с файлом произвольного доступа.   4  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Посещение консультации №5   2
Тема 2.7 Библиотеки подпрограмм   Содержание учебного материала  
  Стандартные модули. Программирование модулей. Модуль: синтаксис, заголовок, разделы. Библиотеки подпрограмм: понятие и виды. Схемы вызова библиотек. Статическое и динамическое связывание. Использование библиотек подпрограмм. Модификация отдельных модулей в соответствии с заданием, документирование произведенных изменений. Организация собственной деятельности при решении задач. Способы разделения обязанностей при коллективном выполнении профессиональных задач. Несение персональной ответственности за выполнение определенной части группового задания. 2 3

 

       
  Практические занятия 22.Программирование и инициализация модуля. 2  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Посещение консультации №6 1
Тема 2.8 Графика   Содержание учебного материала 12
  Графика. Графический модуль. Основные функции и процедуры построения изображений. Организация собственной деятельности при решении задач, направленная на овладение умениями взаимодействовать со специалистами смежного профиля. 3 3
Практические занятия 23.Построение статических и динамических изображений. 24.Построение графиков функций и диаграмм 4  
Тестирование по темам 2.5-2.8 1
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Организация собственной деятельности при подготовке ответов на вопросы теста Подготовка презентации / видеоролика по предложенной теме, используя современные технологии Посещение консультации №7 4
Раздел 3. Программирование на алгоритмическом языке C++   72
Тема 3.1 Базовые средства языка С++ Содержание учебного материала  
  Роль и место знаний по дисциплине в профессиональной подготовке по специальности. Базовые средства языка С++. Состав языка: алфавит языка, лексемы, выражения, операторы. Типы данных С++. Структура программы. Переменные и выражения. Базовые конструкции структурного программирования: оператор «выражение», условные операторы, операторы цикла, указатели, массивы, структуры. Типы данных, определяемые пользователем. Организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач. 6 3
Практические занятия 25. Составление программ линейной структуры. 26. Составление программ разветвляющейся структуры. 27. Составление программ циклической структуры. 28. Обработка массивов 29. Организация динамических массивов 30. Операции над строками 31. Организация файлов 32. Организация структур 16  

       
  Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Посещение консультации №8   5  
Тема 3. 2. Модульное программирование Содержание учебного материала  
  Объявление и определение функций. Глобальные и локальные переменные. Возвращаемое значение. Параметры функции. Рекурсивные функции. Перегрузка функций. Шаблоны функций. Функции стандартной библиотеки. Директивы препроцессора. Области действия идентификаторов. Организация собственной деятельности, выбор методов и способов выполнения профессиональных задач. Принятие решений в нестандартных ситуациях.   3 3
Практические занятия 33. Объявление и определение функций 2  
Тестирование по темам 3.1-3.2 1
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Составление отчета по практическим работам Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Организация собственной деятельности при подготовке ответов на вопросы теста Посещение консультации №9   2
Тема 3. 3. Технология создания программ Содержание учебного материала  
  Кодирование и документирование программы. Проектирование и тестирование программы. Динамические структуры данных: линейные списки, стеки, очереди, бинарные деревья. Поиск и анализ необходимой информации для решения задач динамического программирования. 11 3
Практические занятия 34. Применение динамических структур: стеков 35. Применение динамических структур: линейных списков 36. Применение динамических структур: очередей 37. Применение динамических структур: бинарных деревьев 8  
Тестирование по теме 3.3 1
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач Решение домашних индивидуальных задач. Оформление отчетов к практическим работам. Определение методов и способов выполнения индивидуальных домашних задач, нацеленных на получение профессиональных навыков Организация собственной деятельности при подготовке ответов на вопросы теста Подготовка к экзамену   17

 

       
Раздел 4. Введение в объектно-ориентированное программирование   3  
Тема 4.1 Основные принципы объектно-ориентированного программирования (ООП) Содержание учебного материала 3
  История развития ООП. Достоинства ООП. Базовые понятия ООП: объект, его свойства и методы, класс, интерфейс. Основные принципы ООП: инкапсуляция, наследование, полиморфизм. Событийно-управляемая модель программирования. Компонентно-ориентированный подход. Классы объектов. Компоненты и их свойства. Поиск, анализ и оценка информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.   2 2
Практические занятия -  
Самостоятельная работа обучающихся Поиск информации, необходимой для решения профессиональных задач 1
Всего: 196
         

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


2. Методические указания по каждой теме программы и

вопросы для самоконтроля

 

Раздел 1. Основные принципы алгоритмизации и программирования

Тема 1.1. Основные понятия алгоритмизации

Появление алгоритмов связывают с зарождением математики. Более 1000 лет назад (в 825 году) ученый из города Хорезма Абдулла (или Абу Джафар) Мухаммед бен Муса аль-Хорезми создал книгу по математике, в которой описал способы выполнения арифметических действий над многозначными числами. Само слово алгоритм возникло в Европе после перевода на латынь книги этого математика.

Алгоритм – это конечная последовательность строго определенных действий, приводящих к однозначному решению поставленной задачи.

Вы постоянно сталкиваетесь с этим понятием в различных сферах деятельности человека (кулинарные книги, инструкции по использованию различных приборов, правила решения математических задач...). Обычно, мы, выполняем привычные действия, не задумываясь, механически. Например, вы хорошо знаете, как открывать ключом дверь. Однако, чтобы научить этому малыша, придется четко разъяснить и сами эти действия и порядок их выполнения:

1. Достать ключ из кармана.

2. Вставить ключ в замочную скважину.

3. Повернуть ключ два раза против часовой стрелки.

4. Вынуть ключ.

Если вы внимательно оглянитесь вокруг, то обнаружите множество алгоритмов, которые мы с вами постоянно выполняем. Мир алгоритмов очень разнообразен. Несмотря на это, удается выделить общие свойства, которыми обладает любой алгоритм.

Свойства алгоритмов:

1. Массовость – обеспечивает решение широкого класса задач данного типа;

2. Понятность – перечень команд, которые понятны исполнителю;

3. Дискретность – т.е. разбить на последовательность отдельных шагов, только выполнив один шаг, переходим к другому;

4. Определенность или детерминированность – запись должна быть полной и четкой, чтобы не было потребности домысливать;

5. Результативность – процесс вычисления прекращается за конечное число шагов.

Выполнение алгоритмов определяется следующими правилами:

· Последовательность действий (линия);

· Альтернативность действий (ветвление);

· Использование повторений (цикл);

· Использование вспомогательных алгоритмов.

Главная особенность любого алгоритма – формальное исполнение, позволяющее выполнить заданные действия (команды) не только человеку, но и различным техническим устройствам.

Объект, который будет выполнять алгоритм, обычно называют исполнителем.

Исполнитель - объект, который выполняет алгоритм.

Идеальными исполнителями являются машины, роботы, компьютеры...

Компьютер – автоматический исполнитель алгоритмов.

Множество команд, которые в состоянии выполнить данный исполнитель, называется системой команд исполнителя.

1. Словесно – описание алгоритма словами и предложениями.

2. Таблично - описание алгоритма в форме таблиц и расчетных формул.

3. Графически - описание алгоритма с помощью геометрических фигур, называемых блоками.

4. Программно – запись алгоритма на языке программирования

Пример: написать алгоритм “Одеться по погоде”. Если на улице температура ниже 0, то необходимо надеть шубу, иначе – куртку.

1. Словесная форма:

Алгоритм ПОГОДА

  1. Начало
  2. определить температуру воздуха
  3. если температура ниже 0, то надеть шубу, иначе надеть куртку
  4. Конец.

2. Программная форма:

  • program E3;
  • uses crt;
  • var t: real;
  • begin
  • clrscr;
  • writeln(‘введите температуру воздуха t=’);
  • readln(t);
  • if t < 0 then writeln(‘одеть шубу’) else writeln(‘одеть куртку’);
  • end.

3. Графическая форма записи:

 

Сравнительная таблица:

Тип алгоритма Способы записи алгоритма
Словесная Графическая Программная
Линейный алгоритм – это описание действий, которые выполняются однократно в заданном порядке. 1. Сложить числа 100 и 15; 2. Из полученной суммы вычесть 20; 3. К результату прибавить 40.     program R1; var a,b,c,d,m,n: integer; begin writeln(‘Введите 4 числа’); readln(a,b,c,d); m:=a*d; n:=b*c; writeln(‘числитель=’, m); writeln(‘знаменатель=’, n); readln end.
Разветвляющийся алгоритм – это алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий. 1.неполная форма: Если на улице холодно, то нужно одеть шубу.   2.полная форма: Если на улице температура ниже 0, то одеть шубу, иначе – куртку.   1.   2.   Program R2; var a: integer; begin writeln(‘Введите число’); readln(a); if a mod 2 = 0 then writeln(‘a-четное’) else writeln(‘a-нечетное’); readln end.
Циклический алгоритм - это описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока не выполнено заданное условие.   Алгоритм нахождения НОДа двух натуральных чисел. 1. задать два числа 2. если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа и остановиться, в противном случае продолжить выполнение алгоритма 3. определить большее из чисел 4. заменить большее из чисел разностью большего и меньшего из чисел 5. повторить алгоритм с шага 2 program E4; var f,b: integer; begin write(‘введите два натуральных числа’); readln(a,b); repeat if a>b then a: a-b; if b>a then:= b-a until a=b; write(‘НОД=’, a); readln; end.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1972; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.