Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Приоритеты школьного воспитания в Законах об образовании




В 80 – 90-е годы в США и странах Западной Европы наметился поворот к традиционализму в образовательной политике. В частности, расширилась централизация в управлении (США, Германия, Англия); увеличилось количество обязательных предметов в учебных планах и соответственно ограничены факультативные предметы (Германия, Франция); произошел очевидный поворот от комплексного к предметному принципу обучения (Англия, Франция, США); повысились требования на пути к гимназическому и высшему образованию (Германия) и т.п.

На сегодняшний день в большинстве индустриально развитых стран определены свои национальные программы образования в соответствии с требованиями нового тысячелетия: «Образование будущего» (Франция, 1985), «Образование для 2000 года» (Германия, 1985), «Америка – 2000» (США, 1990) и др.

Например, реализуемая в США программа «Америка – 2000», цель которой – «дать американцам лучшее в мире образование», предусматривает подготовку всех детей к поступлению в школу, увеличение количества выпускников школ до 90 %, высокий уровень знаний в области естественнонаучных и математических дисциплин, овладение грамотностью каждым взрослым американцем и т.д.

Франция в своей программе подготовки к 2000 году ставила задачей охватить полным средним образованием, подтвержденным ступенью бакалавра, 80 % учащихся. Образование, подготовка кадров и наука признаны во французской национальной программе, как и во многих других западноевропейских странах, приоритетными

ТЕМА 3.15. Система образования и педагогическая мысль в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI века.

3.14.1. Основополагающие документы о становлении и развитии образования в Республике Беларусь. «Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР», Закон «Об образовании в Республике Беларусь» и их влияние на развитие национального самосознания личности. Развитие педагогической мысли в Республике Беларусь в конце ХХ – начале ХХI вв.

Национальный суверенитет, приобретенный Республикой Беларусь в 1991 году, предоставил республике возможность постепенного перевода системы образования на национальную основу. Первым юридическим документом, который определил пути этого перехода, стала Государственная программа развития белорусского языка и других национальных языков в Белорусской ССР, принятая на основе Закона БССР «О языках в Белорусской ССР» (1990). Постепенный перевод до 2000 года всех учреждений системы образования, в первую очередь школ, на белорусский и другие национальные языки преподавания; издание на белорусском языке необходимой учебно-методической литературы, учебников и пособий; соответствующая подготовка и переподготовка педагогических кадров стали главными направлениями реализации в системе образования Закона о языках. Впоследствии эти процессы в Республике Беларусь замедлились и Закон о языках, как и Закон «Об образовании в Республике Беларусь», утвержденный Верховным Советом РБ в ноябре 1991 года, полностью не были реализованы.

Одной из целей, определенных в Законе«Об образовании в Республике Беларусь» и гарантированных государством, является формирование и укрепление национального самосознания гражданина Республики Беларусь, а также чувства уважения к другим странам и народам мира; сохранение и умножение интеллектуальной собственности и культурных ценностей белорусского народа, как и других национальных сообществ республики. Принцип национально-культурного приоритета в государственной образовательной политике, провозглашенный Законом, требует от каждого гражданина республики овладения белорусским языком как государственным языком и главным средством отношений между гражданами Беларуси при обязательном изучении в дошкольных и средних учебных заведениях русского языка и одного из иностранных языков.

Новым Законом «Об образовании в Республике Беларусь» (последняя редакция от 19 марта 2002 года) и вытекающими из него концепциями образования и воспитания в Республике Беларусь (Концепция образования и воспитания в РБ; Концепция национальной начальной школы; Концепция реформы общеобразовательной средней школы) определен приоритет общечеловеческих ценностей в воспитании через национальную систему образования, интеграция её с зарубежными системами образования, ориентация на мировой уровень знаний. Новыми чертами создаваемой отечественной системы образования, отличающими её от советской системы образования, стали: гуманистическая, демократическая, экологическая направленность; многоуровневая структура и разнообразие типов учебных заведений на всех уровнях; развивающе-воспитывающий характер обучения; создание условий для выявления и расцвета талантов и способностей личности; мотивация к обучению. То есть «способность к творчеству, социальная и нравственная ответственность преобразуются в ведущие критерии готовности человека к жизнедеятельности».

Новую концепцию образования отличает и заложенная в ней идея о непрерывности, целостности (единство системы образования от дошкольного звена до самостоятельного образования граждан). Обеспечивается такая целостность согласованностью учебных планов и программ, преемственностью ступеней и форм обучения, созданием учебных заведений, объединяющих различные виды образования.

Основным звеном в системе непрерывного образования является общее среднее образование, в качестве главных задач которого выделяются «подготовка молодого поколения к полноценной жизни и деятельности в обществе, передача фундаментальных основ национальной и мировой культуры, содействие гармоничному развитию личности». В современной системе образования среднее образование отличается вариативностью в типах учебных заведений, которые её обеспечивают (средняя общеобразовательная школа, гимназия, лицей, школа-комплекс или соответствующие профессиональные учреждения: техникум, училище, колледж, профессиональный лицей). Удовлетворению интересов детей, их индивидуальных потребностей, развитию способностей содействует и более широкое введение в школьную систему внеклассных занятий; факультативов; создание классов (школ) с углубленным изучением отдельных предметов; классов ускоренного обучения; частных школ.

В 1996 году Министерством образования Республики Беларусь была предложена новая модель 12-летней общеобразовательной школы, согласно которой базовая средняя школа (5 – 10 классы) с профилированием в 9 – 10 классах содержала в себе главную нагрузку по реализации задач общеобразовательной школы и являлась необходимой ступенью для получения дальнейшего образования по различным направлениям (профессиональная или общеобразовательная подготовка в профессионально-технических учебных заведениях или среднем специальном учебном заведении: общеобразовательная подготовка в лицейских или гимназических классах). Последний профиль предоставляет право поступления в высшие учебные заведения.

Коренным образом подверглось изменению и содержание образования, организация обучения детей. В учебном плане увеличился удельный вес тех предметов, которые имеют специальную направленность на развитие и воспитание личности (личностно ориентированное образование), которые широко и полно реализуют задачи гуманизации. Эта тенденция особенно характерна для начального звена образования. Например, в состав начального образования введены три основные компонента: базовый, дифференцированный и школьный, что позволяет соединять как государственные общественные образовательные цели, так и собственные потребности личности, а также общенациональные, региональные и местные требования. Этой же цели служит и широкая интеграция содержания начального образования, причем, интеграция на разных уровнях – от внутрипредметной, межпредметной и до введения новых предметов.

В целях максимального развития способностей учащихся, их творческого потенциала, интереса к учебе в современной школе широко применяется психологическая диагностика и на ее основе – индивидуализация и дифференциация учебно-познавательной деятельности детей. При этом приоритетной становится работа педагога не со слабыми учениками, а с наиболее способными. Осуществляются существенные изменения в поисках педагогами новых структур урока, принципиально новых технологий обучения.

К позитивным тенденциям системы образования Республики Беларусь в начале нового века современные исследователи вопросов образования относят:

– гуманизацию и гуманитаризацию образовательного процесса, переход к демократическим взаимоотношениям между педагогами и учащимися;

вариативность и разноуровневый характер содержания образования, введение новых специальностей и специализаций, учебных дисциплин, востребованных в новых социально-экономических условиях;

– разработка новых образовательных стандартов, учебных планов и программ, учебно-методических комплексов по различным предметам;

дифференциация сети учреждений образования, становление негосударственных образовательных учреждений, учет социального заказа на образование;

– переход высших учебных заведений на двухступенчатую подготовку специалистов (включая бакалавриат и магистратуру), отвечающую международным требованиям;

– разработка и внедрение в образовательный процесс систем обеспечения и управления качеством образования;

– использование учреждениями образования дополнительных источников финансирования (доходы от собственной коммерческой деятельности и др.)

В качестве негативных тенденций выделяют:

– авторитарный стиль преподавания и руководства учреждениями образования, несоответствие школы всем нормам, способствующим сохранению здоровья учащихся;

– унификацию образовательного процесса (преобладание традиционных методов обучении, знаниево ориентированный характер образовательного процесса, кризисные явления в воспитании и мн.др.).

3.14.2. «Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999). Рекомендации по организации воспитательной работы (1999).

В 2001 году Министерством образования Республики Беларусь была утверждена «Программа воспитания детей и учащейся молодежи», разработанная в соответствии с «Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» (1999). Авторы программы рассматривают процесс воспитания как создание условий для последовательного развертывания духовного потенциала растущего человека, способного к успешной реализации своих возможностей, к творческому саморазвитию и преобразованию окружающего мира. Целью воспитания, согласно программе, является развитие и саморазвитие личности, способной быть субъектом своей жизнедеятельности. В качестве основных сфер жизненного самоопределения человека рассматриваются духовная, гуманитарная, организационная и материальная сферы, раскрывающие сущность конкретных направлений воспитательного процесса.

Духовная сфера – это область внутреннего мира человека, в которой выделяют сферу чувств, мыслей и воли. Самоопределение личности в данной сфере происходит в ходе формирования мировоззрения, интеллектуальной, нравственной и эстетической культуры. Гуманитарная сфера жизнедеятельности личности, являясь составной частью духовной сферы, раскрывает механизм взаимодействия, мотивированный ценностными ориентациями, личности с социумом, окружающим миром и самим собой. На самоопределение личности в этой сфере направлен процесс воспитания её нравственно-этической культуры, культуры семейных отношений и гендерной культуры. Организационная сфера жизнедеятельности личности предполагает её самоопределение в системе общественных отношений. Этому способствуют такие направления воспитания, как воспитание гражданской, правовой, национальной, политической культуры. Материальная сфера жизнедеятельности личности связана с её деятельностью по созданию материальных и духовных ценностей, с бережным отношением к природе как среде обитания человеческой цивилизации на Земле, с осознанным сохранением и укреплением своего физического и психического здоровья как материальной основы полноценной жизнедеятельности. Воспитание данной сферы происходит в процессе формирования культуры здорового образа жизни, культуры труда и экологической культуры.

В программе раскрываются основные понятия, ценности, характеризующие сущность направлений в воспитании; актуальные потребности и проблемы воспитанников, на которые должен ориентироваться воспитатель; приоритетные виды деятельности в данном направлении воспитательной работы; продуктивные методы, приемы, формы, технологии, а также средства и условия воспитательной работы с учетом возрастных особенностей развития личности.

Дальнейшим развитием «Программы воспитания детей и учащейся молодежи» и «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь» явилась утвержденная Министерством образования Республики Беларусь в 2006 году «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Данный документ определяет методологические подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, базирующиеся на принципах непрерывности и преемственности учебно-воспитательной деятельности.

В соответствии с «Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь», целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося. Достижение соответствующего результата связано с решением следующих задач: формирование гражданственности, патриотизма, национального самосознания; подготовка к самостоятельной жизни и труду; формирование нравственной, эстетической и экологической культуры; овладение ценностями и навыками здорового образа жизни; формирование культуры семейных отношений; создание условий для социализации, саморазвития и самореализации

3.14.3. Состояние и пути развития школьного образования в Республике Беларусь. Реформа белорусской школы. Введение образовательного стандарта «Общее среднее образование». Реформа высшего образования. Закон «О высшем образовании» (2007). Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (1999).

Государственная политика в области образования в Республике Беларусь основывается на следующих принципах: приоритетность образования; обязательность общего базового образования; осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию; доступность дошкольного, среднего, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования; национально-культурная основа образования; приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования; научность, экологическая направленность образования; демократический характер управления образованием; светский характер образования.

Образование делится на основное и дополнительное, включает в себя виды и формы общеобразовательной деятельности, осуществляемой государственными и частными учреждениями образования.

Национальная система образования включает: участников образовательного процесса; образовательные стандарты, а также разработанные на их основе учебные планы и учебные программы; учреждения образования и другие организации, обеспечивающие эффективное функционирование системы образования; государственные органы управления образованием (Министерство образования РБ, управления и отделы образования местных исполнительных распорядительных органов республиканского, регионального, местного уровней управления).

Основное образование в Республике Беларусь содержит следующие уровни: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное, высшее, послевузовское образование. Единство и непрерывность основного образования обеспечиваются преемственностью уровней образования, согласованностью образовательных стандартов, учебных планов и учебных программ, наличием учреждений образования, обеспечивающих возможность получения образования на нескольких уровнях.

В системе образования функционируют учреждения образования, осуществляющие деятельность, направленную на получение гражданами основного и (или) дополнительного образования, а также учреждения, деятельность которых направлена на обеспечение эффективного функционирования системы образования (библиотеки, музеи, научные и другие организации).

Дошкольные учреждения осуществляют дошкольное воспитание, целью которого является развитие естественного желания детей учиться и стремления познавать окружающий мир, содействие духовному и физическому формированию личности.

Основными типами дошкольных учреждений являются: ясли-сад (воспитываются дети с 2 месяцев до 6 лет); ясли (воспитываются дети с 2 месяцев до 3 лет); сад (воспитываются дети с 3 до 6 лет); санаторный детский сад или санаторно-оздоровительный комплекс (основная функция оздоровительная); специальные детские учреждения (для детей с недостатками или отставанием в физическом и умственном развитии); дом ребёнка для детей-сирот (для детей от рождения до 3 лет); дошкольный детский дом (для детей-сирот от 3 до 6 – 7 лет); школа-детский сад (обеспечивается преемственность в работе детского сада и школы); центр развития (создаются и применяются авторские методики, новые программы для оптимального развития каждого ребенка).

«Концепция развития детских дошкольных учреждений в Республике Беларусь» предусматривает: демократизацию системы дошкольного воспитания; гуманизацию жизнедеятельности детских учреждений, осуществление личностно ориентированного взаимодействия с детьми; совершенствование подготовки и переподготовки педагогических кадров; развитие учебно-методического обеспечения.

Одно из центральных мест в национальной системе образования РБ принадлежит массовой общеобразовательной школе. В связи с её реформированием обновляется содержание образования на основе его дифференциации и интеграции, осуществляется демократизация и повышение самостоятельности учреждений образования, развитие национальной школы, создаются возможности для применения инновационных педагогических технологий, всестороннего развития учащихся.

Структура средней общеобразовательной школы включает в себя следующие составляющие:

начальная школа (1 – 4 классы) обеспечивает общее развитие личности ученика; формирование его первоначальных мировоззренческих взглядов на природу, человека, общество; овладение элементами теоретического мышления, культуры общения, поведения, основами здорового образа жизни;

средняя ступень общеобразовательной школы (5 – 9 классы) призвана обеспечить общее базовое образование; дальнейшее общее развитие личности; усвоение учащимися основ наук; формирование научного мировоззрения, способов мышления и деятельности, основных видов языковой, компьютерной, правовой, экологической, экономической грамотности; овладение основными социокультурными, нравственными, правовыми нормами; обеспечить профессиональную ориентацию;

старшая ступень (10 – 11 классы) завершает общеобразовательную подготовку учащихся (общее среднее образование). Учебно-воспитательный процесс в ней строится на основе профильной дифференциации, которая учитывает способности, склонности, желания учащихся и их родителей. На этой ступени формируется готовность к активному участию в общественной жизни, непрерывному образованию и самообразованию, выбору профессии.

Общее среднее образование включает в себя уровень общего базового образования, в которое входит ступень начального образования. Получение общего базового образования является непременным условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.

В конце 80-х годов в образовательной практике Республики Беларусь для обеспечения повышения уровня общего среднего и начального профессионального образования появляются учебные заведения нового типа (УЗНТ): гимназии, лицеи, колледжи, высшие профессиональные училища и лицеи. В цели и задачи учебных заведений нового типа входят: существенное улучшение качества общего среднего образования; повышение уровня профессиональной (начальной профессиональной) подготовки молодежи; создание условий для непрерывного образования и самообразования личности.

Главными признаками, отличающими учебные заведения нового типа, являются: направленность образовательного процесса на профилизацию этих заведений (педагогическая гимназия, экологическая гимназия, технический лицей, художественный лицей и др.); создание кафедральной системы в структуре этих учебных заведений; широкое использование в учебно-воспитательном процессе развивающих блочно-модульных технологий, поисково-исследовательских методов; активное проведение с учащимися в процессе внеурочной работы по учебным предметам научных конференций, предметных олимпиад, защиты научно-исследовательских проектов; наряду с традиционными используются вузовские форы обучения и контроля знаний (лекции, семинарские и практические занятия, лабораторные работы, практикумы, зачеты, экзамены и др.; формирование и утверждение собственных традиций учебными заведениями нового типа.

Гимназия – образовательное учреждение системы общего среднего образования, обеспечивающее реализацию требований государственных стандартов к образованию в сочетании с повышенным уровнем образования, широкой гуманитарной и общекультурной подготовкой учащихся.

Лицей – профессионально ориентированное образовательное учреждение, которое обеспечивает повышенный уровень общего среднего образования в сочетании с профильной профессиональной подготовкой учащихся по направлениям и специальностям высшей школы.

Высшее профессиональное училище – учреждение образования в системе непрерывного образования, которое обеспечивает углубленное профессионально-техническое образование, интегрированное со средним специальным.

Колледж – учреждение образования в системе непрерывного образования, обеспечивающее углубленное среднее специальное образование, интегрированное с общим средним и высшим.

Введение образовательного стандарта «Общее среднее образование».

Содержание образования определяется следующими нормативными документами: государственными образовательными стандартами, типовым учебным планом общеобразовательного учреждения, учебными (типовыми, базовыми, рабочими, авторскими) учебными программами, учебниками и учебными пособиями.

Законом «Об образовании в РБ» (19.03.2002)в республике Беларусь «устанавливается система образовательных стандартов. Государственные образовательные стандарты Республики Беларусь содержат общие требования к уровню образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании. Отраслевые образовательные стандарты содержат нормирование структуры, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования».

Применение государственных образовательных стандартов дает возможность диагностировать результаты образования, осуществлять государственный контроль за соблюдением прав граждан на образование, а также обеспечить единый уровень общего образования, получаемого в разных типах государственных учреждений. Реализация стандарта образования также способствует обеспечению единства образовательного пространства в условиях разнообразия типов школ; нормализации учебной нагрузки; формированию у учащихся положительной мотивации к учебе благодаря знанию предъявляемых требований к уровню образования и критериям его оценки.

С сентября 2011 года в Республике Беларусь действует «Кодекс об образовании».

Стратегическими целями реформирования системы высшего образования в РБ, зафиксированными в Законе «О высшем образовании в РБ» (2007),являются: повышение качества высшего образования в условиях увеличения его массовости; формирование профессиональной мобильности специалистов, обеспечивающей адаптацию выпускников вуза к постоянно изменяющимся и совершенствующимся условиям профессиональной деятельности; воспитание, нравственно, интеллектуально и физически развитой личности, способной активно участвовать в экономической и социально-культурной жизни общества.

Достижение этих целей предполагает структурно-организационные изменения в образовательном процессе высших учебных заведений, внедрение в педагогический процесс содержательно-технологических инноваций и ресурсного (нормативно-правового, кадрового, материально-технического, финансового) обеспечения подготовки специалистов.

Реформирование системы высшего образования предполагает многоступенчатую подготовку специалистов и внесение изменений в содержание высшего образования. На первом уровне готовятся специалисты (4 – 5 лет) с высшим образованием и предусматривается возможность получения выпускниками академической степени бакалавра. На втором уровне (1 – 2 года) осуществляется специализированная углубленная подготовка специалистов и предусматривается возможность получения академической степени магистра. Содержательно-технологические инновации в области высшего образования связаны с внедрением нового содержания и технологий обучения. Разработка нового содержания образования предполагает обновление или создание новых образовательных стандартов, учебных планов и программ двухступенчатой подготовки специалистов; создание и использование учебно-методических комплексов.

Важнейшим направлением международного сотрудничества Республики Беларусь в области высшего образования является создание единого образовательного пространства – союза Беларуси и России, а также стран СНГ. Единое образовательное пространство характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере образования, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ и требований по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров, равными возможностями и свободной реализацией прав граждан на получение образования в образовательном учреждении стран СНГ.

В настоящее время европейский процесс, нацеленный на создание, развитие и совершенствование Европейского пространства высшего образования, становится одним из приоритетных для образовательной политики РБ. Республика Беларусь стремиться координировать свою политику в области высшего образования по направлениям, обозначенным Болонской Декларацией (1999), с целью обеспечения конкурентоспособности национальной системы образования на рынке европейских образовательных услуг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1660; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.049 сек.