Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

По курсу «история образования




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

Темы рефератов.

 

1. Семейная педагогика В.А. Сухомлинского.

2. Педагогическая этика в разработке В.А. Сухомлинского.

3. Опыт В.А. Сухомлинского по приобщению детей к национальной культуре.

 

Литература.

 

1. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. – М.: Просвещение, 1979. – Гл. 4, 6, 7. – 295 с.

2. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М.: Политиздат, 1988. – Гл. 3, 5, 6.

3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Мн.: Народная асвета, 1981.

4. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. – М.: Просвещение, 1973. – 256 с.

5. Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. – М.: Мол. Гвардия, 1988. – 304 с.

6. Сухомлинский В.А. «Не только разумом, но и сердцем…» Сб. ст. и фрагментов из работ / Сост. и автор предисл. Л.В. Голованов. – М.: Молодая гвардия, 1986. – 207 с

 

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: Владос, 2004.

2. Латышина Д.И. История педагогики. – М.: Издательский дом «ФОРУМ», 1998. – 583 с.

3. Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi: Вучэбны дапаможнiк.– Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с.

 

 

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ»

1. Предмет и задачи курса «История образования и педагогической мысли». Зарождение воспитания в пер­вобытном обществе и его становление как целенаправленного процесса. Содержание, формы и методы семейного воспитания в первобытном обществе. Появление организационных форм и приемов воспитания.

2. Школы Древнего Китая, Индии и Египта. Теоретическое осмысление роли воспитания и образования в жизни общества Конфуцием и его последователями.

3. Система образования и воспитания, зарождение педагогической мысли в государствах Древней Греции. Взгляды древнегреческих философов на воспитание и обучение подрастающего поколения.

4. Особенности римской системы образования. Вопросы воспитания и об­разования в трудах Цицерона, Сенеки, Квинтилиана. Возникновение христи­анства и его влияние на воспитание и педагогическую мысль.

5. Социально-экономическая структура феодального общества. Монопо­лия церкви на образование. Развитие церковной культуры, типология, содер­жание образования, методы обучения в церковных школах.

6. Появление светских учебных заведений (IХ – ХVI вв.). Городские шко­лы. Система ученичества.

7. Университеты как центры средневековой культу­ры, образования и науки,

8. Система рыцарского воспитания. Особенности женского воспитания. Вклад средневековых философов и теологов в развитие теории и методики обучения и воспитания.

9. Культура и наука в эпоху Возрождения (ХIV-ХVI вв.). Педагогическая триада эпохи Возрождения – классическое образование, физическое разви­тие, гражданское воспитание.

10. Реформация и ее политика в области образования и воспитания. Иезу­итская система воспитания.

11. Педагогические памятники Х – ХП вв. и их значение в развитии просвещения и педагогической мысли. Создание центров «ученья книжного». Мастера грамоты.

12. Просвещение и письменность в Полоцком, Туровском и других бело­русских государствах-княжествах. Просветительская деятельность Е. Полоцкой, К. Туровского.

13. Педагогическая мысль в Беларуси в эпоху Возрождения и Реформации. Просветительская деятельность Ф. Скорины.

14. Педагогические взгляды Н. Гусовского, С. Будного, В. Тяпинского и др.

15. Содержание, формы и методы обучения в братских школах.

16. Историче­ская роль протестантских и католических школ, Виленского университета в развитии просвещения на территории Беларуси в период Возрождения и Реформации.

17. Значение педагогических идей Л. Зизания, М. Смотрицкого, К. Лыщинского, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии.

18. Деятельность и педагогические взгляды Яна Амоса Коменского.

19. Трак­товка Коменским принципа природосообразности воспитания, разработка классно-урочной системы, принципов и методов обучения.

20. Педагогическая концепция Дж. Локка.

21. Движение Просвещения во Франции (середина XVIII в.) как продол­жение гуманистических традиций эпохи Возрождения. Обоснование необходимости реформы воспитательной системы в тру­дах Ж.-Ж. Руссо.

22. Школа и педагогическая мысль в России в ХVП-ХVШ веках. Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений.

23. Дея­тельность М. В. Ломоносова в области просвещения. Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней.

24. Теоретическое обоснова­ние и реализация идей элементарного образования И. Г. Песталоцци.

25. И. Ф. Гербарт о содержании и методах нравственного воспитания. Дидактические взгляды И. Ф. Гербарта. Введение понятия «воспитывающее обучение».

26. Трактовка А. Дистервегом сущности и задач общечеловеческого воспи­тания. Развитие им принципов природосообразности, культуросообразности, самодеятельности и способов их реализации в учебном процессе.

27. Характеристика основных звеньев системы народного образования в России в первой половине XIX века. Царскосельский лицей.

28. Типология российских гимназий середины XIX века. Развитие профес­сионального образования.

29. Общественно-педагогическое движение в России и Беларуси второй половины XIX века и его причины. Борьба против сословной школы и критика крепостнического воспитания.

30. Возникновение первых общественных организаций (Петербург­ское педагогическое собрание, комитет грамотности, воскресные школы). Развитие педагогической журналистики.

31. Педагогические взгляды и деятельность Н. И. Пирогова. Идея общече­ловеческого воспитания в статье «Вопросы жизни».

32. Идея народности как основа педагогической системы К. Д. Ушинского, его дидактические взгляды.

33. Философско-педагогические взгляды Л.Н. Толстого. Реализация идеи свободного воспитания в Яснополянской школе.

34. Особенности эпохи конца XIX – начала XX веков. Сущность антропологического течения в педагогике, его представите­ли (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов. В. М. Бехтерев, Д. Дьюи, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев и др.). Введение в науку понятий «сензитивные периоды в индивидуальном развитии»; «воспитывающая и обучающая среда», «про­грессирующее воспитание».

35. Движение за реформу школьного образования в начале XX века. Направления и задачи реформаторской педагогики.

36. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики. Школьные реформы конца ХIХ – начала XX веков как стимул к разви­тию педагогической теории и практики.

37. Строительство советской системы образования и разработка ее теоретических основ. Первые декреты Советского правительства по народному образованию.

38. Деятельность Наркомпросса по реализации новой концепции развития школы. Опытно-показательные учреждения Наркомпросса. Создание рабфа­ков и демократизация высшей школы. Создание школ ФЗУ, ШКМ и ФЗС.

39. Педагогические взгляды П. П. Блонского.

40. Н. К. Крупская как историк педагогики, теоретик и организатор совет­ской педагогики и системы народного образования.

41. Практическая и теоретическая деятельность А. С. Макаренко, ее влия­ние на развитие отечественной и зарубежной теории и практики воспитания.

42. Развитие школы и педагогики в 1930-е гг.

43. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 -1945гг.). Создание новых типов учебно-воспитательных учреждений.

44. Реформа общеобразовательной средней школы. Реорганизация начальной ступени обучения. Создание межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК), школ-комплексов.

45. Развитие педагогической теории в 60 – 70-е гг. Технологии развивающе­го обучения В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина и др.

46. Гуманисти­ческая педагогическая концепция В.В. Сухомлинского.

47. Реформа общеобразовательной и профессиональной школы (апрель 1984 г.) и ее результаты. Развитие советской школы в конце 80-х гг.

48. Функции и типология средней школы. Школы повышенного типа (гимназия, лицей и др.).

49. Модернизация системы образования в мире в начале XXI века. Условия и оценка эффективности трансформационных процессов в образовании.

50. Система образования и педагогическая мысль в Республике Бе­ларусь в конце XX – начале XXI века. Кодекс «Об обра­зовании в Республике Беларусь».

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 481; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.