Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие торгового мореплавания




Международное право представляет собой правовую систему договорных и обычных норм и принципов, выражающих согласованную волю государств. Источниками международного права являются международные договоры и международно-правовые обычаи.

Международное морское право – совокупность норм и принципов, определяющих правовой режим морских пространств и регламентирующих отношения между государствами в области различных видов мореплавания, эксплуатации и использования морей и океанов в мирное и военное время.

Международное морское право подразделяется на публичное и частное.

Под международным морским публичным правом понимается совокупность международных договорных и обычных норм, регулирующих отношения между государствами и другими субъектами международного права в связи с использованием Мирового океана.

Международное частное морское право регулирует международные хозяйственные (имущественные) отношения государственных органов, физических и юридических лиц с иностранными государственными органами, физическими и юридическими лицами в связи с вопросами торгового мореплавания (морской перевозки грузов и пассажиров, морской буксировки, операций по обслуживанию морских судов портами, возмещения убытков от столкновения судов, морского страхования, судебного и арбитражного разбирательства морских претензий и исков и др.).

На практике действия норм публичного и частного международного морского права соприкасаются и взаимно переплетаются.

Среди источников международного морского права следует выделить Устав Организации Объединенных Наций и конвенции, принятые на конференциях Организации Объединенных Наций: Женевские конвенции 1958 года «О территориальном море и прилежащей зоне», «Об открытом море», «О континентальном шельфе», «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря» и Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. К другим важнейшим международно-правовым документам относятся Международная конвенция о грузовой марке 1966 года, Международная конвенция о МППСС-72, Международная конвенция об охране человеческой жизни на море 1974 года, Международная конвенция по предотвращению загрязнения моря с судов и Протокол к ней 1978 года, Международная конвенция по поиску и спасанию на море 1979 года, Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года и другие документы.

Нормами морского права являются только те юридические нормы, которые регулируют отношения между субъектами права. В отличие от них, технические правила определяют поведение человека по отношению к обслуживаемым техническим средствам и силам природы (например, правила технической эксплуатации, правила борьбы за живучесть и т.п.). Правовыми актами вводятся те или иные технические правила, устанавливается порядок вступления их в действие и контроля за их соблюдением, определяются санкции за их нарушение.

Международные морские соглашения, в отношении которых государство приняло на себя обязательства по их соблюдению, являются источником морского права этого государства. Правила, содержащиеся в них, могут быть воспроизведены во внутригосударственных правовых актах, либо в действующее законодательство вносятся необходимые изменения или дополнения, либо, наконец, издается нормативный акт, устанавливающий обязательность выполнения соответствующих требований.

Под торговым мореплаванием, в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, понимается деятельность, связанная с использованием судов для:

перевозки грузов, пассажиров и их багажа;

рыболовства;

разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр;

лоцманской и ледокольной проводки, поисковых, спасательных и буксирных операций, подъема затонувшего в море имущества, гидротехнических, подводно-технических и других подобных работ;

санитарного, карантинного и другого контроля;

защиты и сохранения морской среды;

проведения морских научных исследований;

учебных, спортивных, культурных и иных целей.

В отличие от торгового мореплавания, военное мореплавание представляет собой военно-политическую деятельность государства в Мировом океане в целях обеспечения его внешнеполитических интересов путем организованного использования военных кораблей и судов.

Деятельность вообще определяется как активное взаимодействие человека с окружающим миром, в ходе которого он целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. В силу этого определения субъектом деятельности является именно человек (группы, организации людей), но не суда, которые являются лишь средствами деятельности.

В Российской Федерации отношения, возникающие из торгового мореплавания, регулируются Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а также другими правовыми актами, изданными в соответствии с Кодексом.

Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, распространяются на:

морские суда во время их плавания как по морским путям, так и по внутренним водным путям (ели иное не предусмотрено международным договором или законом);

суда внутреннего и смешанного (река – море) плавания во время их плавания по морским путям, а также при осуществлении перевозок с заходом в иностранный морской порт, во время спасательной операции и при столкновении с морским судном.

Кодекс торгового мореплавания не определяет само понятие «плавание»; очевидно, законодатель предположил, что при его толковании следует исходить из общепринятого словарного значения. Словарь морских и речных терминов (1956 г.) дает развернутое определение термина: «ПЛАВАНИЕ – 1. Способность тела удерживаться на поверхности жидкости… 2. Общий термин, означающий, что судно находится в море, совершая рейс…». Содержание Кодекса позволяет считать, что в нем понятие «плавание» используется скорее в первом значении, т.е. действие Кодекса распространяется не только на суда, совершающие рейс, но и на суда, находящиеся на стоянке в порту или на отстое. Остается открытым вопрос о распространении правил Кодекса на суда, находящиеся в процессе постройки.

Судно, находящееся в период строительства на стапеле, не является плавучим сооружением, а представляет собой только некий набор судового оборудования, в отношении которого судоверфь или заказчик осуществляют право собственности в зависимости от того, кто предоставил материалы и оборудование. Законодатель формально не считает судно судном до того момента, пока оно не спущено на воду. С момента спуска судна на воду до момента его приемки проходит достаточно большой промежуток времени; в соответствии с Кодексом торгового мореплавания, судно и на воде какое-то время продолжает быть комплектом судового оборудования. Применительно к таким судам следует руководствоваться содержащимся в КТМ правилом: «К имущественным отношениям, не регулируемым или не полностью регулируемым настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства Российской Федерации».

Гражданский кодекс РФ однозначно говорит, что право собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации. Следовательно, судно становится судном в смысле КТМ РФ и право собственности на это судно возникает с момента внесения соответствующей записи в судовой реестр. С этого момента на него распространяются нормы Кодекса торгового мореплавания РФ.

Правила, установленные Кодексом торгового мореплавания, не распространяются на:

военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности государства или эксплуатируемые им только для правительственной некоммерческой службы;

некоммерческие грузы, находящиеся в собственности государства.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2001; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.