Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование споров по вопросам рыболовства




По морским делам

Наиболее известны следующие специализированные арбитражи для рассмотрения споров, возникающих в сфере торгового мореплавания:

- Лондонская ассоциация морских арбитров;

- Общество морских арбитров в Нью-Йорке;

- Морская арбитражная палата Парижа;

- Немецкая ассоциация морских арбитров (в Гамбурге);

- Ассоциация морских арбитров Канады (в Ванкувере);

- Японская морская арбитражная комиссия (в Токио);

- Арбитраж при Комитете Ллойда в Лондоне;

- Морская арбитражная комиссия в Китае;

- Международный арбитражный суд для морского и речного судоходства в Гдыне;

- Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате РФ;

- Арбитраж при Греческой палате судоходства в Пирее и другие.

Обращение к этим судам возможно, если стороны прямо предусмотрели это в договоре.

Разбирательство споров осуществляется сенатами арбитров, состоящими из двух арбитров, выбранных сторонами спора, и председателя, выбранного самими арбитрами или назначенного председателем суда. Морские арбитры должны обладать опытом и знаниями в области морского и речного судоходства, страхования и морского права.

Арбитражное производство возбуждается подачей искового заявления и одновременной уплатой определенной суммы (как правило, 2 % от суммы иска) в счет арбитражного сбора.

Любой из вышеназванных судов может предоставить сторонам грамотное и квалифицированное рассмотрение дела.

Так, Международный арбитражный суд по морскому и речному судоходству в Гдыне доступен для всех судовладельцев и лиц вне зависимости, где они проживают, и какое имеют гражданство. Арбитражный суд в Гдыне рассматривает споры, возникающие из договоров перевозки, фрахтования, экспедиторских и брокерских договоров; договоров страхования; а также споры по поводу столкновения судов и оказания помощи судам; повреждения судами берегового оборудования и устройств; общей аварии.

Международные споры по вопросам рыболовства разрешаются в соответствии с принципами свободного выбора средств мирного разрешения споров.

Наиболее эффективным средством мирного разрешения рыболовных споров являются непосредственные переговоры между спорящими сторонами.

Урегулирование международных рыболовных споров может осуществляться в арбитражной и судебной формах.

Под международным арбитражем понимается основанное на соглашении между сторонами разбирательство дела временным международным органом, созданным спорящими сторонами для рассмотрения возникшего между ними конкретного спора. Решения арбитража обязательны для сторон.

Арбитражная процедура разрешения рыболовных споров предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву, Женевской конвенции о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1958 г., Конвенции по сохранению живых ресурсов Антарктики 1980 г. и др.

В спорах, касающихся толкования или применения в области рыболовства Конвенции ООН по морскому праву, урегулирование может осуществляться специальным арбитражем. Списки экспертов составляются и ведутся ФАО – Продовольственной и сельскохозяйственной организацией. Если стороны не договорятся об ином, специальный арбитраж составляется из пяти членов, из которых по два члена назначаются спорящими сторонами, а председатель – соглашением сторон. Решение специального арбитража принимается большинством его членов, оно является окончательным и не подлежит обжалованию, если стороны в споре заранее не договорились о процедуре обжалования.

Международное юридическое разбирательство по вопросам рыболовства может осуществляться судебными органами: Международным судом ООН или Международным трибуналом по морскому праву.

Международный трибунал создан в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. Споры разрешаются или самим Трибуналом (при кворуме не менее 11 членов Трибунала), или в камере, образованной для рассмотрения конкретного спора в составе трех или более членов Трибунала, определяемых им с одобрения сторон.

В целях ускорения разрешения дел Трибунал ежегодно образует камеру в составе пяти его членов, которая может разрешать споры в порядке упрощенного производства.

Местом пребывания Трибунала является г. Гамбург.

 

Обеспечение судном первичной документации по претензиям, вытекающим из договора морской перевозки груза и по другим основаниям

Документация, необходимая для закрепления различного рода доказательств, должна оформляться непосредственно вслед за происшествием. Наиболее важными доказательствами при любом происшествии являются:

записи в судовом журнале, касающиеся всех обстоятельств происшествия и действий экипажа;

записи в машинном журнале о режиме работы главного двигателя в период происшествия;

записи в журнале судовой радиостанции обо всей относящейся к происшествию радиокорреспонденции;

прогнозы и сводки погоды;

объяснения членов экипажа, причастных к происшествию, и др.

Достоверность доказательств определяется, прежде всего, их объективностью, согласованностью во времени и по содержанию. Поэтому необходимо во всех случаях проверять точность и полноту записей, сделанных в судовом и машинном журналах, а также в журнале судовой радиостанции. Записи в журналах должны быть четкими и точными, по возможности исключающими различные толкования. Ни в коем случае в судовом журнале не должно быть подчисток, дописок, исправлений. В противном случае доказательственная сила такого судового или иного журнала будет ничтожной.

Каждый случай утраты, недостачи массы или целых мест, недостачи содержимого грузовых мест, порчи или повреждения груза должен быть своевременно оформлен и в надлежащем порядке зафиксирован в соответствующих актах.

Коммерческий акт составляется для удостоверения;

несоответствия между наименованием, весом или количеством мест груза в натуре и данными, указанными в перевозочном документе;

повреждения груза;

обнаружения груза без документов или документов без груза;

возвращения перевозчику похищенного груза.

Акт общей формы составляется при замене перевозчиком судна, отсутствии у отправителя груза, приготовленного к отправке, повреждении частей судна или его оборудования при погрузке (выгрузке), осуществляемой отправителем (получателем) и в ряде других случаев, когда это предусмотрено нормативными документами.

Акт-извещение составляется в случае несохранности импортных грузов.

Акты составляютсяпо установленной форме и подписываются уполномоченными на то лицами: капитаном или помощником капитана судна, начальником участка (района) порта, получателем, приемосдатчиком порта, представителем милиции, военизированной охраны порта, таможни и др.

Широко применяется способ определения количества, сохранности груза и его несохранности сюрвейерскими и подобными незаинтересованными контрольными организациями, которые составляют об этом соответствующие акты.

Морской протест

Морской протест является формой официального закрепления доказательств отсутствия вины капитана и экипажа в возможном причинении ущерба грузу или судну.

для освобождения от ответственности в случае утраты, недостачи или повреждения груза на перевозчика возлагается обязанность представить доказательства отсутствия своей вины. обязанность по доказыванию вины перевозчика перекладывается на другую заинтересованную сторону (грузовладельца, страховщика) заявлением о морском протесте, в котором указывается, что экипаж принял все возможные меры по обеспечению сохранности груза.

Сущность морского протеста заключается в том, что капитан непосредственно после окончания рейса протестует против возможных претензий к судовладельцу по поводу действительного или предполагаемого ущерба судну, грузу или другим объектам по не зависящим от судна обстоятельствам, т.е. в результате непреодолимой силы, случайности или виновных действий других лиц, за которые судовладелец не может нести ответственности.

капитан в установленном порядке делает заявление о морском протесте в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца, если в период плавания или стоянки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

Наиболее важные обстоятельства, при наличии которых необходимо заявить морской протест:

неблагоприятное состояние погоды и моря, которые могли причинить вред грузу;

невозможность проветривания груза в рейсе из-за плохого состояния погоды;

принятие груза в состоянии, которое вызывает сомнение в его сохранности во время перевозки. Морской протест в этом случае будет иметь силу, если в коносаменте сделаны оговорки о состоянии принятого груза;

нарушение условий договора морской перевозки отправителем (отказ от погрузки груза, простой судна и т.п.), получателем (отказ от принятия груза, отказ от оплаты фрахта и т.п.);

действия или распоряжения властей; военные действия, забастовки, если в результате их может быть причинен ущерб грузу или судну;

оказание помощи и спасание, если действиями по оказанию помощи и спасанию причинен ущерб грузу или есть основания предполагать, что ущерб причинен;

общая авария;

любое происшествие (столкновение, навал на береговые сооружения и др.), в результате которого повреждены или есть основания предполагать, что повреждены какие-либо объекты;

загрязнение моря нефтепродуктами и другими вредными веществами при обстоятельствах, свидетельствующих о невиновности судна в данном аварийном случае (повреждение корпуса судна вследствие непреодолимой силы, столкновение по вине другого судна, скрытые дефекты судна и т.д.).

Морской протест заявляется при наличии любого из вышеуказанных (или других) оснований, когда полученные или предполагаемые убытки причинены в результате обстоятельств, которые, несмотря на все принятые меры, не могли предотвратить капитан и экипаж.

Порядок оформления морского протеста

Законодательство устанавливает две стадии оформления морского протеста: заявление капитана о морском протесте и составление акта о морском протесте представителем официальных властей.

Для заявления капитана о морском протесте нет строго установленной формы, однако в практике выработался определенный стандарт и имеется определенная проформа заявления.

Заявление о морском протесте должно быть сделано капитаном в течение 24 часов после прибытия судна в порт или в течение 24 часов с момента происшествия, если оно имело место во время стоянки судна в порту. Капитан обязан приложить к заявлению о морском протесте справку капитана порта (портнадзора) или агента о моменте прибытия судна в порт. Если окажется невозможным заявить морской протест в этот срок (например, если срок пришелся на выходной или праздничный день), причины этого должны быть изложены в заявлении о морском протесте.

При наличии оснований предполагать, что имевшее место морское происшествие причинило вред находящемуся на судне грузу, заявление о морском протесте должно быть сделано до открытия люков. Выгрузка грузов до заявления морского протеста может быть начата лишь в случае крайней необходимости (предотвращение дальнейшей порчи груза, необходимость срочного ремонта и т.п.). В этом случае капитан обязан пригласить на борт судна сюрвейера для осмотра груза.

Заявление о морском протесте делается в порту Российской Федерации нотариусу, работающему в государственной нотариальной конторе или занимающемуся частной практикой в соответствии с лицензией на право нотариальной деятельности; в иностранном порту – консульскому учреждению Российской Федерации или компетентному должностному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства (напр., в великобритании – клерку нотариальной конторы; в Италии – капитану порта, а также председателю местного суда; в Норвегии – младшему судье городского или районного суда). В тех случаях, когда спор подлежит компетенции иностранного суда или арбитража, целесообразнее оформлять морской протест в официальных органах данного государства, так как такой морской протест более привычен для судей и арбитров.

В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением о морском протесте либо в срок не более семи дней с момента прибытия судна в порт или с момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную копию выписки из судового журнала.

В случае гибели судового журнала в заявлении о морском протесте должны быть изложены обстоятельства и причины гибели судового журнала.

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана, а в случае необходимости и других лиц из состава экипажа судна составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью. В акте удостоверяется подача заявления и закрепляются показания капитана и других лиц. Задачей нотариуса является лишь проверка сообщаемых сведений на основе данных судового журнала (их сличение). Нотариус не обязан входить в оценку материала, который он фиксирует по просьбе заинтересованных лиц.

Оформленный надлежащим образом на основе заявления капитана, данных судового журнала и свидетельских показаний акт о морском протесте является одним из важнейших данных фактических обстоятельств рейса. Эти данные признаются презюмируемыми. Однако морской протест не является неопровержимым доказательством. Заинтересованная сторона (судовладелец, страховщик, владелец другого судна) может представить опровержения: морской протест, заявленный другим судном: показания свидетелей; выписки из судовых журналов других судов; справки метеослужб и др.

Ниже приведены форма заявления о морском протесте, примеры изложения обстоятельств морского протеста и форма акта о морском протесте (из книги В.И. Бобина "Справочник судоводителя по ведению дел и документации на английском языке")

 

 

 

 

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 688; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.