Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Системного анализа




 

Если желают открытий, и в большем числе, и более

по­лезных в меньшие промежутки времени, то их,

естественно, скорее можно ожидать...

от разумного метода, чем от случая, животного

инстинкта и других подобных условий, служив­ших

до сих пор источником большей части открытий.

Ф. Бекон

 

Применение системно-структурных исследований во многих областях науки и техники позволяет утверждать лишь о тенденции современного общества к использова­нию системного подхода (Садовский В. Методологичес­кие проблемы исследования объектов, представляющих собой системы // Социология в СССР. М.: Мысль, 1966. Т. 1).

Почему мы говорим только о тенденции, а не о реаль­ном системном анализе?

Объясняется это тем, что реальный системный анализ может производиться только при наличии арсенала специ­фических методов системного исследования технических объектов (систем). К сожалению, успехи в направлении построения системной технической науки к настоящему времени более чем скромны. В ее различных разделах (системный подход к проблеме кода технико-экономической информации, системный подход при проектировании и улучшении системы качества контроля, системный подход к расчету систем и пр.) много говорится о задачах систем­ного анализа, понятие «система» становится одним из главных, ищутся пути понимания объектов исследования как систем и т. д. Реальная польза от этого направления мо­жет, однако, быть получена лишь в том случае, когда спе­циалисты конкретных технических дисциплин будут иметь развернутое теоретическое представление о логике и методологии системного исследования. Только при этом условии ученые и инженеры смогут переосмыслить свои полу­ченные результаты, применяемые методы и наметить пути дальнейшего анализа.

Важность построения логики и методологии систем­ного анализа представляется исключительной, так как в определенном смысле здесь лежит путь ко всем дальней­шим успехам системной науки и техники.

Отсутствие специально построенной методологии си­стемного анализа приводит к тому, что исследователи, решая новые по своему типу задачи, вынуждены пользоваться старыми, для иных задач, построенными логическими средствами. Это не только приводит к аморфности, бесформенности в понимании существа и специфики системного метода, но и непосредственно отражается на эффективности исследований современных технических систем. Объясняется это тем, что современный уровень развития техники, нашедший свое наиболее яркое выра­жение в сложных технических системах, и все возраста­ющая специализация отдельных областей техники требу­ют сосредоточения основного внимания на проблемах, связанных со всей системой в целом. А это приводит к фундаментальной переориентации научного мышления, его основных категорий.

В сознании современных исследователей все более утверждается концепция, что получение значительного результата исследования во многом определяется исход­ной позицией, точнее, принципиальным подходом к по­становке проблемы и определению общих путей движе­ния исследовательской мысли. Это приводит к своеобраз­ной переоценке ценностей. Если еще совсем недавно познание измерялось почти исключительно по совокупно­сти его конечных результатов, то сейчас все большее зна­чение начинает приобретать научная обоснованность на­чальных этапов исследования, определяемых во многом применяемыми методами. Такое изменение объясняется огромной технической оснащенностью современного по­знания, при которой решение точно поставленной задачи (сколь бы сложной она ни была) обычно не создает боль­ших трудностей.

Кроме того, в условиях огромного размаха исследова­ний и многообразия решаемых задач исходные основа­ния научно-практических разработок становятся одним из главных критериев для оценки перспективности и зна­чимости этих разработок, а следовательно, и для оценки их системной эффективности.

Еще в начале XX в. внимание ученых было целиком приковано к объекту исследований. Что же касается прин­ципов и структуры самого исследования, то обычно их в явном или неявном виде строил и определял сам исследо­ватель, соединяя в одном лице и теоретика, и методолога, и разработчика.

Во второй половине XX в. такое соединение все чаще оказывается не только затруднительным, но и невозмож­ным. Проблема методологии научного исследования все более настоятельно требует специального изучения, и на этой основе логика и методология науки обнаруживают растущую тенденцию к выделению в самостоятельную научную дисциплину (Блауберг И., Садовский В., Юдин Э. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. М.: Мысль, 1970).

Главными задачами методологии являются выработ­ка средств соотносительной оценки эффективности раз­личных подходов к исследованию, а также анализ логи­ческой структуры и условий применимости каждого из них.

Таким образом, построение логики и методологии на­уки, и в частности, системного анализа, является в насто­ящее время первоочередной задачей, требующей не­замедлительного решения. Только по мере ее решения можно внести строгость и ясность в наше, пока еще ин­туитивное, понимание задач и методов системного ана­лиза.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.