Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объему выпускной квалификационной работы




ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ, СОДЕРЖАНИЮ И

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

После написания ВКР и ее проверки научным руководителем студент-выпускник проходит на кафедре процедуру предварительной защиты материалов своего исследования.

К началу публичной защиты ВКР на заседании государственной аттестационной комиссии студент должен подготовить тезисы своего доклада и сопровождающий его иллюстративный материал.

ВКР начинается с титульного листа (приложение Е), на следующей странице размещается лист Содержание, в котором перечисляются в порядке следования необходимые структурные части работы, а именно:

определения, обозначения и сокращения;

введение;

основная часть (разделы, подразделы, пункты с указанием их наименований);

заключение;

список использованных источников;

приложения (с указанием их наименований).

Для всех частей ВКР указываются страницы, с которых начинается соответствующий фрагмент текста. Образец оформления содержания представлен в приложении Ж.

Определения, обозначения и сокращения содержат перечень основных терминов, используемых в работе, и их определения. Список начинается со стандартной фразы: «В настоящей квалификационной работе применяются следующие термины с соответствующими определениями…».

Условные обозначения и авторские сокращения, если они есть в работе, принято размещать на этой же странице в порядке их следования в тексте с необходимой расшифровкой и пояснениями.

Во Введении дается краткое обоснование выбора темы ВКР и актуальности проблемы, решению которой посвящена работа. Актуальность указывает на необходимость и своевременность изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики. Для обоснования актуальности могут быть использованы различные утверждения, например:

тема в науке не разработана или разработана очень слабо, имеются лишь отдельные публикации по этому вопросу, таким образом, исследование может заполнить пробел в науке;

тема в науке слабо разработана – имеется много противоречивых подходов, следовательно, исследование будет способствовать углублению научного опыта;

очевидно выражена практическая потребность в решении данной проблемы и научно-методическом обосновании проекта решения, таким образом, проводимое исследование и рекомендации могут способствовать оптимизации социальной (педагогической, психологической и т.д.) практики.

С обоснованием актуальности тесно связан такой обязательный компонент введения, как характеристика степени разработанности темы. Анализируя состояние изученности (разработанности) темы, следует оценить имеющийся отечественный и зарубежный опыт, при этом используются ссылки на специальную литературу. В этой связи не следует забывать, что обзор источников и специальной литературы должен охватывать достаточно широкий круг публикаций по рассматриваемой проблеме.

Из характеристики актуальности и степени разработанности темы выводится основное противоречие (взаимодействие между взаимообусловленными и взаимоисключающими противоположностями внутри объекта или его состояний), на основании которого формулируется проблема, которой будет посвящено исследование (проблема, как правило, находит отражение в названии темы ВКР).

Чтобы определить результат, намечаемый при решении проблемы, во вводной части обязательно формулируются цель работы (мысленное прогнозирование результата) и основные задачи (конкретные последовательные этапы достижения цели).

Указываются объект исследования (область реальности и/или деятельности, к которой обращено исследование) и предмет изучения (часть объекта, на которую направлено основное внимание исследования). Нужно учитывать, что один и тот же объект может быть предметом разных исследований и научных направлений, поэтому при определении объекта важно не «соскользнуть» в область какой-либо другой науки.

 

Объект исследования — социальная работа с трудовыми мигрантами в отделе УФМС России по Свердловской области в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга.

 

Предмет исследования – понятие более узкое, чем объект. Предмет исследования дает ответ на вопрос: как рассматривается объект, какие его новые отношения, свойства, функции и другие особенности будут изучаться.

 

Предмет исследования – организация социально-правового консультирования трудовых мигрантов в Отделе УФМС России по Свердловской области в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга.

 

Во вводной части ВКР по специальности «Социальная работа» формулируется гипотеза исследования (то есть предположение, на проверку которого направлена основная часть выпускной работы). Изложение гипотезы подчиняется определенным правилам:

должны быть отражены не самоочевидные положения, а идеи, действительно требующие доказательств;

гипотеза должна соответствовать теме, поставленной цели и задачам и не выходить за рамки предмета исследования;

гипотеза формулируется как система предположений (положений), в которой каждый последующий элемент вытекает из предыдущего, при этом совокупная формулировка не должна быть чересчур громоздкой;

гипотеза должна быть доступна проверке;

в процессе научного исследования гипотеза может уточняться, дополняться или изменяться.

Во введении кратко рассматриваются теоретико-методологические основания исследования. Вэтом качестве выступают различные теории социальной работы[2]:

 

Таблица 1 Классификация теорий социальной работы

 

Тип теории Рефлексивно-терапевтический подход Социал-коллективистский подход Индивидуал-реформистский подход
Перспектива: всесторонняя   включающая   психодинамическая   критическая социальное развитие
гуманистическая, экзистенциальная антидискриминационная системная
Теория конструктивизм феминистская когнитивно-поведенческая
Модель кризисная активизации целевая

 

Также указываются подходы, которые могут быть использованы в ВКР: демографический, гендерный, психологический, педагогический, социологический, нормативно-правовой и др.

Далее перечисляются использованные методы исследования [3]. Методы изучения явлений жизнедеятельности общества подразделяются на три большие группы: 1) общелогические (анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, классификация); 2) теоретические (абстрагирование, обобщение, аксиоматический, гипотетический, формализация); 3) эмпирические (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент и др.). У каждой научной отрасли дополнительно к перечисленным существуют свои специфические методы и приемы научного исследования. Например, в социальной работе используется психосоциальный диагноз жизненных проблем клиента.

Необходимо обозначить экспериментальную базу исследования.

 

Экспериментальная база исследования-Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества «Галактика» (г. Екатеринбург).

 

Кроме того, во введении целесообразно раскрыть новизну исследования:

 

Новизна исследования заключается в том, что разработан и апробирован механизм организации социально-правового консультирования трудовых мигрантов в Отделе УФМС России по Свердловской области в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга.

 

Также отмечается практическая значимость исследования.

 

Практическая значимость ВКР состоит в разработке программы социально-психологической профилактики женского алкоголизма, которая может быть рекомендована к использованию в Центрах социально-психологической помощи.

 

В завершении введения описывается структура работы путем краткой характеристики основного содержания разделов.

Объем введения – четыре-пять страниц.

Основная часть ВКР обычно содержит два-три раздела, каждый из которых при необходимости делится на два-три подраздела. Каждый из элементов основной части должен представлять собой законченный в смысловом отношении фрагмент работы. Изложение материала должно логически переходить от одного раздела к другому. Все разделы работы в обязательном порядке завершаются обобщениями и выводами, которые удобно формулировать в виде тезисов и располагать в последовательности от частных положений к более общим.

Разделы и подразделы ВКР должны иметь заголовки, которые точно отражают содержание соответствующих фрагментов текста, не сокращая и не расширяя их смыслового наполнения. Нельзя включать в заголовки сокращенные слова и формулы, повторять общее название ВКР в наименованиях ее разделов. В целом следует придавать заголовкам лаконичную форму и емкое содержание.

Традиционно первый раздел работы является теоретико-методологическим. В нём рассматриваются ключевые теоретические аспекты социальных проблем субъектов и объектов социальной работы (в соответствии с темой ВКР) и их связь с конкретными вопросами ВКР.

 

Проведенный анализ научной литературы по вопросам социально-психологических, педагогических, нормативно-правовых, социально-средовых, социально-бытовых, социально-досуговых проблем приемной семьи, позволяет сделать вывод о том, что наиболее значимыми и первостепенными являются психологические проблемы взаимоотношений в приемной семье, которые обусловливают возникновение ряда других проблем. Полагаем, что можно проранжировать проблемы приемной семьи в порядке убывания их значимости: - на первом месте находятся психологические проблемы, инициированные процессом психологической адаптации членов приемной семьи друг к другу; - второе место занимают социально-педагогические проблемы, обусловленные особенностями психологической адаптации ребенка в приемной семье и педагогическим потенциалом приемных родителей; - на третьем месте находятся проблемы социально-средового характера, связанные с наличием в обществе социальных стереотипов и негативных установок в отношении приемных семей, затрудняющих адаптацию таких семей в социуме. Высокий уровень психологической компетентности приемных родителей и своевременное оказание им психологической поддержки способствуют адекватному реагированию на неблагоприятные социально-средовые условия; - проблемы правового характера занимают четвертое место. Эти проблемы возникают в ситуациях регулирования правовых отношений приемного ребенка и его биологических родителей; - далее следуют социально-бытовые и социально-досуговые проблемы. Таким образом, приемная семья в своей жизнедеятельности сталкивается с теми же проблемами, что и большинство среднестатистических семей, но ее особый правовой и социально-психологический статус определяет специфику потребностей такой семьи.

 

Либо первый раздел может быть посвящён социальной характеристике объекта социальной работы, что и находит отражение в выводах.

 

Таким образом, подростки - это социально-демографическая группа в возрасте от 11 до 16 лет, они различаются по возрастным, гендерным, этническим и другим социальным (семейный статус, территория проживания, доход, уровень и профиль образования) признакам. У подростков возникает острая борьба мотивов (делать то, что надо, или то, что хочется), после чего происходит формирование намерения и, наконец, его исполнение. Одним из основных звеньев социализации подростков является семья. Однако изменение социальных условий, смена одних общественно-экономических отношений на качественно противоположные вызывает естественную в подобных случаях растерянность представителей старшего поколения семей, озабоченных поиском своего места в новой общественно-экономической структуре. Социальная работа с подростками должна учитывать особенности их психофизиологического взросления. Развитие подростка характеризуется расхождением, с одной стороны, между требованиями жизни и его интересами, с другой – между его возможностями и его собственными требованиями к себе. Решение этой проблемы требует уже достаточно высокого уровня развития воли, которого чаще всего подростки ещё не достигают. Знание этой специфики позволяет лучше понять поведение подростков, их переживания, что, в свою очередь, необходимо для построения всей системы социально-воспитательных воздействий в этот трудный («критический») период социализации ребят.

 

В первом разделе дается развернутый анализ изложенных в специальной литературе теоретических концепций, научных положений и важнейших понятий по избранной теме.

Можно согласиться с утверждением Л. В. Топчия о том[4], что общая теория социальной работы и теории среднего уровня, прикладные теории и так называемые теории микроуровня, связанные в основном с определёнными отраслями социальной сферы и отражающие их потребности (подсистема социальной защиты населения, подсистема образования, подсистема здравоохранения, подсистема пенитенциарных учреждений и т. д.), накопили значительный опыт решения ряда теоретических и практических проблем, разработки теоретического обоснования «оптимальных» моделей и технологий социальной работы.

Выделяются следующие основные модели, применяемые в социальной работе с людьми.

Психодинамическая модель. В широком смысле слова психоанализом называют различные школы динамической психотерапии — комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах[5]. В современном классическом психоанализе большое значение придают предсознательным механизмам «Я», направленным на адаптацию к социальной среде.

Психодинамическая модель социальной работы основана на психодинамическом направлении теории социальной работы (А. Фрейд, Э. Берн и др.[6]). Основные понятия этой теории (индивидуализация клиента, оценка возникшей проблемы, ее диагностика, терапевтические технологии помощи) заложили принципы индивидуальной социальной работы, которая особенно активно применяется в США. Психодинамическая модель предполагает, как правило, возможность изменения, коррекции поведения, взглядов, отношений клиента посредством воздействия на его внутренний мир, восприятие реальностей, характер отношений в контактных группах[7]

Когнитивно-поведенческая модель. Особенно популярной в практике социальной работы когнитивная теория становится в начале 1980-х гг. Эта модель является комплексной, т. е. включает в себя социологические и психологические подходы к организации социальной работы. Одним из принципов организации социальной работы, согласно этой модели, является необходимость доступности социальных услуг всем нуждающимся в них. Основная форма работы – социальное консультированиекак особая форма оказания социальной помощи путём психологического воздействия на человека или малую группу в целях их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций, ориентиров, выработки социальных норм общения. Выделяют следующие направления социального консультирования[8]: медико-социальное, психологическое, социально-педагогическое, социально-правовое, социально-управленческое, социально-инновационное и пр.

Система социального консультирования включает в себя региональные центры социального консультирования и специализированные службы (службы семейной консультации, супружеской консультации, психологической помощи и консультирования, телефон доверия, консультативные службы в медицинских учреждениях и общественных организациях).

Одной из методик в процессе консультирования клиента, разрабатываемого на базе когнитивной модели, является объяснение, основу которого составляет рациональный контроль социального работника за поведением клиента[9]. Одна из наиболее актуальных проблем, решаемых в рамках данной модели – это разрешение конфликтов средствами групповой дискуссии, самоанализа и т.п. Основополагающий принцип модели – стремление коптимизации деятельности клиента в сфере управления собственной жизнью путем формирования потребностей к такой деятельности[10].

Экзистенциально-гуманистическая модель. Эта модель сформировалась в последние десятилетия, её теоретическую основу составляют труды философов-экзистенциалистов (А. Камю, Ж.-П. Сартр и др.) и психологов гуманистического направления (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл и др.). По мнению Э. Томпсона[11], значение экзистенциализма заключается в том, что особое внимание уделяется онтологии, пониманию основ человеческого бытия. Это проявляется в осмыслении идей Бытия, Ничто и Случайности. «Бытие человека представляет собой ответственность, вытекающую из конечности его жизни», - подчёркивал В. Франкл[12].

Экзистенциально-гуманистическое направление, - обращает внимание М. О. Малько, - в центр своей методологии ставит личность клиента[13]. Личность представляется как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее данное, а открытую возможность самоактуализации, присущую только человеку. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека – жить и действовать, определять свою судьбу, опираясь не на окружение и условия, в которых он находится, а на свой внутренний мир. В то же время, невозможно представить личность вне ее социального окружения. Задача консультанта – помочь клиенту обрести истинное «Я», подвести его к принятию ответственности за свои поступки и за конечный итог своей жизни, направить его стремления в социально полезное русло.

В современных условиях социальная работа, основанная на данной теоретической модели, приобретает все большее влияние. Она строится на доверительных отношениях между клиентом и социальным работником, помощь клиенту оказывается на основе развития его самопознания и самоактуализации. Ведущая технология данной модели — технология «активного слушания» (эмпатия, партнерский стиль отношений). Эффективность данной модели связана во многом с личностными чертами самого социального работника (искреннее сочувствие, умение выстроить собственную технологию).

Ролевая модель построена на интеграции психологического и социологического знания (Дж. Г. Мид, Я. Морено). Логика обоснования процесса социальной помощи базируется на психологическом знании, прежде всего, понимании роли личности. В ролевой модели используется представление о личностных ролях: люди строят свое поведение в соответствии с моделями, схемами, воспроизводимыми индивидуально-личностным сознанием. Согласно Дж. Миду, «принятие роли другого», т. е. умение посмотреть на себя со стороны глазами партнёра по общению, является необходимым условием для успешного осуществления любого акта взаимодействия между людьми[14].

Ролевую модель целесообразно применять, когда у клиента есть проблемы, связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта. Исполняя роли разного порядка (социальные, межличностные), человек может «попасть в конфликт» между ними. Здесь важно адекватное понимание значимости актуальных событий и процесса формирований представлений о собственной роли в жизни.

Ролевая теория служит для социального работника одной из форм социального объяснения, а также средством социального обучения, коррекции поведения, повышения адаптивности клиента. Варианты технологий, основанных ролевой теории: психодрама, групповая дискуссия, перемена ролей, групповая терапия. Так, Я. Морено отмечал, что наиболее популярной формой психодрамы является самоуправляемая, в которой «Я» клиента является единственным режиссёром-постановщиком, причём, если он этого пожелает, ему помогают в этом ведущий и вспомогательные «Я»[15]. Он особо выделял значимость группового эффекта в психотерапии.

Очевидно, что не существует универсальной теоретической модели социальной работы, единого подхода к решению проблем клиентов[16]. Каждая модель имеет свои ограничения, и в данном разделе ВКР выпускнику необходимо обосновать собственный выбор оптимальной модели.

Следует помнить, что теоретический раздел является не самоцелью, а средством для полного и всестороннего изучения избранной темы. При этом исследование теоретических вопросов работы должно служить базой для разработки практических вопросов в последующих разделах.

Как правило, в первом разделе проводится анализ нормативно-правовой базы деятельности специалиста по социальной работе.

 

На основании результатов анализа нормативно-правовой базы социальной защиты инвалидов войн и ветеранов боевых действий, можно сделать вывод о том, что современные российские законодательные акты по части заботы и помощи данной категории граждан в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире. Однако возникает много трудностей в процессе их реализации, т. к. не создано единой структуры и четких механизмов исполнения законов, а также контроля за их выполнением. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» профессиональная ориентация, обучение и образование, трудоустройство, восстановление и активизация независимой жизни являются основными составляющими процесса реабилитации инвалидов. Данный закон провозглашает новые подходы к формированию социальной политики по отношению к инвалидам и обобщает большинство прогрессивных методов мировой практики. Но социальные последствия экономических преобразований и приватизации, снижение социального статуса и жизненного уровня большой массы россиян, в том числе и ветеранов боевых действий, требуют пересмотра существующей системы социальной защиты населения. При этом необходимо учесть применяемые в зарубежной практике принципы дифференцированного подхода, активизации личностных и социальных ресурсов граждан для повышения своей конкурентоспособности и улучшения качества жизни. По нашему мнению, в России сложился социальный парадокс: ветераны и инвалиды получили большие права, но существует мало реальных возможностей для их реализации.

 

Второй и третий разделы ВКР имеют прикладной характер.

Во втором разделе обычно дается характеристика социального учреждения, где осуществляется авторский эксперимент.

 

Отдел организации медицинского обеспечения личного состава (ООМОЛС) является самостоятельным структурным подразделением медицинского управления Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний (ГУФСИН) России по Свердловской области. Отдел взаимодействует с ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» УФСИН России по УрФО и главным государственным санитарным врачом ГУФСИН по Свердловской области по вопросам санитарно-гигиенического обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), а также в пределах своей компетенции - со структурными подразделениями территориальных органов здравоохранения министерств и ведомств. ООМОЛС возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности руководством ГУФСИН России по Свердловской области по представлению начальника медицинского управления. В своей работе медицинское управление ГУФСИН России по Свердловской области руководствуется положениями Конституции Российской Федерации, законодательными и иными правовыми актами, приказами Министерства юстиции России, ФСИН России, а также нормативными актами и приказами Минздравсоцразвития РФ и других федеральных органов исполнительной власти. ООМОЛС решает широкий спектр задач. Основной функцией медицинских учреждений для личного состава ГУФСИН является оказание медицинской помощи сотрудникам УИС.

 

Кроме штатной расстановки персонала субъекта социальной работы выпускнику нужно рассмотреть статистические показатели, характеризующие эффективность проводимой специалистами деятельности, выявить «узкие места».

В отличие от пассивного наблюдения в ходе эксперимента исследователь активно вмешивается в протекание изучаемого социального процесса. В соответствии со своими предположениями (гипотезой) о путях его усовершенствования экспериментатор ослабляет или совсем устраняет одни влияния (факторы, причины), усиливает другие или вводит новые компоненты. Повторяя это в разных комбинациях, он получает таким путем возможность выявить значение каждого их сочетания и найти лучший вариант решения поставленной задачи.

В зависимости от стоящих перед экспериментатором задач и характера исследования различают констатирующий и преобразующий (формирующий) эксперименты. Констатирующий эксперимент проводится в начале исследования с целью выявления (констатации) состояния изучаемого вопроса и связанных с его протеканием обстоятельств. Формирующий эксперимент является таким исследованием, в котором реконструируются обычные социальные явления, создаются новые условия протекания социальных процессов (в социальную работу вносятся новое содержание, новые методы и организационные формы и т. д.)[17].

Нужно учитывать, что в проводимом выпускником эксперименте, как правило, участвует ограниченное число людей. Поэтому для получения необходимой информации целесообразно использовать не анкетирование, а другие разновидности опроса.

Опрос, где опрашиваемым является лицо, компетентное в определенной области деятельности, специалист по роду своей деятельности, связанный с объектом исследования называется экспертным опросом[18]. Если экспертные оценки необходимы при анализе наиболее значимых и существенных аспектов исследуемой проблемы, то метод выступает как основной. В других случаях он используется как вспомогательный.

Интервью является разновидностью устного опроса, проводится в форме целенаправленной беседы интервьюера и респондента. С разрешения опрашиваемого беседа записывается на диктофон.

 

 

Уральский институт социального образования (филиал) Российского государственного социального университета Бланк интервью для руководителей подразделений Отделения Пенсионного фонда России по Свердловской области Дата проведения интервью: число ____, месяц ______, год _______ Интервью продолжалось _____минут Фамилия интервьюера ___________________________________ Ф.И.О. респондента _______________________________________ Учебно-научная лаборатория Уральского института социального образования проводит исследование, посвященное изучению организации трудового процесса в Вашем учреждении. Вся информация, полученная в исследовании, будет использоваться только в обобщенном виде. Ваши ответы будут связаны с определенным номером, а не с Вашим именем. Вы не возражаете, если я задам Вам несколько вопросов? Заранее благодарим Вас за помощь и сотрудничество. 1. Пожалуйста, расскажите о характере своей работы, что входит в Ваши служебные обязанности? _______________________________________ 2. Насколько большой у Вас объем работы с документами?_____________ 3. Каким образом распределены обязанности внутри Вашего подразделения (отдела)? (Оценить по десятибалльной шкале)____________________ 4. Насколько оптимально налажен контакт с другими подразделениями организации?___________________________________________________ 5. Какие организационные проблемы существуют?____________________ 6. Как Вы их решаете?__________________________________________ 7. Когда Вы в последний раз проходили курсы повышения квалификации?_____________________________ 8. Насколько развита информационная система учреждения (внутренняя и внешняя)? _______________________________ 9. Имеется ли необходимость в использовании дополнительных источников информации? ___________________________________________ 10. Разрабатываются ли в Вашей организации планы социального развития, на кого возложены эти функции? _______________________________ 11. Проводится ли работа с работниками предпенсионного и пенсионного возраста, а также с бывшими работниками организации, вышедшими на пенсию?________ 12. Ведется ли работа по привлечению молодых специалистов, их адаптации?______________________________ 13. Ведется ли в организации работа с детьми Ваших сотрудников? _______________ Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе. 14. Сколько лет составляет Ваш общий трудовой стаж? _______________ 15. Занимаемая должность ___________________________________ 16. Полное название подразделения _______________________________ 17. Наименование отдела ______________________________________ 18. Возраст __________ 19. Образование ____________________________________________ 20. Пол ____________ 21. Семейное положение ______________________ 22. Среднемесячный доход (в рублях): 1) 10–20 тыс. 2) 20-30 тыс. 3) 30-40 тыс. 4) Более 40 тыс. Благодарим за участие в интервью! Составитель: Салимова Д. Т.

 

При работе с клиентом социальный работник имеет возможность использовать биографический метод. Обычно при интервьюировании используется «биографический путеводитель» (опросник), что позволяет субъекту упорядочить свой рассказ и уделить достаточное внимание всем фазам жизненного цикла (детство, юность и т. п.) и всем сферам жизненного опыта (семья, карьера и т.п.), которые значимы для него и/или интересуют исследователя.

Биографический метод является эффективным инструментом познания социальных проблем[19]. Биографическое исследование даёт возможность изучить социальные связи, противоречия, коды, всю «паутину» значений и смыслов, которые ориентируют людей по отношению друг к другу и окружающему миру.

Помимо этого, автор ВКР может провести фокус-группу. Это, по существу, групповое полуструктурированное и фокусированное интервью в форме, близкой к дискуссии. Фокус-группа включает ведущего (модератора), его помощника и от 5 до 10 участников[20]. Она сфокусирована на исследуемой проблеме, объекте, услуге. Метод направлен на определение отношения участников к поставленной проблеме или причин восприятия того или иного объекта, выявления мотивации тех или иных действий потребителей социальных услуг.

Полезным может оказаться и case study (кейс-стади)- исследовательская стратегия, направленная на глубокий, полный и комплексный анализ социального феномена на примере отдельного эмпирического объекта (случая)[21]. Очевидным достоинством метода является возможность получения более глубокой информации о латентных процессах, скрытых механизмах социальных отношений; только с помощью такого качественного подхода можно реконструировать сферу неформальных отношений, существующих между людьми.

По сути, второй раздел содержит анализ состояния конкретного объекта социальной работы и раскрывает специфику применяемых социальных технологий.

Автор ВКР должен убедительно показать, как использовались на практике возможности системных и инновационных технологий, технологий социальной работы в социальной сфере[22].

Наблюдая и измеряя характеристики объекта, экспериментатор собирает первичный статистический материал. Дальнейшая задача состоит в такой обработке и представлении первичных данных, которые позволили бы оценить и сопоставить результаты для проверки гипотез. Информация, сконцентрированная в таблицу, график, схему, рисунок и т. д. позволяет одновременно воспринимать различные по содержанию сведения в их сравнении - этому посвящен третий раздел ВКР.

Кроме того, в нем приводятся результаты логических выводов, подкрепляющих и доказывающих правильность подходов автора к решению поставленных задач. Выпускнику также необходимо обосновать свои рекомендации по улучшению деятельности подразделения социального учреждения.

Подчеркнем, что в целом материал ВКР должен носить не столько описательный, сколько аналитический и проблемный характер, раскрывать различные точки зрения по изучаемой проблеме, отражать собственные взгляды автора и содержать его комментарии.

Студент должен продемонстрировать умение ставить задачу, выбирать методы ее решения и интерпретировать полученные результаты. Недопустимо дословное переписывание используемых публикаций; возможно только цитирование с указанием на источники.

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. Оно должно быть связано с вводной частью и отвечать на вопросы, которые в виде цели и задач были поставлены во введении.

Заключение является итогом всей выпускной квалификационной работы. В нем должно быть отражено мнение автора о возможностях использования различных теоретико-методологических подходов к решению проблем социальной работы.

В заключении выпускник суммирует и последовательно излагает итоги разработки темы, делает главные обобщения и формулирует рекомендации, вытекающие из его работы, подчеркивая тем самым практическую значимость исследования. Заключение не должно содержать новой информации (в том числе таблиц и иллюстраций), положений, рекомендаций и т.д., которые до этого не излагались в ВКР. В нём также определяются основные направления дальнейших исследований в данной области.

 

В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы: 1. Организации управления и администрирования в социальной работе - это особый вид профессиональной деятельности, который сводится не только к достижению целей, организации, но и является средством поддержания целостности любой сложной социальной системы, ее оптимального функционирования и развития. 2. Структура управления социальной защитой населения включает следующие уровни: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (профильное федеральное министерство); Министерство социальной защиты населения Свердловской области (областное министерство); Управление социальной защиты населения Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (районный уровень); социальное учреждение. 3. Документационное обеспечение управления – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами.  

 

Объем заключения – три-четыре страницы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1021; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.079 сек.