Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие метода




Концепции истины в классической

и неклассической философии

 

Как уже говорилось, классическая философия основывается на корреспондентской концепции истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина – это знание, адекватное (соответствующее) действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина – это характеристика человеческого знания. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от осознаваемой лжи неадекватным, искаженным отражением действительности, которая принимается за истину.

Истина обладает двумя характеристиками: объективностью и конк-ретностью. Объективность истины означает, что содержание истинного знания не зависит ни от человека, ни от человечества. Конк-ретность истины выражает то обстоятельство, что знание получено в конкретных условиях с использованием конкретных средств, а также характеризуется конкретными историческими обстоятельствами. Истинное знание отражает конкретный фрагмент реальности, либо конкретную познавательную ситуацию (например, физический справочник содержит сведения о температуре плавления химически чистых металлов).

Рассмотрим проблему процессуальности истины. Проблема пред-ставления истины как процесса возникает следующим образом. Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представле-ние о нем. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идет и «движение» знания. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии были выработаны понятия абсолютной и относительной истины.

Абсолютная истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Ее разновидностью является вечная истина, то есть знание об элементарных сведениях, конкретных исторических фактах, которое обладает свойством неизменности во времени.

Относительная истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте.

Применительно к этому делению, процесс познания может быть представлен следующей моделью:

1. Абсолютная истина складывается из бесконечного числа истин относительных;

2. Всякая относительная истина содержит в себе элемент, частичку абсолютной истины.

Догматизм – философское направление, которое считает главным абсолютную истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм, напротив, считает главной истину относительную и, вследствие этого, теряет различие между истиной и заблуждением.

Неклассическая гносеология, определяющая ныне развитие передовых отраслей человеческого познания, решилась на почти полный отказ от догматизма. Это решение, разумеется, предельно обострило проблему достоверности знания и породило ряд стратегий ее решения: когерентную, конвенционалистскую, прагматическую и феноменологическую концепцию истины. Когерентная (от лат. ceohaerentia – связь) концепция (О. Нейрат, Р. Карнап) понимает истину как согласие мышления с самим собой, то есть как внутреннюю, ло-гическую непротиворечивость мышления. Конвенционалистическая (от лат. convention – соглашение) концепция (А. Пуанкаре, П. Фейера-бенд) рассматривает истину как результат соглашения научных авторитетов, основывающегося на выборе среди конкурирующих теорий. Прагматическая концепция (от лат. pragma – дело, действие) (Ч. Пирс, Дж. Дьюи) решает проблему истины с позиций проектирования и практического подхода. Истина здесь – все, что наиболее эффективно решает проблему и удовлетворяет запросы потребителя. Феноменологическая концепция (от лат. fenomen – явление) (Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр) связывает истину с мировосприятием от-дельного субъекта – индивида. Здесь истина связывается не со знанием, а с пониманием, чувствованием, достижением социально-психологического комфорта.

Неклассическая гносеология включает в себя также религиозную, мистическую (экстатическую), эстетическую и другие концепции истины, которые характеризуются паранаучными и поликультурными свойствами.

К сожалению, пока не представляется возможным ввести в подобный текст, ставящий своей главной задачей ознакомление с наиболее существенным в гносеологии, с ее, по сути, основами, то, что было сделано (и все еще делается) в философии постмодернизма. Мы не сторонники мнения, что постмодернизм сам по себе построен в том числе на тотальном отказе от гносеологии, на ее подрыве. Тем не менее, должно пройти время, прежде чем выработанные им концепты приобретут способность выступать в качестве учебного материала. Номадические распределения концептов, функции полей высказывания, многозначные «слова-бумажники», нонсенс как проводник и предшественник смысла – эти и подобные им разработки пока еще очевидно тяжелы для восприятия нынешней аудиторией, в том числе, к сожалению, аудиторией профессиональной. Философия постмодернизма – все еще поле сражения, и было бы легкомысленным с нашей стороны специально вести туда нашего читателя. Многое из созданного этой новой традицией – своего рода тайна, что-то, требующее для восприятия или даже для знакомства определенной подготовки, которую, собственно, и призван дать этот текст.

 

Метод – совокупность правил, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. Научный метод служит получению и обоснованию объективно-истинного знания. Применяемые в науке методы выполняют двоякую роль. Во-первых, следование им – необходимое условие получения достоверного результата. Во-вторых, они выступают как средство социального контроля в рамках научного сообщества.

История развития науки, свидетельствует о том, что новое в познании рождалось не столько благодаря улучшению психологических качеств отдельных личностей, сколько путем изобретения и совершенствования методов работы.

Характер метода определяется многими факторами: предметом исследования, степенью общности поставленных задач, накопленным опытом, уровнем развития научного знания и т.д.

Методы, подходящие для одной области научных исследований, оказываются непригодными для достижения целей в других областях. В то же время многие выдающиеся достижения – следствия переноса методов, хорошо зарекомендовавших себя в одних науках, в другие науки. Основа этого переноса – материальное единство мира.

Методы образуют основу учения, которое называется методологией. Она стремится упорядочить, систематизировать методы, установить пригодность их применения в различных областях, ответить на вопрос о том, какого рода условия, средства и действия являются необходимыми и достаточными, чтобы реализовать определенные научные цели и, в конечном счете, получить новое объективно-истинное и обоснованное знание. Поэтому методология не ограничивает себя лишь исследованием методов. Она вовлекает в свою сферу множество производных вопросов: что такое знание, каковы критерии его отличия от заблуждения, какие формы развития и т.д.

В структуре метода центральное место занимают правила – пред-писания, устанавливающие порядок действий на пути к определенной цели. В базовом знании правила фиксируется закономерность, проявляющаяся в некоторой предметной области. Базовое знание трансформируется в систему операциональных норм, обеспечиваю-щих «подведение», т.е. соединение средств и условий с деятельностью человека. Истинность базового знания – необходимое условие правильности метода.

В базовом знании интегрируются результаты самых разнообразных наук. Можно выделить философское, общенаучное, конкретно-научное его содержание. Особое место в базовом знании принадлежит его предметно-образному компоненту, закрепленному в различного рода методиках.

Философское содержание метода составляют положения онтологии и теории познания, антропологии, логики, этики, эстетики, аксиологии. Философия помогает определить правильное направление исследования, т.е. на уровне философской методологии формируется мотивация научно-исследовательской деятельности.

Концепции, положения которых справедливы по отношению к целому ряду фундаментальных и частных научных дисциплин, составляют базовое знание методов общенаучного характера. Так, методы теоретической кибернетики, семиотики, теории систем и других наук глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания, но особая роль принадлежит математике. Ее принято относить к естественным наукам, т.к. она всегда черпала предмет для своего анализа и применения в процессах, изучаемых естественными науками (физикой, химией, биологией и т.д.). В XIX в. математические методы глубоко проникли в самые различные отрасли современного познания и оказались необходимыми в экономике и многих гуманитарных науках (лингвистика, история, социология, политология и др.).

Результаты фундаментальных наук могут транслироваться в методы более конкретных наук. Тесная связь инженерной деятельности с практическими потребностями вызывает необходимость своевременного учета в технических науках многообразных и быстроизменяющихся регулятивов социально-экономического характера и не позволяет рассматривать технические науки лишь как сумму прикладных разделов математики, химии и других естественных наук.

Знания, применяемые на предметно-чувственном уровне некоторого научного исследования, составляют базу его методики. В эмпирическом исследовании методика обеспечивает экспериментально-производственную деятельность.

Всякая методика создается на основе более высоких уровней знаний, но представляет собой совокупность узкоспециализированных установок, включающую в себя достаточно жесткие ограничения – инструкции, проекты, стандарты, технические условия и т.д. На уровне методики установки, существующие идеально, в мыслях человека, как бы смыкаются с практическими операциями, завершая образование метода. Без них метод представляет собой нечто умозрительное и не получает выхода во внешний мир. В свою очередь практика исследования невозможна без влияния идеальных установок. Хорошее владение методикой – показатель высокого профессионализма.

Познавательные методы разделяют на две группы: 1) общелогические – присущие познанию в целом как на обыденном, так и на теоретическом уровне (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование); 2) приводящие к научному познанию. Последние по отношению к опыту делятся на эмпи-рические (наблюдение, эксперимент, измерение, описание) и теоретические (идеализация, формализация, мысленный эксперимент, гипотетико-дедуктивный метод, метод математической гипотезы).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.