Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Голоссарий. Достижения сравнительно-исторического языкознания




Достижения сравнительно-исторического языкознания.

 

В целом, достижения сравнительно-исторического языкознания значительны. Сравнительно-историческое языкознание впервые в истории лингвистики показало, что:

1) язык есть вечный процесс и поэтому изменения в языке – это не результат порчи языка, как считали в античные времена и средние века, а способ существования языка;

2) к достижениям сравнительно-исторического языкознания следует отнести также реконструкцию праязыка как отправной точки истории развития того или иного конкретного языка;

3) внедрение идей историзма и сравнения в исследование языков;

4) создание таких важных отраслей языкознания, как фонетика (экспериментальная фонетика), этимология, историческая лексикология, история литературных языков, историческая грамматика и др.;

5) обоснование теории и практики реконструкции текстов;

6) введение в лингвистику таких понятий, как «система языка», «диахрония» и «синхрония»;

7) появление исторических и этимологических словарей. На материале русского языка это словари А. Преображенского, М. Фасмера, П.Я. Черных, Н.М. Шанского и Т.Д. Бобровой.

Со временем сравнительно-исторические исследования стали составной частью других областей языкознания: лингвистической типологии, генеративной лингвистики, структурной лингвистики и пр.

Приём внешней реконструкции – «комплекс процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений» путём «сравнения материала родственных языков, что способствует раскрытию закономерностей исторического развития сравниваемых языков, на основе чего реконструируется исходный языковой архетип» (В.П. Нерознак, 1998, с. 409).

 

Приём внутренней реконструкции – «установление этимологически изначальной, первичной формы изучаемой единицы (или явления) путём сопоставления разных её проявлений на различных этапах развития или разных проявлений форм одной и той же единицы» отдельного языка (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 349).

 

Реконструкция – комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных языковых состояний, форм, явлений путём исторического сравнения соответствующих единиц отдельного языка, группы или семьи языков (В.П. Нерознак, 1998, с. 409).

 

Сравнительно-исторический метод – совокупность приёмов и процедур историко-генетического исследования языковых семей и групп, а также отдельных языков, используемая в сравнительно-историческом языкознании для установления исторических закономерностей развития языков (В.П. Нерознак, 1998, с. 485).

 

Аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство, соразмерность) – процесс формального и/ или семантического уподобления одной единицы языка другой или перенос отношений, существующих в одной паре (серии) единиц на другую пару (серию), см.: (Е.С. Кубрякова, 1998, с. 31).

 

Звуковые законы (= фонетические законы) – законы функционирования и развития звуковой материи языка, управляющие как устойчивым сохранением, так и регулярным изменением его звуковых единиц, их чередований и сочетаний (В.К. Журавлёв, 1998, с. 555).

 

Лингвистическая география – раздел языкознания, изучающий территориальное распространение языковых явлений. Лингвистическая география выделилась в конце XIX в. из диалектологии. Накопление данных о наличии диалектологических различий в разных языках выдвинуло проблему совпадения или несовпадения границ распространения этих различий на определённой языковой территории (Вяч. Вс. Иванов, 1998, с. 268). Это и привело к появлению данного раздела науки о языке.

 

Просодия – 1) система фонетических средств (высотных, силовых, временных), реализующихся в речи на всех уровнях речевых сегментов (слог, слово, словосочетание, синтагма, фраза, сверхфразовое единство, текст) и играющих смыслоразличительную роль;

2) общее название для фонетических супрасегментных характеристик речи как на уровне восприятия (высота, тон, громкость, длительность), так и на физическом уровне (частота основного тона, интенсивность, время);

3) супрасегментные средства организации речи: расчленения и объединения речевых сегментов (понижение и повышение тона, распределение ударения, темпоральные изменения, паузация);

4) система фонетических средств, характеризующих слог (А.М. Антипова, 1998, с. 401-402).

 

Экспериментальная фонетика – совокупность методов, направленных на изучение звуковой стороны языка с помощью специальных приборов. Эти методы также называется инструментальными. К ним относятся:

палатография, при помощи которой устанавливаются места соприкосновения языка с нёбом при звукообразовании;

тензопалатография для измерения силы артикуляции;

рентгенография, позволяющая видеть положение органов речи и их движение;

осциллография, позволяющая определить длительность, высоту и интенсивность звуков, и

с пектрография, дающая общую акустическую картину звука (Л.Р. Зиндер, 1998, с. 554).

 

Дивергенция (от ср.-лат. divergo – отклоняюсь, отхожу) – расхождение, отдаление друг от друга двух и более языковых сущностей (В.А. Виноградов, 1998, с. 136).

 

Метод глоттохронологии, лексико-статистический метод, (от греч. glotta – язык, chronos – время и logos – слово, учение) – метод области сравнительно-исторического языкознания, который заключается в выявлении скорости языковых изменений и определении на этом основании времени разделения родственных языков и степени близости между ними (Вяч. Вс. Иванов, 1998, с. 109).

Вопросы для самоконтроля:

1. Признание того, что материальное родство языков – это результат общности их происхождения, является аксиомой:

· сравнительно-исторического языкознания; +

· типологического языкознания;

· лингвистической географии;

· экспериментальной фонетики.

2. Как называется направление науки о языке, целью которого является сопоставительное изучение двух, реже нескольких языков для выявления сходства и различия на всех уровнях языковой структуры?

(Контрастивная лингвистика)

3. Выберите правильное утверждение.

· Интерпретационный аспект оперирует данными ряда родственных языков.

· Интерпретационный аспект разграничивает специфические соотношения в сравниваемом материале.

· Интерпретационный аспект предполагает наполнение формулы конкретным смысловым содержанием. +

· Интерпретационный аспект использует данные одного языка для восстановления его древних форм путём определения условий чередования на том или ином этапе развития языка.

4. Выберите верный ответ.

· Центральными темами младограмматиков были звуковые законы и аналогия. +

· Центральными темами младограмматиков были дивергенция и просодия.

· Центральными темами младограмматиков были дивергенция и аналогия.

· Центральными темами младограмматиков были звуковые законы и дивергенция.

5. Кто из перечисленных ниже учёных не принадлежал к младограмматикам:

· К. Бругман;

· Г. Остгоф;

· Г. Пауль;

· М. Сводеш. +

6. Какой учёный впервые разработал теорию ностратических языков?

(Х. Педерсен)

7. Назовите метод области сравнительно-исторического языкознания, который заключается в выявлении скорости языковых изменений и определении на этом основании времени разделения родственных языков и степени близости между ними.

· Метод глоттохронологии. +

· Сравнительно-исторический метод.

· Метод реконструкции.

· Метод аналогии.

8. Кто является основателем метода глоттохронологии в науке о языке?

(М. Сводеш)

9. Прародину индоевропейцев Т.В. Гамкрелидзе и Вяч. Вс. Иванов определяют как:

· область Малой Азии, Двуречья и Северной Месопотамии;

· область Восточной Анатолии, Южного Кавказа и Северной Месопотамии;+

· область Восточной Анатолии, Малой Азии и Двуречья;

· область Малой Азии, Двуречья и Западной Азии.

10. Назовите учёного, который вывел экспериментальную фонетику в русло отдельной дисциплины.

(Ж. Руссело)

 

 

Тема 6 Генеалогическая классификация языков

 

 

ПЛАН ТЕМЫ

· Суть генеалогической классификации языков.

· Генеалогическая классификация индоевропейских языков.

· Генеалогическая классификация неиндоевропейских языков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2710; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.