Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолингвистика как новый этап психологического направления




Качественно новым этапом развития психологического направления в широком смысле становится возникшая в начале 50-х гг. ХХ в. психолингвистика. Психолингвистика – это наука, изучающая процессы речеобразования, восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка (А.А. Леонтьев, 1998, с. 404). Очень часто психолингвистика определяется как теория речевой деятельности.

Психолингвистика занимается исследованием трёх основных процессов, составляющих речевую деятельность, как то: 1) процесс усвоения родного языка ребенком (И.А. Бодуэн де Куртене называет этот процесс оязыковлением), а также в определенной степени и усвоения второго языка детьми и взрослыми; 2) процесс порождения высказывания и 3) процесс восприятия высказывания (Ю.А. Левицкий, 2005, с. 195).

После Второй мировой войны в науке резко возрос интерес к языковой способности человека. Вторая мировая война разбросала людей по разным странам и континентам, погнала их на фронт, в концлагеря, на принудительные работы – огромному количеству людей понадобилось изучить иностранный язык, овладеть им быстро, срочно, успешно (ведь все эти скопления людей были интернациональны).

Исследования языковой способности человека, которые появились после Второй мировой войны почти во всех крупных «научных державах» мира, носили комплексный характер. В отечественном языкознании это выразилось в углубленном исследовании афазий как патологии речи (афазия – с греч. а – отрицательная приставка + фазис – «высказывание»), то есть различных речевых расстройств, возникающих при ранениях, опухолях и др. органических нарушениях отдельных участков коры больших полушарий мозга. В России их активно изучал Адксоль Романович Лурия (1902–1977). В Японии это направление «языкового существования» называется гэнго сэйкацу, в Англии – функциональная лингвистика школы Фёрса, в США – психолингвистика.

Психолингвистика возникла в результате специально организованного летом 1953 г. в Индианском университете г. Блумингтона (США) междисциплинарного семинара американским психологом и лингвистом Чарлзом Осгудом. На семинаре были обсуждены три подхода к языку:

а) лингвистов, понимающих язык как структуру систематически соотносимых единиц;

б) теоретиков обучения, считающих язык системой навыков, соотносящих знаки с поведением;

в) специалистов по теории информации, понимавших язык как средство передачи информации.

Результатом семинара стала коллективная монография «Психолингвистика» (1954), после издания которой, а также после работы С. Сапорта с тем же названием термин психолингвистика и само направление получили широкое распространение.

Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряда практических задач, для решения которых чисто лингви­стический подход оказался недостаточным:

- обучение родному, а особенно иностранному языку, речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии;

- клиника центрально-мозговых речевых нарушений;

- проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности СМИ;

- авиационная и космическая психология, судебная психология и криминалистика, например, опознание людей по особенностям их речи;

- проблемы машинного перевода;

- вопросы речевого ввода информации в электронно-вычислительные машины, в современные цифровые устройства;

- информатика.

Примечательно, что о необходимости выделения и обоснования новой дисциплины заявили ученые США, где долгое время триумфально развивалась структурная лингвистика, сосредоточившая всё внимание на исследовании закономерностей организации и внутреннего устройства языка как особой системы знаков, рассматриваемой вне человека. Такой подход, обеспечив известное продвижение в области познания структуры и системы языка, не смог объяснить работу живых механизмов функционирования языка в процессе естественной человеческой коммуникации. Вскоре все более и более настойчиво стали обосновывать необходимость изучения так называемого человеческого фактора в языке, осмысления процессов говорения и понимания (восприятия) речи – основных компонентов категории речевой деятельности, лежащей в основе современной психолингвистики.

Заметим, что речь идет здесь только об оформлении соответствующих научных знаний в новую дисциплину, поскольку интерес к изучению психологических механизмов речевой деятельности возник гораздо раньше. Достаточно вспомнить о плодотворности психологического направления в европейской лингвистике XIX в. (В. фон Гумбольдт, Г. Штейнталь, В. Вундт, А.А. Потебня, И.А. Бодуэн де Куртенэ), впитавшего в себя про­грессивные идеи психологии и сравнительно-исторического языкознания. Это направление подготовило почву, без которой возникновение психолингвистики в ее нынешнем виде было бы невозможным (Н.Ф. Алефиренко, 2005, с. 164).

В отечественной лингвистике уже в 20–30-е гг. XX в. сформировалась тенденция комплексного подхода к исследованию речи, представленная учеными Петербургской школы лингвистики Л.В. Щербой, Е.Д. Поливановым, Л.П. Якубинским, С.И. Бернштейном и др. Существенное значение для дальнейшего формирования психолингвистического понимания речи имели психологические работы выдающегося советского психолога Льва Семеновича Выготского (1896–1934), в частности его монография «Мышление и речь» (1934).

Важнейшие идеи и положения концепции Л.С. Выготского и его школы таковы.

1. Идея опосредованного характера человеческой психики, в отличие от психики животных. Человеческая психика, по Л.С. Выготскому, опосредована употреблением орудий и особенно знаков. Частным случаем знаков являются языковые знаки.

2. Идея деятельности, создающая процесс «опережающего отражения». Эта способность даёт возможность заранее планировать поведение, активно регулировать окружающую действительность.

3. Смысловая сторона речи формируется у говорящего от содержания к выражению, «от мысли к слову», а воспринимается слушающим от выражения к содержанию, «от слова к мысли».

Ученик Л.С. Выготского А.Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной, в основном, на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивал также психолог Н.И. Жинкин, а позже – лингвист С.Д. Кацнельсон.

С середины 60-х гг. ХХ в. трудами языковедов Института языкознания Академии наук СССР (Москва) развивается собственно психолингвистика, опирающаяся на психологическую теорию деятельности, разработанную А.Н. Леонтьевым. Московская школа психолингвистики долгое время синонимично употребляла оба названия «теория речевой деятельности» и «психолингвистика».

Видную роль в организации психолингвистических исследовании в нашей стране сыграл А.А. Леонтьев (родился в 1936), доктор психологических и филологических наук, сын А.Н. Леонтьева. Он опубликовал ряд монографий, в которых в психолингвистическом плане рассматривалось содержание слова, психология общения, обучение языку, речевая деятельность. В книге А.А. Леонтьева «Язык, речь, речевая деятельность» собраны и обобщены важнейшие результаты работ 60-х гг. XX в. По его инициативе и под его редак­цией был подготовлен и издан компендиум (сжатое, суммарное изложение основ какой-либо науки) советской психолингвистики – коллективная монография «Основы теории речевой деятельности» (1974), проведён ряд симпозиумов по психолингвистике. Определились и основные направления отечественной психолингвистики 60–70-х гг. XX в.:

1) разработка общетеоретических моделей порождения речи (Алексей Алексеевич Леонтьев);

2) проблемы восприятия речи (Ирина Алексеевна Зимняя);

3) изучение структуры речевых процессов (Pевекка Mарковна Фрумкина);

4) исследование вербальных ассоциаций (Анна Петровна Клименко, Александра Александровна Залевская);

5) проблема детской речи (Александр Маркович Шахнарович);

6) психолингвистика текста (Тамара Моисеевна Дридзе).

А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов отмечают, что современная проблематика психолингвистики включает в себя разработку таких тем, как:

а) язык и сознание (индивидуальное и общественное);

б) речь и мышление;

в) роль языка в процессах познания;

г) овладение речью ребенком;

д) истолкование единиц языка (фонем, слов, синтаксических конструкций, диалогических единств и др.) с позиции общения, участниками которого являются говорящий (отправитель речи, или кодирующий) и ее получатель (слушающий, декодирующий);

е) закономерности порождения речи и ее выражения;

ж) взаимоотношения (связи и синтез) психолингвистики с языкознанием, теорией информации, прагматикой, нейролингвистикой, когнитивной лингвистикой (А.Т. Хроленко, В.Д. Бондалетов, 2006, с. 128–129).

Психолингвистика как наука разработала свои методы исследования. Использование различных психолингвистических методов основывается на экспериментах, проводимых с носителями языка. Целью этих экспериментов обычно является выведение путём опроса информантов таких характеристик слова, как его связи с другими словами, лексическая системность, семантический объём слова и др.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2483; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.