Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Black Red Blue Magenta




^. @ { } $ # _

б) парные

<= >= <>:= (* *) (..)

Наряду с цифрами, буквами и специальными символами Паскаль содержит ряд служебных слов, значения которых заранее определены и не могут изменяться пользователем. К таким зарезервированным словам относятся:

 

and asm array
begin case const
constructor destructor div
do downto else
end exports file
for function goto
if implementation in
inherited inline interface
label library mod
nil not object
of or packed
procedure program record
repeat set shl
shr string then
to type unit
until uses var
while with xor

Из отдельных символов и служебных слов в Паскале формируются операторы. Оператором называется выражение, обозначающее и описывающее какую-либо операцию, выполняемую в программе.

Использование букв русского алфавита в программе допускается только в комментариях (пояснениях к программе, не влияющих на ход ее выполнения) и в качестве значений строковых констант и переменных. Комментарии отделяются от основного текста программы с помощью фигурных скобок.

 

7.2.3. Структура программы на языке Паскаль

 

Программа, как мы уже знаем, представляет собой последовательность действий, выполняемых в процессе решения поставленной задачи. Эти действия задаются в виде операторов языка Паскаль. При этом операторы работают с различными величинами: постоянными (константами) и переменными.

Константой называется величина, которая в процессе выполнения программы остается неизменной. Константа может быть либо числом (числовая константа), либо некоторым произвольным набором символов (в таком случае она называется текстовой константой).

Переменной называется величина, которая может изменяться в ходе выполнения программы. Каждая переменная и константа должна иметь собственное имя, значение и тип. Имя переменной и имя константы состоят из латинских букв и цифр, причем начинаться имя обязательно должно с буквы. Каждая отдельная переменная может принимать значения только определенного типа. Это могут быть, например целые или вещественные числа. В первом случае переменная называется целочисленной, во втором – переменной вещественного типа. Значениями переменной могут быть не только числа, но и, например, отдельные символы. В таком случае переменная называется символьной. Если же значением переменной является не отдельный символ, а последовательность символов (строка), то соответствующая переменная будет именоваться строковой. Позднее мы познакомимся и с другими типами переменных.

Тип переменной используемой в программе обязательно должен быть описан в соответствующем разделе программы. Тип переменной определяет не только область значений переменной, но и набор операций, в которых она может участвовать. Например, с числовыми переменными можно производить операции умножения и деления, а для строковой переменной существует операция определения ее длины. Под каждую переменную в памяти компьютера отводится некоторая область, в которой хранится ее значение. Это значение сохраняется в неизменном виде до тех пор, пока переменная не получит новое значение. Операция изменения значения переменной называется операцией присваивания.

Операторы программы должны находиться в определенных разделах программы. В общем виде программа на языке Паскаль состоит из следующих разделов, каждый из которых начинается со своего ключевого служебного слова:

1. Заголовок программы. Состоит из служебного слова Program иимени программы. Имя программы может быть произвольным, (рекомендуется давать программе название, совпадающее с именем файла, в котором она хранится). Имя программы формируется по тем же правилам, что и имя переменной.

2. Раздел описания модулей используемых библиотек. Состоит из служебного слова Uses и списка имен модулей разделенных запятыми;

3. Раздел описания меток. Состоит из служебного слова Label и списка имен меток;

4. Раздел описания констант. Состоит из служебного слова Const и списка констант;

5. Раздел описания типов данных. Состоит из служебного слова Type, имени вновь создаваемого типа и перечня возможных значений для переменных нового типа;

6. Раздел описания переменных. Состоит из служебного слова Var,

списка переменных, относящихся к одному типу;

7. Раздел описания подпрограмм. Состоит из описаний процедур и функций. Описание каждой процедуры начинается со слова Procedure. Описание каждой функции начинается со слова Function.

8. Описание тела программы. Состоит из:

служебного слова begin

списка операторов разделенных точками с запятой;

служебного слова end, которым завершается программа. После end обязательно ставится точка.

В простых программах некоторые разделы могут отсутствовать.

 

 

7.3. Начинаем программировать на Паскале

7.3.1. Первая программа на Паскале

Пусть программа должна будет вывести на экран Вашего компьютера какой-либо осмысленный текст, например, такой: «Моя первая программа». Создадим файл для новой программы командой File→New, дадим ему имя “ pervprog.pas ” с помощью команды File→Save as. Необходимая для этого последовательность действий подробно описана в разделе 7.2. По умолчанию система программирования обычно сохраняет файлы программ в том же подкаталоге bin, в котором находятся системные файлы. При неправильной работе программы, могут быть повреждены или уничтожены системные файлы. Поэтому лучше создать в каталоге tp7, содержащем файлы системы Турбо Паскаль, специальный подкаталог для вновь создаваемых программ, назвав его, например prog. Создание подкаталога (папки) следует произвести до входа в систему программирования средствами операционной системы Windows.

Далее вводится построчно текст программы с клавиатуры компьютера (рис. 7.3.1). Место, куда пользователь вводит очередной символ, отмечается специальной меткой, называемой курсором и имеющей форму горизонтальной черты. Ввод очередной строки завершается нажатием клавиши Enter. После этого курсор переходит на следующую строку. Если при наборе программы пользователь сделал опечатку, то неверный символ можно удалить, нажав клавишу Backspace, стирающую символ находящийся слева от курсора, а для удаления символа, на котором установлен курсор в данный момент, нужно нажать клавишу Delete. Следует обратить внимание на следующее: ряд служебных слов (в частности слова program, begin и end) в случае их правильного написания выделяется на синем фоне экрана белым цветом в отличие от остального текста, имеющего желтый цвет.

Текст введенной программы показан на рис.7.3.1. Программа имеет имя – pervprog. Раздел объявлений в данной программе отсутствует, так как в ней не задействована ни одна переменная, а используемая константа не имеет собственного имени. Перед основной частью программы обязательно ставится служебное слово begin (начало). В самой же основной части содержится единственный оператор. Это оператор вывода, который состоит из служебного слова writeln и выводимой на экран компьютера информации, заключенной в скобки. Эта информация в данном случае состоит из одного элемента – текста, расположенного между апострофами (одиночными кавычками).

Такие тексты в Паскале называются строковыми константами или просто строками. Строка может содержать любые символы (включая буквы русского алфавита) кроме апострофа. При выполнении оператора writeln эта строка выводится на экран компьютера, причем ограничивающие ее апострофы не выводятся, а затем курсор перемещается на следующую строку. Программа обязательно заканчивается служебным словом end (конец), после которого ставится точка – признак конца программы.

Когда ввод текста программы завершен и программа записана в долговременную память компьютера, ее можно запускать на выполнение. Это действие можно произвести двумя способами. Первый - вначале с помощью команды Compile (компиляция), находящейся в одноименном разделе меню, создается исполняемый файл с расширением exe. Затем он запускается на выполнение штатными средствами операционной системы Windows. Второй - воспользоваться для запуска программы командой Run в одноименном разделе меню. Эта команда осуществляет компиляцию файла и затем сразу запускает его на выполнение. Ту же самую операцию можно выполнить, нажав сочетание клавиш Ctrl+F9.

В том случае, если при компиляции в исходном тексте программы были обнаружены ошибки, то на экране появится красная строка с сообщением о номере и характере сделанной ошибки. Например, если Вы забыли заключить текстовую строку в апострофы, то на экране будет следующее сообщение:

Error 5: Syntax error (это означает просто «синтаксическая ошибка»)

Если же Вы забыли поставить заключительную точку после служебного слова end, то на экране компьютера можно будет прочитать следующее сообщение:

Error 10: Unexpected end of file (неправильный конец файла)

После устранения ошибок произойдет следующее: экран компьютера "моргнет" и вернется в исходное состояние, то есть результатов проделанной работы нельзя увидеть.

Для просмотра результатов следует воспользоваться командой Output (Вывод) из раздела меню Debug. Слово Debug в переводе на русский язык означает «отладка», но этот раздел содержит не только команды связанные непосредственно с отладкой программы, но и команды просмотра полученных результатов. При выполнении команды Output на экране компьютера ниже текста программы появится дополнительное окно с результатами работы (рис. 7.3.). В верхней правой части окна видна цифра 2 – порядковый номер этого окна. Номер 1 имеет окно с исходным текстом программы. Итак, мы вывели требуемый текст на экран компьютера.

Если результаты необходимо просмотреть в полноэкранном режиме, а не в окне вывода, то необходимо выполнить команду User screen (экран пользователя) из того же раздела меню Debug либо нажать сочетание клавиш Alt + F5. Можно развернуть во весь экран и окно, выводимое командой Output, щелкнув мышью стрелку в верхнем правом углу данного окна. Для того чтобы от экрана с результатами вернуться к экрану с исходным текстом программы следует нажать любую алфавитно-цифровую клавишу.

 
 

Рис. 7.3.1. Первая программа на Паскале и результаты ее работы

 

Наряду с оператором Writeln для вывода информации на экран компьютера можно использовать также другой оператор вывода – Write. Этот оператор действует подобно оператору Writeln, но особенность оператора Write заключается в том, что после его выполнения курсор не перемещается на следующую строку, а остается в той же строке, в которой выводилась информация. Информация, заключенная в операторах Write или Writeln в скобках называется списком вывода. Такой список может включать в себя один или несколько элементов, которые могут быть как константами подобно тексту в нашей программе, так и переменными. Элементы списка вывода внутри скобок отделяются друг от друга запятыми и выводятся при выполнении оператора на экран в той последовательности, в которой они перечислены в самом операторе.

 

7.3.2. Цветовое оформление результатов

Окно с результатами работы программы необязательно должно быть “черно-белым”. Текст может выводиться различными цветами. Цветным может быть и фон, на котором выводится текст. Для этого необходимо использовать модуль Crt, входящий в состав системы программирования. Модулем называется блок, входящий в состав стандартной библиотеки системы Турбо Паскаль и обеспечивающий дополнительные возможности системы при создании программ. По умолчанию при запуске системы в оперативную память загружается только модуль System. Для подключения других модулей необходимо дать специальную команду. В частности, для подключения модуля Crt первой командой программы, находящейся сразу после заголовка, должна быть команда Uses Crt. Цвет символов задается с помощью команды TextColor. После служебного слова TextColor в скобках указывается цвет символов. Всего в Турбо Паскале используется 16 стандартных цветов. Вот их названия:

Black – черный Blue - синий

Green – зеленый Cyan - бирюзовый

Red - красный Magenta - фиолетовый

Brown – коричневый LightGray – светло-серый

DarkGray – темно-серый LightBlue - голубой

LightGreen – светло-зеленый LightCyan – светло-бирюзовый

LightRed – светло-красный LightMagenta – светло-фиолетовый

Yellow – желтый White – белый

 

Для задания цвета фона используется команда TextBackground. Формат ее аналогичен команде TextColor, но эта команда позволяет использовать только 8 цветов:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 565; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.