Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и основные положения прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах




 

Права человека можно рассматривать как основу конституциона­лизма. Главный смысл создания конституций заключался в обеспечении свободы и безопасности человека, прежде всего от произвола государ­ственной власти. Только свободный человек — производитель необхо­дим был обществу, переходившему от ручного труда к индустриальному.

Идея о том, что люди от рождения свободны и равноправны, что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых (естественных) прав, легла в основу первых конституционных актов, принимавшихся в ходе Английской, Американской, Французской революций 17-18 веков. В последующем ни одно государство, претендовавшее на то, чтобы счи­таться демократическим, не могло не записать в своей конституции определенный перечень прав человека. Тем самым права человека, оставаясь нравственно-политическим императивом, приобретали юридическую форму и становились важнейшим институтом конституционного права. Впоследствии они стали и институтом международного права.

Индустриальный строй характеризуется дуализмом гражданского и политического общества. Как член гражданского общества человек равно­правен со всеми другими, но как член политического, то есть государствен­но-организованного, общества он равноправен лишь с теми, кто, как и он, принадлежит к данному государству; у него больше прав и обязанностей в своей стране, чем у тех, кто к данному государству не принадлежит.

Во многих конституциях различие между правами человека и пра­вами гражданина проводится в самих формулировках соответствующих статей. Для обозначения субъекта прав человека обычно употребляют­ся формулы «каждый», «все», «каждый человек», «никто», «ни один че­ловек» или безличные формулы типа «признается право», «гарантиру­ется свобода» и т.п. (имеется в виду, что это относится к каждому чело­веку). Применительно же к правам гражданина в статьях конституции прямо указывается: «граждане имеют право», «гражданин может» и т.д. Иногда вместо употребления слов «граждане», «гражданин» ука­зывается на принадлежность к нации, например «все немцы», «каждый испанец». Следует иметь в виду, что в западных странах термин «на­ция» означает не этническую, а политико-государственную общность, человеческий субстрат государства. Отсюда известили термин «Объе­диненные Нации», под которым понимаются государства.

Следует отметить, что соотношение между правами человека и пра­вами гражданина даже в демократических государствах различно и порой зависит от субъективного выбора составителей той или иной конститу­ции. Одно и то же право в одной конституции может быть формулировано как право человека, а в другой — как право гражданина, хотя есть такие права, к характеристике которых все демократические конституции подхо­дят одинаково. Это в первую очередь относится к признанным междуна­родным правам и свободам личности.



Юридическое различие между правом (субъективным) и свобо­дой провести довольно трудно. Из общей теории права нам известно, что субъективное право есть мера возможного поведения лица. Думается, что данное определение подходит и к свободе. Примечательно, например, что согласно абз. 1 ст. 11 германского Основного закона «все немцы пользуются свободой передвижения в пределах всей федераль­ной территории», а согласно абз. 2 «это права может ограничиваться лишь законом или на основе закона...». Следовательно, в данном слу­чае свободу германский законодатель понимает как право.

Иногда в конституциях можно встретить упоминание права на ка­кую-либо свободу, но чаще говорится о праве свободно что-либо делать или, наоборот, не делать. Например, согласно части первой ст. 21 Кон­ституции Италии 1947 года «все имеют право свободно выражать свои мысли устно, письменно и любым другим способом распространения мыслей».

Все же в большинстве случаев, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъек­та, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. На­пример, если провозглашается право на охрану здоровья, обязанным субъектом, по природе вещей, должны выступать государственные (в некоторых случаях также негосударственные) учреждения здравоохра­нения либо определенные практикующие медики. Когда же говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограни­чивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных ува­жать данную свободу, то есть практически к любому возможному нару­шителю свободы. Если конституционно провозглашена свобода слова, человек вправе требовать у государства защиты от любого субъекта, препятствующего ему публично говорить.

Вряд ли правильно было бы отрицать взаимосвязь между права­ми и свободами человека и гражданина, с одной стороны, и его обязан­ностями по отношению к другим людям, обществу и государству — с другой. Обязанность (юридическая), как известно опять же из общей теории права, — это мера должного поведения. Человек должен под­чиняться определенным правилам, чтобы при использовании своих прав и свобод не наносить неоправданного ущерба другим людям и не де­лать невозможным нормальное общежитие. Конституции изначально, однако, основной упор делают на правах и свободах, что вполне объяс­нимо самим смыслом существования конституций, о чем уже неоднок­ратно говорилось выше. Поскольку выполнение обязанностей служит одной из важных предпосылок реализации прав и свобод, конститу­ции, как правило, не могут обойти эту проблему.

Большинство демократических конституций ограничиваются ус­тановлением минимума конституционных обязанностей, хотя и он с течением времени подвергся определенному расширению.

Равенство прав, свобод и обязанностей граждан, — этот важнейший принцип конституционализма. Он был выдвинут как противовес системе феодальных привиле­гий, и сохраняет доныне свое значение в качестве основополагающего демократического принципа отношений человека, общества и государ­ства и людей между собой. Равноправие — это равенство прав, свобод и обязанностей.

Конституции различно формулируют принцип равноправия — иногда прямо (позитивно), иногда в виде запрещения дискриминации, а порой совмещая оба способа. Нередко особо гарантируется равнопра­вие женщин и мужчин, а также равноправие независимо от тех или иных конкретных обстоятельств (расы, национальности и т.д.).

В странах с англо-саксонской системой права нередко употребля­ется формула «равенство перед законом и судом». Она обусловлена тем, что суд в этих странах выступает не только в правоприменительной, но и в правотворческой роли.

Тоталитарные режимы несовместимы с равноправием даже тог­да, когда провозглашают этот принцип в конституциях, как это делалось и делается в «социалистических» странах.

Поскольку права и свободы реализуются в обществе, что нередко требует сотрудничества людей, то это обстоятельство обусловливает неизбежность определенных ограничений прав и свобод. Ограничения диктуются, прежде всего, необходимостью нормального функциониро­вания общества и государства, равно как и любого другого коллектива. Однако любые ограничения допустимы в том случае и в той мере, в каких они предусмотрены в конституциях.

Наряду с ограничениями прав и свобод, распространяющимися на все население государства, конституции иногда предусматривают индивидуальное лишение прав и свобод как санкцию за злоупотребле­ния ими.

Следует отметить, что конституции часто предусматривают воз­можность ограничения тех или иных прав и свобод при чрезвычайных обстоятельствах (война, стихийное бедствие и т.п.).

 





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 414; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.162.27.162
Генерация страницы за: 0.007 сек.