КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гидравлическое регулирование турбин насыщенного пара ХТЗ
РЕГУЛИРОВАНИЕ И ЗАЩИТА ТУРБИН АЭС
Принципиальная схема контура регулирования частоты вращения турбины К-500-65/ 3000, предназначенной для работы с реактором РБМК-1000, показана на рис. 8.20. Основными особенностями регулирования являются: использование в качестве датчика частоты вращения центробежного масляного насоса (импеллера), приводимого непосредственно от ротора турбины; наличие двух каскадов усиления — проточного и отсечного; применение гидравлических прямых и обратных связей и отсутствие рычажно-шарнирных передач во всей цепи до главного сервомотора; полная компенсированность схемы, обеспечивающая независимость положения регулирующих органов от давления источника питания как в статике, так и в динамике.
Рис. 8.20. Принципиальная схема контура регулирования частоты вращения турбины К-500-65/3000 ХТЗ: 1 —импеллер; 2 — главный масляный насос; 3 — регулятор частоты вращения; 4 — настроечный дроссель; 5 — отсечный золотник; 6 — главный сервомотор; 7 — сечение, управляемое регулятором частоты вращения; 8 — сечение обратной связи главного сервомотора; 9 — сечение самовыключения отсечного золотника.
Конструкция парораспределения турбины определяется значительными объемными расходами пара и сравнительно невысокими его параметрами, требующими больших размеров клапанов и паропроводов. Для уменьшения динамического заброса частоты вращения ротора после сброса полной нагрузки с отключением генератора от сети на ресиверах, подводящих пар к ЦНД турбин от сепараторов – промперегревателей, установлены поворотные отсечные заслонки, которые поворачиваются односторонними пружинными сервомоторами.
Система защиты построена по общепринятым принципам — полная независимость от системы регулирования, дублирование наиболее важных элементов и возможность периодической проверки в процессе эксплуатации без отключения турбины от сети. Особенности одноконтурной схемы АЭС требуют использования дистанционных средств контроля и управления, поскольку проведение этих операций по месту невозможно или нежелательно. Детальная схема регулирования и защиты турбины К-500-65/3000 представлена на рис. 8.21. Система регулирования предназначена для поддержания частоты вращения ротора турбоагрегата. Насосная группа, образованная импеллером 13 и главным масляным насосом 12, располагается в корпусе переднего подшипника. Масло к насосам подается самотеком из напорного бака системы смазки, установленного на такой высоте в машинном зале, что обеспечивается давление во всасывающих камерах насосов около 100 кПа. Сигнал от датчика частоты вращения (импеллера) воспринимается всережимным поршневым регулятором частоты вращения 4, вступающим в работу при частоте вращения примерно n = 7—8 1/с. При пуске турбины регулятор поддерживает частоту вращения, задаваемую командами оператора, автомата пуска или управляющей ЭВМ. Проточный золотник регулятора изменяет слив масла из линии первого усиления переменного давления, управляющей двумя двусторонними главными сервомоторами регулирующих клапанов 3. Усилие от давления масла в линии первого усиления на нижний торец отсечного золотника главного сервомотора уравновешивается давлением масла на его верхний торец в линии обратной связи, управляемой конусом самовыключения отсечного золотника и конусом обратной связи сервомотора. Подвод масла в линии первого усиления и обратной связи осуществляется через настроечные дроссели. Ввод в систему регулирования быстродействующих сигналов от автоматики энергосистемы осуществляется через электрогидравлический преобразователь (ЭГП) 5. Поступающие на ЭГП электрические сигналы воспринимаются электромеханическим преобразователем, определяющим перемещение следящего поршня отсечного золотника сервомотора, охваченного жесткой обратной связью.
Четыре поворотные заслонки промперегрева 7 управляются попарно отсечными золотниками главных сервомоторов. Для этого на каждом отсечном золотнике выполнено по два дополнительных поршенька, перекрывающих сливные окна из линий и управляющих выключателями заслонок. Перекрыша на окнах выбрана с таким расчетом, что окна открываются, когда отсечные золотники проходят около трети своего максимального смещения в сторону закрытия клапанов, при этом заслонки, нормально полностью открытые, закрываются. Импульс, достаточно сильный для того, чтобы заслонки начали закрываться, поступает от регулятора частоты вращения при больших сбросах нагрузки с отключением турбогенератора от сети или от автоматики энергосистемы через ЭГП. В этих случаях закрытие заслонок обеспечивает резкое снижение мощности турбины. Так как стопорные клапаны должны оставаться открытыми, то линии, управляющие заслонками, отделены от линий защиты двумя мембранными разделителями 9. При работе системы регулирования после сброса нагрузки стопорные клапаны остаются открытыми, а регулирующие клапаны и заслонки промперегрева сначала закрываются, а при последующем снижении частоты вращения начинают открываться, причем сначала заслонки, а затем клапаны. Заслонки открываются полностью, а регулирующие клапаны — частично в соответствии с сигналами регулятора частоты вращения, поддерживая холостой ход турбины. Применение двух мембранных разделителей, каждый из которых управляет двумя заслонками, предотвращает возможность закрытия всех заслонок одновременно при незакрытых регулирующих или стопорных клапанах. Опасность такой ситуации обусловлена относительно малой пропускной способностью предохранительного клапана на линии промперегрева (20—25% полного расхода пара). Для дополнительной защиты линии промперегрева от недопустимого повышения давления в ней в систему защиты введено два электрических сигнала, воздействующих на электромагниты защитных устройств 14. Первый, так называемый сигнал по несоответствию открытия клапанов, подается, когда при всех закрытых заслонках промперегрева не закрыт хотя бы один регулирующий клапан. Второй сигнал подается реле давления при повышении до опасного уровня давления пара в холодной нитке пароперегревателя.
Система защиты турбины, имеющая свои собственные датчики, промежуточные усилители и исполнительные органы, полностью независима от системы регулирования. Традиционные золотниковые элементы системы защиты заменены мембранными, как наиболее надежными благодаря отсутствию сил трения и большим перестановочным усилиям. На мембранных элементах выполнены выключатели сервомоторов стопорных клапанов и заслонок промперегрева, промежуточные разделители и защитные устройства с электромагнитами. Линия защиты образована тупиковым ответвлением от напорной линии. Защита турбины от недопустимого повышения частоты вращения ротора осуществляется двумя автоматами безопасности. При срабатывании любого из них смещается соответствующий золотник автомата безопасности, открывающий слив масла из линий защиты и первого усиления. Падение давления в линии первого усиления вызывает закрытие регулирующих клапанов и заслонок промперегрева, а снижение давления в линии защиты приводит к срабатыванию мембранных выключателей сервомоторов стопорных клапанов, которые под действием своих пружин закрываются. Кроме того, падение давления в линии защиты вызывает срабатывание мембранных разделителей 9, открывающих дополнительный слив из линии защиты заслонок промперегрева, ускоряя тем самым их закрытие. Для периодической проверки работоспособности и расхаживания кольцевых бойков автоматов безопасности без повышения частоты вращения предусмотрена возможность поочередного опробования их при работе турбины под нагрузкой подводом масла от специального золотника во внутренние полости колец. При этом золотник проверяемого автомата безопасности отключается от линии защиты, чтобы срабатывание бойка и золотника не привело к закрытию клапанов.
Защита от недопустимого осевого сдвига ротора производится бесконтактным электроиндукционным реле (не показанным на рис. 8.21), сигналы которого подаются на электромагниты защитных устройств 14. Сюда же поступают сигналы от электрических реле давления, защищающих турбину от недопустимого снижения давления в системе смазки. Срабатывание любого из защитных устройств 14 приводит к закрытию всех парозапорных органов. Стопорные клапаны и заслонки промперегрева, полностью открытые при нормальной работе, периодически поочередно расхаживаются на полный ход с помощью дистанционно управляемых со щита расхаживающих устройств 8 и 15 с электромагнитным приводом. Эти же устройства дают возможность произвести расхаживание по месту от руки. Схема регулирования и защиты турбины К-220-44-2, представленная на рис. 8.22, имеет много общего со схемой турбины К-500-65/3000. Кроме ряда схемных решений одинаковы также и некоторые важнейшие узлы, в частности всережимный регулятор частоты вращения, ЭГП, автоматы безопасности с блоком золотников и др. Идентичны системы маслоснабжения. В конструктивном отношении наибольшие отличия по сравнению с турбиной К-500-65/3000 имеются в промежуточных усилителях системы защиты, выполненных золотниковыми, а не на мембранах. По иному выполнено и управление поворотными заслонками промперегрева. Как и в турбине К-500-65/3000, они управляются как системой защиты, так и системой регулирования. Это обеспечивает надежное удержание турбины на холостом ходу после сброса полной нагрузки с отключением турбогенератора от сети. Но если в турбине К-500-65/3000 заслонки находятся под воздействием отсечных золотников главных сервомоторов регулирующих клапанов 3, то в турбине К-220-44-2 они управляются непосредственно регулятором частоты вращения 2 через линию первого усиления переменного давления. Так как заслонки промперегрева при нормальной работе, начиная примерно с нагрузки 0,3 Рэ ном полностью открыты, то отсечные золотники 6 сервомоторов этих заслонок выполнены без гидравлической компенсации, что позволило не увеличивать расход масла на дополнительные сливы из импульсных линий. Усилие от давления масла в линии первого усиления воспринимается в этих золотниках пружинами, осуществляющими функции внутренней обратной связи и одновременно передающими на золотники воздействие обратной связи сервомоторов. Также несколько по-иному, чем в турбине К-500-65/3000, выполнено управление системой защиты своими исполнительными органами — сервомоторами стопорных клапанов и заслонок промперегрева. При срабатывании любого из двух автоматов безопасности 13 смещается соответствующий золотник автомата, открывающий слив масла из линий защиты и первого усиления. Падение давления в линии первого усиления вызывает закрытие регулирующих клапанов и заслонок промперегрева, а снижение давления в линии защиты приводит к срабатыванию двух параллельно работающих защитных золотников 10, открывающих дополнительный слив из линии первого усиления и ускоряющих тем самым закрытие регулирующих клапанов и заслонок. Кроме того, падение давления в линии защиты вызывает смещение двух параллельно включенных промежуточных золотников 11, которые отсекают подачу масла из напорной линии в линию, управляющую односторонними сервомоторами стопорных клапанов, и сообщают ее со сливом. Под действием своих пружин срабатывают выключатели этих сервомоторов, и они закрываются.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1150; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |