Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и виды политических режимов




Политический режим - это система приемов, методов, форм, способов осуществления политической (включая государственную) вла­сти в обществе.

Политическим режимом обусловливается присущий тому или ино­му периоду жизни страны порядок политических отношений, степень политической свободы, образ правления. Это функциональная характе­ристика власти. Она не может не отражаться на правовых формах госу­дарства, и его отношений с обществом и отдельным человеком, урегу­лированных прежде всего конституционным правом, однако нередко именно политическим режим выступает как причина фиктивности со­ответствующих правоположений, содержание которых выхолащивает­ся практикой осуществления государственной власти или которые этой практикой нарушаются.

Демократический политический режим характеризуется вы­сокой степенью политической свободы, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита обычно довольно узка, однако она опирается на широкую со­циальную базу.

Политическая деятельность или заинтересованность в условиях экономически и социально высокоразвитого общества, как правило, не является средством улучшения благосостояния. Оно зависит от места человека в гражданском обществе, определяемое его экономической ак­тивностью.

Демократический режим обычно находит отражение в конститу­циях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские и политические права и свободы, неза­висимые средства массовой информации, партийный плюрализм, раз­деление властей, широкое самоуправление, гарантии для меньшинств и т.п. Органы публичной власти прибегают к силовым методам лишь в исключительных случаях. Бывает, что конституция менее демократич­на, чем реально существующий в стране политический режим.

Например, Конституция Франции дает Президенту Республики широкие возможности для осуществления вполне законным образом личной власти, однако французские президенты этими возможностями не пользуются, предпочитая демократические методы правления.

Либеральный режим был характерен для развитых стран в 19 веке и сейчас наблюдается в ряде развивающихся стран, приблизившихся к развитым (Индия, Филиппины).

Этот режим отличается высокой степенью политической свобо­ды, однако, вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими политическими институтами могут сравнительно немногие. Государству приходится прибегать к раз­личным формам принудительного воздействия, ибо социальная база правящей элиты довольно узка. Низкий уровень жизни многочислен­ных слоев общества порождает склонность к насильственным действи­ям для достижения своих социальных слоев. Поэтому демократические институты функционируют как бы на поверхности общественной жиз­ни, пуская лишь отростки в толщину общества.

В конституционно праве это получает отражение в виде более или менее значительных ограничений демократии, оставляющих органам и должностным лицам публичной власти довольно значительное поле для действия по усмотрению.

Авторитарный режим характеризуется полным или почти пол­ным отсутствием на деле демократических правовых отношений. Оп­позиция либо прямо запрещается, либо ставится в такие условия, которые не позволяют ей нормально функционировать. Публичная власть широко прибегает к средствам подавления, администрирования. Самоуправление практически отсутствует. Выборы и референдумы, если и проводятся, то под контролем властей. Формальным характером от­личается и разделение властей, даже если оно и провозглашено консти­туционно. Реально все функции власти сосредотачиваются в руках дик­татора (президента, премьер-министра ли монарха) или правящей оли­гархии. Разновидность авторитарного режима составляют разного рода военные диктатуры.

Предел авторитаризма образует тоталитарный режим. Если обыч­ный авторитарный режим довольствуется контролем над поведением граждан, то тоталитаризм претендует на контроль над мыслями, стре­мится воспитать все население как биороботов, готовых послушно вы­полнять любые указания властей и верящих, что власть — их собствен­ная, действующая им только на благо. Для всеохватывающего овладе­ния обществом используется такой политический институт, как госу­дарственная «партия», проникающая во все ячейки общества, включая семью, и подчиняющая их изнутри политике режима. Свое закончен­ное выражение тоталитаризм получил в виде фашистского (нацистского) и коммунистического («социалистического») государства. Деклари­руемое равноправие граждан на деле оборачивается в условиях тотали­тарного режима сложной системой дискриминации и привилегий, ко­торые подчас, как при феодализме, зависят не от деятельности челове­ка, а от того, где или кем он был рожден.

Государственное право таких стран часто не скупится на провозг­лашение многочисленных прав граждан и трудящихся, но реального значения эти права и свободы приобрести не могут и поскольку отсут­ствие независимого суда лишает их какой бы то ни было защиты, а тре­бования законодательства к осуществлению прав и свобод только в ин­тересах «строительства социализма» выхолащивает их гуманное содер­жание. Конституции в условиях тоталитарного режима — не более чем вывеска, призванная замаскировать действительные политические от­ношения, но никак не источник права.

Можно установить определенную зависимость между уровнем социально-экономического развития общества и политическим режи­мом. Чем выше этот уровень, тем демократичнее режим. Но это конеч­но, лишь тенденция, которая в конкретных странах в отдельные перио­ды их истории может нарушаться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.