Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монархия




 

В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия — не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта власть неред­ко обожествляется (монарх — помазанник Божий). В Японии Император до 1945 года считался сыном богини Солнца — Лматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных проце­дур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.

Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года «Импера­тор является символом государства и единства народа, его ста­тус определяется волей народа, которому принадлежит суверен­ная власть». Символом единства и постоянства государства на­зывает Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.

Главное, однако, не в том, как в конституции характеризует­ся монарх. Бельгийская конституция 1831 года, например, вооб­ще такой характеристики не содержит. Главное — в полномочи­ях монарха. В зависимости от того, каковы они, мы различаем абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархии.

Абсолютная монархия. Эта форма правления типична для позднего феодализма, когда в глубинах аграрного строя вызре­вают зачатки индустриального.

Характеризуется она тем, что в руках монарха сосредоточи­вается вся полнота государственной власти:

- он сам издает законы;

- может непосредственно руководить административной деятельностью или назначать для этого правительство;

- вершит высший суд;

- подданные изначально юридически бесправны.

Никаких ограничений его власти нет, по крайней мере юридических, хотя политические, морально-этические, ре­лигиозные и иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.

В современных условиях абсолютная монархия редкая форма правления. В качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также вы­сшими духовными лицами, что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична: особая роль принад­лежит правящей семье, которая на своем совете решает, в частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего монарха) и может заставить монарха отречься от престола.

Для абсолютной монархии характерен авторитарный полити­ческий режим, а государственный режим именуется абсолютиз­мом.

Дуалистическая монархия. Это первоначальная форма ог­раниченной, или конституционной, монархии. Здесь мы наблю­даем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной.



Характерные черты:

- законодательная власть принадлежит в принципе парламен­ту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право — цензовое;

- исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство;

- судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное так, как:

- мо­нарх пользуется правом абсолютного вето;

- монарх может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую;

- может распускать парламент, заменяя фактически дуалистичес­кую монархию абсолютной. (Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м);

- правительство (если есть), за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистичес­кой типичен авторитарный политический режим. Государствен­ный же режимможет характеризоваться какограниченный дуализм власти.

Парламентарная монархия. Эта форма правления сущес­твует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущес­твенно не коренной ломкой прежних институтов власти, а по­степенным их преобразованием и приспособлением к новым ус­ловиям (Великобритания, Япония, Нидерланды, Швеция, Кана­да, Австралия и др.).

Здесь мы наблюдаем развитое разделение властей при при­знании принципа верховенства парламента над исполнительной властью, демократический или по крайней мере либеральный политический режим.

Верховенство парламента выражается в том, что правитель­ство, которое обычно назначается монархом, должно пользовать­ся доверием парламента (или его нижней палаты), а монарх, сле­довательно, вынужден назначать главой правительства лидера партии, имеющей в парламенте (нижней палате) большинство мест, либо лидера коалиции партий, таким большинством располагаю­щей.

Монарх при данной форме правления «царствует, но не пра­вит». Правом вето в отношении законов, принятых парламентом, даже когда оно ему принадлежит, он либо на практике не поль­зуется, либо осуществляет это право по указанию правительст­ва. Как правило, он лишен возможности действовать самостоя­тельно, и все исходящие от него акты обычно подготавливаются правительством и контрассигнуются (скрепляются) его главой или соответствующим министром, без чего не имеют юридичес­кой силы. Тем самым глава правительства или министр прини­мают на себя ответственность за данный акт монарха, ибо сам монарх неответствен (в Великобритании это выражается прин­ципом «Король не может быть неправ»).

Главный отличительный признак парламентарной монар­хии — политическая ответственность правительства перед парламентом (нижней палатой) за свою деятельность. Если парламент (нижняя палата) выразит правительству недоверие или откажет в доверии (ниже — в главе VIII в связи с парла­ментским контролем за правительством и его ответственностью перед парламентом — мы покажем, в чем тут разница), прави­тельство должно уйти в отставку либо должно быть уволено в отставку монархом. Однако обычно это полномочие парламента уравновешивается правом правительства предложить монар­ху распустить парламент (нижнюю палату) и назначить но­вые выборы, с тем чтобы конфликт между законодательной и исполнительной властью разрешил народ: если он поддержит правительство, то в результате выборов в парламенте образует­ся большинство из его сторонников, если же избиратели с пра­вительством не согласны, то и состав парламента окажется соответствующим, а правительство будет сменено.

Изложенная система отношений между монархом, парламен­том и правительством характеризует парламентарный режим, или парламентаризм. Однако этот государственный режим дей­ствует только при условии, что в парламенте ни одна полити­ческая партия не имеет абсолютного большинства и не может сформировать однопартийное правительство. Такая ситуация традиционно существует, например, в Дании, Нидерландах, а в 1993 году сложилась и в Японии. Чем шире партийная коали­ция, сформировавшая правительство, тем это правительство менее устойчиво, ибо тем сложнее достигать согласия между партнерами по коалиции относительно различных политических вопросов. Подчас стоит какой-либо партии отозвать своих пред­ставителей из правительства, как оно утрачивает необходимое большинство в парламенте (нижней палате) и зачастую вынуж­дены уйти в отставку.

Напротив, в странах, где существует двухпартийная систе­ма (Великобритания, Канада, Австралия и др.) или много­партийная система с одной доминирующей партией (Япония в 1955—1993 гг.) и правительства в принципе однопартийные, пар­ламентарная модель отношений между парламентом и прави­тельством практически превращается в свою противоположность. Юридически парламент осуществляет контроль за правительст­вом, однако на деле правительство, которое состоит из лидеров партии, обладающей в парламенте (соответственно в его нижней палате) большинством, через эту партийную фракцию полностью контролирует работу парламента. Такой государственный режим получил название системы кабинета, или министериализма.

Следовательно, при одной и той же форме правления — парламентарной монархии — возможны два государственных режима: парламентаризм и министериализм. Это зависит от существующей в стране партийной системы.

Из развивающихся стран к числу парламентарных монархий можно отнести Малайзию, Таиланд, Непал, однако, учитывая реальное влияние монарха, здесь приходится констатировать наличие элементов дуалистического государственного режима.[22]

 





Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 569; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:





studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.163.158.163
Генерация страницы за: 0.085 сек.