Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, роль и место правительства в системе государственных органов зарубежных стран




ТЕМА 10. Конституционно правовой статус правительства в зарубежных стран.

Цели занятия:

 

- уяснить каково место правительства в системе государственных органов;

- знать основные способы формирования правительства, внутренняя структуру правительства;

- усвоить компетенцию правительства и его функции.

 

Учебные вопросы:

 

1. Понятие, роль и место правительства в системе государственных органов зарубежных стран.

2. Компетенция правительства.

3. Формирование, состав и структура правительства.

4. Ответственность правительства и его членов.

 

Правительство - это коллегиальный орган государственной власти общей компетенции, осуществляющий руководство текущим управлением страной в соответствии с ее законодательством.

Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство – в Чехии, Колумбии, Кабинет - в Японии, Совет Министров в Индии, во Франции, на Кубе, Государственный Совет – в Китае, Федеральное Правительство - в ФРГ и т.д.

Внутри правительства могут создаваться более узкие органы— Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии и т.д.

С точки зрения своего политического состава правительство бывает однопартийным, коалиционным и беспартийным.

Однопартийное правительство в демократическом государстве бывает при парламентарной или смешанной форме правления том случае, когда одна из политических партий получила в результате выборов абсолютное или близкое к нему большинство мест в нижней палате парламента (так обычно бывает в Великобритании. В президентских республиках, президент обычно формирует его представителей своей партии. При тоталитарных политических режимах правительство обычно полностью состоит из членов руководящей партии.

Коалиционное правительство обычно бывает при парламентарной, или смешанной форме правления, когда ни одна из партий в итоге выборов не удалось получить в парламенте такого большинства, которое бы позволило сформировать однопартийное правительство. Т.е. коалиционное правительство — это результат соглашения между партиями об общей правительственной программе. Правительственные партии, образовавшие коалицию, должны опираться на парламентское большинство, в состав которого могут входить и партии или независимые депутаты, в коалиции не состоящие но ее поддерживающие.(Германии, Италии). (В кризисные моменты (например в случае войны) возможно объединение в рамках правительства всех парламентских партий, создание правительства национального единства, что знаменует объединение усилий всего общества на преодоление общей опасности.)

Наконец, беспартийное правительство образуется, в случае если партиям в парламенте не удалось договориться о создании коалиции, а распускать парламент (нижнюю палату) нежелательно. Это правительство обычно называется служебным, деловым или чиновничьим. Оно включает специалистов, которые могут принадлежать к той или иной партии, но их партийная принадлежность в данном случае значения не имеет. Продолжительность существования такого правительства часто невелика.

Для определения места правительства в системе государственных органов необходимо проанализировать его отношения с парламен­том, главой государства и политическими партиями.

Отношения правительства с парламентом зависят от формы прав­ления. В президентских республиках правительство возглавляется пре­зидентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимае­мые парламентом. Поэтому правительство рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права от­лагательного вето. Президентская форма правления предполагает со­здание системы, при которой обе «ветви власти» — законодательная и исполнительная — действуют независимо друг от друга, но имеют воз­можность уравновешивать одна другую. Тем не менее, пра­вительства в президентских республиках занимают центральное положение и играют решающую роль как в управлении, так и в процессе законотворчества.

В парламентарных странах правительства занимают по отноше­нию к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет поли­тическую ответственность перед парламентом, формируется парла­ментским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет дея­тельность парламента. Это связано с тем, что правительство состоит из представителей одной или нескольких правящих партий, а это означает, что парламентское большинство в своем поведении связа­но партийной дисциплиной.

Отношения правительства с главой государства можно рассматри­вать только применительно к странам с парламентарной формой правления (в президентских республиках президент лично возглав­ляет правительство). В этих странах глава государства осуществляет свою компетенцию только через правительство или с его санкции. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, изда­ние указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому ука­занию правительства(институт конрасигнатуры). Участие главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер и еще меньшее влияние он может оказывать на практическую деятель­ность правительства. Только при некоторых обстоятельствах глава государ­ства может оказать влияние на формирование правительства или его политику.

Отношения правительства с политическими партиями зависят также от формы правления.

В парламентарных странах правительство тесно связано с поли­тическими партиями, так как оно опирается на партийное большин­ство в парламенте. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией и всеми доступными способами поддерживает партийную дисциплину. Правительство формируется парламентарным способом и таким образом, представляет собой одновременно и руко­водство партии.

В президентских республиках правительство не зависит от парламентского большинства. В свою очередь, парла­мент в этих станах не может быть распущен. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парла­ментскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует: для президентских республик характерны более гибкие методы контро­ля — уговоры, личные контакты, взаимные уступки и т.д. Пра­вительство в президентских республиках осуществляет контроль над пар­ламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское боль­шинство принадлежат к различным партиям.[36]

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

- правительство занимает цен­тральное место в системе высших органов государственной власти, являясь основным инструментом осуществления внутренней и внешней политики.

- особенно важную роль правительство играет в государствах с республиканской формой правления в виде президентской.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 1849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.