Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие и признаки правовых




ЗАКОНЫ И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

По юридической силе все нормативно-правовые акты
разделяются на две большие группы: законы и подзакон-
ные акты.

Закон — нормативный акт, принятый органом законо-
дательной власти или всенародным референдумом, обла-
дающий высшей юридической силой и содержащий пер-
вичные правовые нормы.

Определение закона фиксирует наиболее важные его
отличительные признаки:

1) закон принимается только носителями государ-
ственного суверенитета
(народом или его высшим пред-
ставительным органом);

2) закон обладает самым высоким юридическим «ран-
гом»
-- все остальные акты находятся «под» законом,
должны соответствовать ему;

3) законами регулируются наиболее важные обще-
ственные отношения.

Законы в современном демократическом правовом го-
сударстве занимают первое место среди всех источников
права и являются основой законности и правопорядка.

Различают конституционные и обычные (текущие)
законы. Конституционные законы закрепляют основы об-
щественного и государственного строя страны и служат
базой для текущего законодательства. К ним относятся
Конституция и законы, вносящие в нее изменения и до-
полнения. Эти законы, как правило, принимаются и изме-
няются в особом порядке. Все иные законы относятся к
группе текущих (обычных) законов.


Подзаконные акты — это нормативные акты, издан-
ные на основе, во исполнение и в целях конкретизации
законов.

Подзаконные акты, подобно законам, обязательны для
исполнения и обладают необходимой юридической силой.
Но их действие ограничено законом: они не могут выхо-
дить за пределы законодательного регулирования, их нор-
мы носят вторичный по сравнению с законом характер.
Подзаконные акты не могут изменять или отменять нор-
мы законов.

Подзаконные акты многообразны по форме и источни-
кам происхождения. В нашей стране существуют следую-
щие виды подзаконных актов:

1) указы Президента Украины;

2) постановления и распоряжения Кабинета Министров
Украины;

3) инструкции и нормативные приказы министерств и
ведомств;

4) решения органов местного самоуправления и их ис-
полнительных органов;

5) распоряжения глав местных государственных адми-
нистраций;

6) нормативные приказы администраций предприятий,
учреждений и организаций.

Законы и подзаконные акты являются основными
элементами системы законодательства.

АКТОВ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ

Как указывалось выше, право выступает в качестве ре-
гулятора общественных отношений. В одном случае не-
обходимо установить нормативно-правовые предписания,
в другом -- зафиксировать жизненные обстоятельства,
имеющие юридическое значение (юридические факты), в
третьем — закрепить решение по конкретному делу госу-
дарственного органа или соглашение субъектов права. Во
всех этих случаях используют акты, имеющие выражен-
ный юридический характер.

Правовые акты — это принятые в официально при-
знанной (чаще всего - - документальной) форме акты


субъектов права, имеющие юридическое значение. При-
знаки правовых актов:

1) представляют собой акты правомерного поведения,
т.е. соответствуют предписаниям правовых норм;

2) носят волевой, сознательный характер;

3) имеют определенную объективно выраженную фор-
му (заявление, договор, распоряжение). Зачастую право-
вые акты имеют документальное оформление. Во многих
случаях документальная форма правового акта является
единственно возможной (например, приказ о приеме на
работу).

Различают нормативно-правовые и индивидуально-
правовые
акты. Нормативно-правовые акты содержат
нормы права. Тем самым они распространяются на мно-
жество субъектов права и повторяющиеся жизненные си-
туации. Например, Закон Украины «О политических парти-
ях в Украине» устанавливает порядок регистрации поли-
тических партий в Министерстве юстиции Украины. Этот
порядок обязаны соблюдать все вновь возникающие партии
в Украине. Он рассчитан на неопределенное количество
применений.

Индивидуально-правовые акты обязательны для опре-
делённого в них же самих круга конкретных субъектов и
действуют «разово», на каждый конкретный жизненный
случай. В этом смысле слова индивидуально-правовые
акты уникальны, хотя большая их часть достаточна ти-
пична. Например, приговор местного суда по конкретному
головному делу касается совершенно конкретного подсу-
димого и в этом смысле неповторим. В то же время он
похож на приговоры по другим аналогичным делам.

Каждый из указанных видов правовых актов выпол-
няет свою функцию в механизме правового регулирова-
ния общественных отношений.

2.11. СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Система законодательства — это совокупность норма-
тивно-правовых актов, расположенных в определенном
порядке.

Различают вертикальную (иерархическую) и горизон-
тальную
(отраслевую) структуру законодательства.


Иерархия в широком смысле слова означает порядок под-
чинения низших форм высшим. При вертикальной струк-
туре законодательства нормативно-правовые акты распо-
ложены в определенном иерархическом порядке в зави-
симости от юридической силы (значимости). На вершине
законодательной пирамиды находится конституция и/или
конституционные законы, которым должны соответство-
вать все нормативно-правовые акты государства. Ступе-
нью ниже в иерархии законов находятся обычные (теку-
щие) законы. В систему законодательства государства
включаются также международные договоры, ратифици-
рованные парламентом.

Система законодательства Украины включает:

1) Конституцию Украины;

2) обычные (текущие) законы;

3) подзаконные акты.

Международные договоры, ратифицированные Верхов-
ной Радой Украины, могут иметь как конституционный,
так и обычный характер. Например, Европейская конвен-
ция по защите прав человека и свобод, несомненно, имеет
конституционный «ранг», а Договор Украины и Литов-
ской Республики о социальном обеспечении — статус обыч-
ного закона.

Законы и подзаконные акты имеют свою внутреннюю
структуру: закон — преамбулу (введение), разделы (гла-
вы), статьи; подзаконный акт — разделы и пункты.

Кроме такого — иерархического, вертикального строе-
ния, система законодательства делится также по отрасле-
вому признаку (по горизонтали): конституционное, адми-
нистративное, гражданское, гражданско-процессуальное,
семейное, трудовое, уголовное, уголовно-процессуальное и
другое законодательство.

Система законодательства и система права представля-
ют две стороны, два аспекта одной и той же сущности —
права. Система права включает, помимо нормативно-пра-
вовых актов, иные источники права (правовые обычаи, юри-
дические прецеденты, нормативные договоры).


 







Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 375; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.