Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система мер предупреждения преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних




Личность несовершеннолетнего правонарушителя (преступника) как объект предупредительного воздействия

В силу характера преступности несовершеннолетних на первое место при изучении данного явления выдвигается проблема личности преступника. Успех профилактической деятельности органов внутренних дел во многом зависит от того, насколько всесторонне и глубоко изучена личность несовершеннолетнего преступника. Можно было бы избежать многих ошибок, если бы правоохранительные органы в центр своего внимания и профессиональных усилий всегда ставили личность, а не только условия ее жизни или иные влияния на нее.
Главное при рассмотрении личности несовершеннолетнего преступника – возраст. С этим связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности.
Кроме хронологического возраста, различают возраст психологический, педагогический и физический, причем все они между собой не совпадают, что приводит к внутренним конфликтам личности, которые могут иметь и криминогенный характер. Общие закономерности подросткового возраста проявляют себя через индивидуальные вариации, зависящие не только от окружающей среды и условий воспитания, но и от особенностей организма или личности.
Определяя возрастные особенности преступников, криминологи обычно делят несовершеннолетних на следующие группы: – 14–15 лет – подростково-малолетняя группа; – 16–17 лет – несовершеннолетние

Социально-демографические признаки несовершеннолетнего правонарушителя (преступника)

1) Преступность несовершеннолетних традиционно рассматривается как юношеская преступность. Преобладание среди несовершеннолетних правонарушителей лиц мужского пола связано с психическими и психологическими особенностями пола, исторически сложившимся различием поведения, воспитания мальчиков и девочек, с большей активностью, предприимчивостью и другими общехарактерологическими свойствами мужчин.
2) Удельный вес лиц женского пола в структуре преступников составляет около 8-10 % и с каждый годом постоянно растет. Несовершеннолетние лица женского пола активно осваивают новые преступления, которые в недавнем прошлом были для них не характерны: убийства, тяжкие телесные повреждения, разбои, хулиганство.
3) Для совершивших преступления лиц женского пола характерна показная истеричность, завышенный уровень самооценки, завышенные запросы, ранняя сексуальность.
4) В преступности несовершеннолетних преобладают лица старшей возрастной группы (16-17 лет).
5) По социальному положению, чаще всего совершают преступления лица без постоянного источника дохода и неучащиеся подростки.
6) Несовершеннолетние, совершившие преступления, как правило, проживали в родительских семьях, а также находились в детских домах, интернатах, у родственников-опекунов. Для семей, в которых проживали несовершеннолетние преступники часто характерно семейное неблагополучие, конфликты, чаще всего – это семьи неполные.
7) Уровень образования несовершеннолетних преступников более низкий, чем у их сверстников, не совершавших преступления. Среди несовершеннолетних преступников часто встречаются второгодники, бросившие учебу в школах, ПТУ, а некоторые – во вспомогательных школах.

Нравственно-психологические признаки несовершеннолетнего правонарушителя (преступника)

1) Несовершеннолетние, совершившие преступления, правонарушения, как правило, характеризуются низким уровнем интеллектуального развития, и соответственно, низкой успеваемостью, отсутствием интереса к учебе, работе, к участию в общественной работе, недобросовестным отношением к ним.
2) Для значительной части учащихся-правонарушителей характерны прогулы, причина которых, чаще всего, заключается в отсутствии заинтересованности в получении знаний.
3) Деформация правосознания. Большинство совершивших преступления подростков полагают допустимым нарушение норм уголовного закона, оправдывая его различными объективными обстоятельствами. Преобладает влечение к отдыху, проведению досуга, обладанию модной одеждой и т.д. Проведение досуга несовершеннолетними правонарушителями связано в подавляющем большинстве случаев с бесцельным времяпрепровождением в кругу сверстников, с употреблением алкогольных напитков и наркотических средств, вступлением в сексуальные связи и т.п.
4) Деформация эмоциональной сферы, наблюдается нечувствительность к страданиям других, агрессивность, конфликтность, грубость, лживость. Одновременно отмечается эмоциональная неуравновешенность, недостаточность внутреннего торможения аффективность, неадекватное реагирование на внешние раздражители, импульсивность поведения, склонность к неадекватным реакциям.
5) Наблюдается проявление психопатических черт, которые не связаны с наследственностью, а в основном приобретены вследствие неблагоприятных условий их жизнедеятельности.

По характеру мотивации совершения преступлений выделяются следую­щие типы несовершеннолетних преступников:
- совершающие преступление из озорства, от скуки;
- совершившие преступление под влиянием сверстников, чтобы завое­вать или упрочить авторитет;
- совершившие преступление под влиянием взрослых наставников;
- совершившие преступление в силу нужды;
- совершившие преступление при защите от посягательств взрослых.
Для несовершеннолетних преступников характерно:

– Пренебрежение к нормам общепринятого поведения (сквернословие, появление в нетрезвом виде в общественных местах, приставание к гражданам, порча общественного имущества, хулиганство и т.д.).
– Бродяжничество, систематические побеги из дома, детских домов, интернатов.
– Следование отрицательным обычаям и традициям, азартным играм, пристрастие к спиртным напиткам, наркотикам.
– Ранние половые связи, половая распущенность.
– Умышленное создание конфликтных ситуаций, постоянные конфликты в семье, терроризирование родителей, членов семьи.
– Пропаганда вражды к несовершеннолетним, отличающихся положительным поведением, дисциплинированностью, успехами в учебе.
– Привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять у более слабого человека.

Общесоциальное предупреждение преступности несовершеннолетних
Обеспечение социальной защиты несовершеннолетних (повышение стипендий, пособий, создание льготных условий трудоустройства молодежи).
Ограничение демонстрации в средствах массовой информации фильмов и передач, пропагандирующих культ насилия, жестокости, «золотого тельца».
Пропаганда здорового образа жизни (проведение в учебных заведениях различных культурных, спортивных мероприятий, ограничение продажи алкогольной продукции на законодательном уровне).
Развитие сети и активизация работы институтов общесоциального предупреждения (отделов по делам семьи и детей, комитетов по делам молодежи, служб занятости и социальной защиты, социально-реабилитационных служб, занимающихся проблемами семейного насилия).
Обеспечение помощи детям, оставшимся без попечения родителей, организация приютов, объединений родителей по месту жительства и учебы детей.
Активизация военно-патриотического воспитания подростков и молодежи.
Совершенствование правового просвещения и воспитания несовершеннолетних путем доведения до них правовой информации в доступной форме.
Создание и поддержка действующих центров организованного досуга детей и подростков: кружков, секций, спортивных, оздоровительных и трудовых лагерей. Активизация в этом направлении деятельности коммерческих структур, фондов милосердия, благотворительных организаций, общественных объединений и движений, религиозных конфессий.

 

В современных условиях основными направлениями совершенствования системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
- гуманизация превентивной практики, преобладание защитных мер над мерами наказания и принуждения;
- профессионализация в воспитательно-профилактической и защитной деятельности, подготовка специальных кадров социальных работников, социальных педагогов, психологов, специализирующихся на практической работе по коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, оздоровлению условий их семейного и общественного воспитания;
- усиление роли медико-психологической помощи и поддержки в коррекции отклоняющегося поведения детей и подростков, реабилитации несовершеннолетних с различными формами социальной и психической дезадаптации;
- признание семьи в качестве ведущего института социализации детей и подростков, осуществление социальных мер социально-правовой, социально-педагогической и медико-психологической помощи семье, прежде всего семьям группы социального риска;
- строгое разграничение воспитательной и профилактической компетенции между государственными социальными службами, правоохранительными органами, общественными объединениями при их тесном взаимодействии и максимальном участии в реализации государственной молодежной политики.

Специально-криминологическое предупреждение преступности несовершеннолетних– деятельность специально уполномоченных на то органов, направленная на выявление и устранение причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних.


Особое место в системе специального предупреждения преступлений несовершеннолетних отводится органам внутренних дел, которые выполняют основной объем этой работы, непосредственно занимаются исправлением и перевоспитанием несовершеннолетних, совершивших преступления.
Основные направления ОВД по предупреждению правонарушений несовершеннолетних:
1) ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;
2) воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;
3) непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;
4) воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

 

Участковые уполномоченные полиции

- устанавливают лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных и антиобщественных действий (систематическое употребление алкогольных напитков, занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством);
- осуществляют предупредительную работу с неблагополучными семьями, в которых родители отрицательно влияют на воспитание детей

 


- проверяют на маршрутах патрулирования места концентрации криминогенного элемента несовершеннолетних;
- выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, оказавшихся в социально опасном положении;
- выявляют несовершеннолетних правонарушителей, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть ОВД;
- осуществляют предупредительную работу на патрулируемой территории с несовершеннолетними, вернувшимися из воспитательных колоний, осужденными к лишению свободы, условно и с отсрочкой исполнения приговора, склонными к совершению правонарушений, контролируют их поведение в общественных местах;
- выявляют взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, склоняющих к употреблению спиртных напитков, наркотиков, совершению правонарушений либо иных антиобщественных действий.


- путем проведения оперативно-розыскных мероприятий предупреждают и пресекают правонарушения и преступления несовершеннолетних, деятельность преступных групп несовершеннолетних, выявляют и разоблачают взрослых подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в антиобщественную деятельность;
- осуществляют розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.


- выявляют причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, принимают меры к их устранению;
- всесторонне выясняют сведения о личности правонарушителей и информи–руют подразделения по делам несовершеннолетних и другие службы ОВД;
- оказывают воспитательное воздействие во время производства следствен–ных действий;
- выявляют лиц вовлекающих несовершеннолетних в совершение противоправных действий, принимают меры по привлечению их к уголовной ответственности.


- предупреждают правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних, выявляют и устраняют причины и условия, их совершению;
- обеспечивают защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;
- выявляют и пресекают случаи вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителейили законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют или ненадлежащее исполняют свои обязанности по их воспитанию, обучению, содержанию и отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними;
- выясняют образ жизни несовершеннолетних, их связи и намерения, разъясняют последствия совершения противоправных действий, выявляют и в пределах своей компетенции принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетними правонарушении;
- в установленном порядке привлекают к ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий;
- проводят совместно с другими службами и подразделениями ОВД оперативно-профилактические операции, направленные на предупреждение правонарушений несовершеннолетних;
Система предупреждения преступности несовершеннолетних состоит из:

 

ранней профилактики;
непосредственной профилактики;
профилактики предпреступного поведения;
профилактики рецидива.

Меры раннего предупреждения предусматривают:
• предупреждение и устранение существенных нарушений нормальных условий жизни и воспитания несовершеннолетних путем надзора и контроля за соблюдением правовых норм, регулирующих эти условия оказания соци­альной помощи, поддержки, защиты в различных формах, своевременных для их восстановления;
• устранение источников неблагоприятного воздействия на условия жиз­ни и воспитания несовершеннолетних;
• корректировку неправильного развития личности в начальной стадии, а также нормализацию условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп.
Меры предупреждения рецидива включают:
• деятельность специализированных подразделений по делам несовер­шеннолетних, следователей, прокуроров, судей по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;
• использование воспитательно-профилактического воздействия самого судопроизводства;
• своевременное изъятие оружия и орудий преступлений у ранее суди­мых подростков;
• правовую и моральную подготовку к жизни на свободе осужденных, подлежащих освобождению;
• трудовое и бытовое устройство несовершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы либо осужденных к мерам, не связанным с лишени­ем свободы, и контроль за их поведением и т. д.

Рекомендуемая литература

1. Федеральный закон Российской Федерации от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ. – 2011. – 14 февраля.

2. Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ // Российская газета. – 1999. – 30 июня.

3. Федеральный закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 года // Российская газета. – 1998. – 5 августа.

4. Закон Краснодарского края от 21 июля 2008 г. N 1539-КЗ «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Краснодарском крае» // Интернет: http://www.nvros.ru.

5. Закон Нижегородской области от 9 марта 2010 г. N 23-З "Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области" // Нижегородские новости. № 42. - 2010 г. - 12 марта.

6. Приказ МВД РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

7. Приказ МВД РФ от 29.01.2008 N 80 (ред. от 13.01.2010) "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности" (вместе с "Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности").

8. Абземипова З.Р., Боровиков В.Б. О применении исправительных работ в отношении несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2008. – № 3.

9. Беженцев А.А. Социальная природа и основные причины безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия // Социальное и пенсионное право. – 2011, – N 1.

10. Борбат А.В., Ильяшенко А.Н. Образ жизни семьи и преступность несовершеннолетних // Российский следователь. – 2007. – № 17.

11. Калашников О.Д. Преступность несовершеннолетних. Лекция. –Н. Новгород. – 2010.

12. Козина Е.Л. Преступления против собственности, совершаемые несовершеннолетними, их причины и предупреждение (региональный аспект): Дис. … канд. юрид. наук. – Нижний Новгород, 2007.

13. Криминология. Учебное пособие / В.Н. Кудрявцев, В.Е. Эминов. – М., Норма, 2010.­

14. Криминология: Учебник для вузов - 4-е изд.,перераб. и доп. / под ред. А.И. Долговой. – М.: Норма, 2010.

15. Лелеков В.А., Кошелева Е.В. Реализация государственных программ по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних // Российская юстиция. – 2011. – № 2

16. Мангир А.В. Несовершеннолетние, совершившие повторные преступления // Закон и право. – 2008. – № 10.

17. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел. 2-е изд., перераб. и доп. Учебник / под ред. В.Я. Кикотя, С.Я. Лебедева, Н.В. Румянцева. – М.: Юнити, 2010.

18. Простяков В.В. Психолого-криминологические условия профилактики девиантного поведения несовершеннолетнего // Юридическая психология. – 2010, - №2.

19. Прудников Б., Рыбалкина О. Опыт зарубежных стран в области предупреждения детской беспризорности, безнадзорности и наркомании // Интернет: http: // www.narcom.ru.

20. Таланов С.Л. Социологическое измерение проблемы профилактики преступлений несовершеннолетних в Ярославской области // Вопросы ювенальной юстиции. – 2011, – N 1.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.