Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 9




«Что есть талант?»

Елена Астапенко, студентка гр. Жур - 401

Вступление

Что такое талант? Что каждый из нас понимает под этим весьма абстрактным понятием? Какова его природа, смысл? Он есть у всех или только у избранных? На мой взгляд, этими и другими подобными вопросами задавались, задаются и будут задаваться все творческие люди. /.../

Определение

Талант – это присущие от рождения определенные способности и умения, которые раскрываются с приобретением навыка и опыта. Учёный Говард Гарднер в книге «Рамки ума» выделил 7 типов таланта: 1) вербально-лингвистический; 2) цифровой; 3) пространственный; 4) физический; 5) личностный; 6) межличностный и 7) талант окружающей среды. Так, вербально-лингвистический отвечает за способность писать и читать, присущ журналистам, писателям и юристам. Цифровой характерен для математиков. Пространственный присущ дизайнерам и художникам. Физическим талантом наделены спортсмены и танцоры. Личностный (его также называют эмоциональным) отвечает за то, что человек говорит сам себе. Люди с межличностным талантом часто становятся политиками, ораторами, торговцами, актерами. А талантом окружающей среды бывают наделены дрессировщики, земледельцы.

Причина

Несмотря на желание исследователей заковать такое сложное понятие, как «талант», в определенные рамки, ограничить его конкретными сферами и названиями, мы всё равно никогда не сможем точно и с уверенностью на сто процентов сказать о конкретном человеке: имеет ли он эти врожденные способности или нет. Свою точку зрения, безусловно, может выразить каждый, но она всегда будет субъективной. Потому что на одно и то же произведение искусства – если мы рассматриваем его как результат проявления таланта – бывает множество мнений, вплоть до противоположных. Ведь «сколько людей, столько и мнений». (Например, совсем недавно наша сокурсница Алина пыталась понять: театр абсурда – это бессмысленный пародийный текст или же произведения талантливых авторов?)

Доказательство от противного

Если представить, что талантом обладают все, то как объяснить тот факт, что есть люди, которые упорно творят, производят большое количество, условно назовём, продукта, но не получают признания. А если и получают, то скорее за старания. Простейший пример: на конкурсе чтецов мой одноклассник выразительно прочитал стихотворение из двух четверостиший и получил первое место. А девочка из параллельного класса монотонно бубнила поэму в течение получаса, и ей дали только третье.

Если же предположить, что способностями одарили лишь избранных, то получается, как у Марины Цветаевой: этот дар ниспослан нам свыше и мы не имеем права использовать его в личных и корыстных целях. Он должен служить общему и вечному.

Думаю, при размышлениях над этим вопросом не стоит забывать, что все мы «совсем не плоские», а очень даже многогранные личности и развивать надо самые разные свои стороны, не тормозя «самоё себя» на чём-то одном. По мнению некоторых психологов, в этом случае зачастую помогает резкая смена вида деятельности.

Пример

Талант - это не всегда, как у Моцарта, с самого раннего детства. Иногда раскрытия следует терпеливо ждать. А иногда он проявляется там, где о нём даже не помышляли: показательна в этом плане уже ставшая хрестоматийной история: «Мальчика, которого учителя признали малоспособным к наукам тугодумом, шутливо утешал его дядюшка: «Не всем же быть учеными. Кому-то нужно и сапоги шить». Этого «бедного» мальчика звали Альберт Эйнштейн».

Второй пример (из области спорта) важен для осознания обязательного невмешательства в процесс творчества: «Молодой тренер, опаздывая на занятия в Институт физкультуры, пошёл проходным двором. Там играли в баскетбол мальчишки. После неловкого броска мяч застрял между кольцом и щитом. Тренер уже совсем было прошёл мимо, как вдруг осознал: что-то необычное случилось... Он не сразу понял, что именно, но потом зрительная память восстановила прыжок мальчишки, который достал мяч. Прыжок, пронзительно лёгкий, свободный, исполненный без малейшего усилия... Молодой тренер понял: в этом мальчике – его судьба.

- Хочешь стать олимпийским чемпионом? – спросил он мальчишку.

- Хочу.

- Тогда держись меня. Я – твой тренер.

Он повёл мальчика к тренерам сборной, и когда те увидели, как он прыгает, поняли, что золотая олимпийская медаль наша. Правда, огрехов в технике прыжка у мальчика было многовато, но это их не огорчило. Решили, что как только огрехи будут устранены, он станет прыгать еще лучше!..

И они стали учить мальчика прыгать правильно.

И добились своего.

Но на Олимпиаде он проиграл всем».

Вторая история поучительна тем, что напоминает нам: любое заёмное знание – это ограничитель. Оно мешает увидеть новое и всегда пытается вписать это новое в пределы уже освоенного.

Свидетельство

Отражение этого мнения можно видеть в высказывании Карло Досси: «талант на одну треть состоит из инстинкта, на одну треть – из памяти и на одну треть – из воли».

Об опасности потерять способности говорил Андре Моруа: «Я своими глазами видел, как богатство погубило талант не одного музыканта и художника. Участи этой удаётся избегнуть лишь тем, кто, разбогатев, продолжает трудиться так же, как во времена бедности».

Цитата же Василия Осиповича Ключевского навевает образ Данко из произведения Максима Горького «Старуха Изергиль»: «Талант – искра Божия, которой человек обыкновенно сжигает себя, освещая этим собственным пожаром путь другим».

Заключение

Вернёмся к вопросу: что же есть талант? Не претендуя на истинность, я могу лишь предложить своё восприятие явления. Это фраза, которую я услышала совсем недавно, но с которой вполне могу согласиться: «Способность пробуждать чувства в других людях... возможно, именно это и есть то, что называют талантом».


Приложение 4

Материалы для дискуссий (дебатов)
Предложите свои комментарии современных тенденций языкового развития, используя материалы приводимых ниже текстов и конкретные собственные примеры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.