Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Радикальное движение




Крупным и ярким течением в общественной жизни России 60-80-х годов явилось радикальное движение, участники которого исповедовали идею ликвидации существующего в стране общественного и государственного строя путем революции, главным образом в форме всеобщего крестьянского восстания. Все сильные и слабые стороны этого движения воплотились в революционном народничестве.

У истоков революционного народничества стоял А.И.Герцен. Оказавшись с 1847 г. в эмиграции в Западной Европе, он получил возможность совершенно свободно излагать свои мысли. На рубеже 40-50-х годов Герцен приступил к разработке теории общинного социализма. По его мысли, русская община сохранила коллективные основы экономической и политической жизни крестьян. Общинное землепользование, право на зем­лю и народный сельский сход казались ему проявлением черт крестьянс­ко­го социализма. Он рассматривал общину как отправную основу к пол­ному развитию русского социализма. Теория общинного социализма Герцена впоследствии стала теоретической основой народничества. Она получила дальнейшее развитие в трудах Н.Г.Чернышевского, М.А.Баку­нина, П.Л.Лаврова, П.Н.Ткачева, Н.К.Михайловского и других теоретиков народ­ничества.

Герцен вначале с восторгом встретил крестьянскую реформу 19 февраля 1861 г., однако вскоре пришел к выводу, что она носит крайне ограниченный характер. Именно тогда, в 1861 г., прозвучал его призыв к молодежи идти в народ. Молодежь должна, по мысли Герцена, «оставить революционную риторику и заняться делом», то есть соединиться с народом, стать реальной силой, пропагандировать народу «религию земли». Проповедь Герцена положила начало народническому движению в России.

Одна часть демократической молодежи пошла в народ, чтобы ближе познать его, просветить, поднять его культурный уровень, другая – убедить крестьян в необходимости подняться на повсеместное народное восстание против существующего режима.

Сам Герцен в конце своей жизни выступил против призыва к немедленному социальному перевороту, требования наиболее решительных революционных народников не «учить» народ, а «бунтовать» его. Он доказывал, что насилием нельзя создать новое общество, для этого необходимы созидательные идеи и высокий уровень народного сознания. Это политическое завещание Герцена было с пониманием воспринято главным образом представителями либерального народничества.

«Колокол». Важной заслугой А.И.Герцена и Н.П.Огарева перед Россией и прежде всего перед русским общественным движением явилось издание «Колокола». Это была первая русская бесцензурная общественно-политическая газета, которая печаталась в «Вольной русской типографии» в 1857-1867 гг. вначале в Лондоне, а затем в Женеве.

Общее редактирование «Колокола» осуществлял Герцен. Огарев готовил статьи и редактировал материалы главным образом по финансово-экономическим и юридическим вопросам. Из более чем 2 тыс. публикаций «Колокола» перу Герцена принадлежат 1,2 тыс., Огареву – около 100 (подсчеты историка Н.Я.Эйдельмана). В работе по изданию газеты в разное время принимали участие М.А.Бакунин, И.С.Аксаков, Н.А.Добролюбов, К.Д.Каве­лин, М.Л.Михайлов, Н.Н.Обручев, Ю.Ф.Са­марин, Н.А.Серно-Соловьевич, И.С.Тургенев, Б.Н.Чичерин, Н.В.Шелгунов и др. В «Коло­коле» печатались также Дж.Гарибальди, В.Гюго, Дж.Мадзини, Ж.Мишле, П.Прудон и другие европейские ученые, писатели и политические деятели.

В газете публиковались статьи и материалы, не пропущенные русской цензурой, секретные правительственные документы, материалы тайных обществ по истории общественного движения в России, письма в редакцию и ответы на них, некрологи, отрывки из произведений русских писателей и др. В «Колоколе» систематически предавались огласке факты взяточничества, злоупотребления властью и казнокрадства чиновников, помещичьего, полицейского и цензурного произвола и др. Делая факты произвола достоянием гласности, газета тем самым оказывала влияние на формирование общественного мнения в стране.

Через европейских книгопродавцев, агентов английских торговых фирм, русских моряков, многочисленных посетителей Герцена и Огарева, а также по тайным каналам польской эмиграции «Колокол» проникал в Россию, расходился среди либерально настроенных дворян, чиновников, купцов, учащейся молодежи. Газету читали даже в Зимнем дворце, министерствах и других правительственных учреждениях. В отдельные годы тираж «Колокола» составлял 2,5-3 тыс. экземпляров.

В Казани «Колокол» можно было совершенно легально приобрести в книжном магазине Петрика. Газета имела успех в различных слоях казанского общества и прежде всего у разночинной учащейся молодежи. Она «ходила по рукам, зачитывалась до дыр». В Казанском университете можно было встретить студентов с «Колоколом» Герцена и Огарева. У профессора университета Н.Н.Булича имелся в личной библиотеке весь комплект запрещенной в России газеты за все 10 лет.

В 1857-1861 гг., в период заметного оживления общественного движения в России, издатели «Колокола» уделяли главное внимание крестьянскому вопросу, полагая, что именно крепостное право является главным препятствием на пути к развитию и укреплению сельской общины как основы будущих социально-экономических отношений в стране. Своими первостепенными задачами они считали содействие скорейшему освобождению крестьян с землей, чтобы предотвратить возможное кровопролитие; сплочение ради этой цели всех антикрепостнических сил; моральное давление на Александра II и правительство с целью побудить их к реформам. На страницах газеты публиковались многочисленные записки и проекты, посвященные освобождению крестьян с землей, приводились факты крепостнического произвола в отношении «крещенной собственности», систематически печатались сообщения о работе Главного комитета по крестьянскому делу, протоколы заседаний губернских дворянских комитетов. Герцен и Огарев приветствовали Манифест 19 февраля 1861 г. об отмене крепостного права и назвали Александра II «Освободителем», выразив надежду на продолжение реформ.

Однако известия о расправах над участниками крестьянских выступлений в 1861 г., в том числе и особенно над крестьянами с.Бездна Спасского уезда Казанской губернии (события в Бездне «Колокол» освещал подробно и с большим негодованием), о расстреле демонстрации в Варшаве и других актах правительственного террора привели к резкому изменению позиции издателей «Колокола». В статье «Разбор нового крепостного права» Огарев пришел к выводу, что в результате крестьянской реформы 1861 г. «народ царем обманут». В этот период (1861-1863 гг.) «Колокол» систематически публиковал сведения о крестьянских выступлениях и их усмирении.

Уверенные, что массовое крестьянское восстание произойдет в России весной-летом 1863 г., но что крестьяне еще темны и неспособны к сознательной борьбе за землю и волю, Герцен и Огарев призвали молодежь идти «В народ! К народу!», нести пропаганду в провинцию, куда, как они думали, переместится центр будущего переворота. В этот период «Коло­кол» публиковал статьи-прокламации, которые затем выпускались отдель­ными изданиями: «Что нужно народу?», «Что надо делать войску?», «Что нужно помещикам?» и др. Листы «Общее вече» (они выходили как приложения к «Колоколу») были написаны «простонародным» языком и рассчитаны на «старообрядцев, людей торговых и мастеровых, крестьян, мещан, дворовых людей и разночинцев».

Период 1864-1867 гг. – время упадка «Колокола», вызванного многими неблагоприятными для газеты причинами. Среди них – крушение надежд на крестьянское восстание в 1863 г., распад и самоликвидация тайного общества «Земля и воля» в 1864 г., продолжение правительством Александра II политики реформ, прогрессивность которых не была понята издателями газеты, и др. Все это способствовало падению популярности «Колокола». В 10-ю годовщину издания газета прекратила свое существование.

«Земля и воля» (1861-1864 гг.). Весной-летом 1861 г. в Петербурге было создано тайное революционное общество «Земля и воля». По замыслу основателей организации, ее название должно было отразить два главных требования крестьянских масс: земли и воли. Однако эти крестьянс­кие требования были в целом удовлетворены реформой 19 февраля 1861 г. Название кружка отразило таким образом резко отрицательное отношение революционных демократов (Герцена, Огарева, Чернышевского и др.) к крестьянской реформе, их непонимание прогрессивности начатых правительством Александра II преобразований в России.

В организацию вошли братья А.А. и Н.А.Серно-Соловьевичи, А.А.Слеп­цов, Н.Н.Обручев, В.С.Курочкин, С.С.Рымаренко, позднее И.Н.Утин, Г.Е.Благосветов, Г.З.Елисеев, Н.С.Курочкин. Идейным ее руководителем советская историография считает Чернышевского. Петербургский кружок поддерживал тесные связи с редакцией «Колокола» (Герцен позже стал главным заграничным представителем «Земли и воли»), вел с ней конспиративную переписку по вопросам программы и тактики революционных действий. К лету 1863 г. было создано около 15 местных отделений «Земли и воли»: Московское, Казанское, Нижегородское, Саратовское и др.

Казанский комитет (П.Ровинский, И.Умнов, Г.Иловайский, С.Клаус, Н.Шатилов) сумел подготовить и типографски размножить прокламацию «Долго давили вас, братцы», обращенную к крестьянам, для пропаганды демократических идей использовал легальные литературные вечера, проводимые в Казани.

Центральный петербургский кружок установил связи со студенческими землячествами столицы и ряда других городов, создал подпольную типографию, в которой печатались агитационные воззвания и прокламации, а в 1863 г. – листки «Свобода» (вышло 2 номера). Следует отметить, однако, что в советской историографии размах деятельности «Земли и воли» был сильно преувеличен. На деле все было в значительно меньших масштабах.

Весной 1862 г. правительство нанесло ощутимый удар по революционно-демократическому движению. В связи с появлением экстремистской прокламации П.Г.Заичневского «Молодая Россия», в которой содержался откровенный призыв к свержению существующего государственного строя, были приостановлены издания журналов «Современник» и «Русское слово», арестованы Чернышевский, Н.А.Сер­но-Соловьевич и Рыманенко.

Весной 1863 г. были арестованы все участники «Казанского заговора» (принятое в исторической и мемуарной литературе название попытки польских и русских революционеров поднять восстание в Поволжье). Сделать это предполагалось путем подложного «манифеста» от имени императора Александра II, в котором народ призывался к немедленному вооруженному выступлению и созданию органов революционной власти для передачи всей земли крестьянам. Центром восстания была намечена Казань. Казанский комитет «Земли и воли» счел этот заговор авантюрой и отказался в нем участвовать. Однако часть членов Московской организации поддержала план польских революционеров (И.Ф.Ки­невича, Н.К.Ива­ницкого, А.Мрочека, Р.И.Стан­кевича и др.).

Провал «Казанского заговора», а также спад массового крестьянского движения в 1862-1863 гг., повлекший за собой крушение надежд землевольцев на всеобщее восстание в 1863 г., привели к самоликвидации «Земли и воли» в 1864 г.

Выдающиеся идеологи народничества

Выдающимися идеологами народничества были М.А.Бакунин, П.Л.Лав­ров, П.Н.Ткачев, Н.К.Михайловский.

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876). Родился в богатой дворянской семье. Окончил Артиллерийское училище в Петербурге, но продолжать военную карьеру не стал. Поселился в Москве, где начал серьезно изучать немецкую философию И.Канта, И.Фихте и Г.Гегеля. Был деятельным участником философской и литературной полемики 30-х годов. Сблизился с Н.В.Станкевичем, В.Г.Белинским, Т.Н.Гра­новским.

В 1840 г. Бакунин оказался в Германии. Там под влиянием западноевропейской действительности и широкого круга новых для него мыслей он становится революционером.

В 1842 г. Бакунин опубликовал статью «Реакция в Германии», в которой провозгласил необходимость «полного уничтожения существующего политического и социального строя», доказывая, что «страсть к разрушению есть вместе с тем и творческая страсть». Статья произвела сильное впечатление на его друзей в России. Для самого Бакунина она означала начало складывания в его мировоззрении анархистских взглядов.

В феврале 1844 г. Бакунин отказался вернуться в Россию по вызову правительства. Тогда Сенат заочно приговорил его к ссылке на поселение в Сибирь. Бакунин поселился в Париже, где сблизился с видными французскими социалистами П.Прудоном, Л.Бланом и др., познакомился с К.Марксом и Ф.Энгельсом.

Последовательно ратовал Бакунин за революционное разрешение славянского вопроса, отстаивал идею создания Федерации славянских народов. После знаменитой речи на собрании польских эмигрантов в Париже в 1847 г., в которой он обличал русское самодержавие и говорил о неизбежности революции с целью освобождения всех славян, Бакунин по требованию правительства России был выслан из Франции. В 1848-1849 гг. был одним из руководителей народных восстаний в Праге и Дрездене (Саксония), затем арестован, посажен в тюрьму, приговорен саксонским судом к смертной казни (по конформации заменена на пожизненное заключение). В 1851 г. выдан российским властям и заключен без суда в Петропавловскую крепость, где по требованию императора Николая I написал «Исповедь», в которой, не выдавая своих друзей и сторонников, рассказал о своем участии в революционных событиях в Европе.

В 1857 г. повелением императора Александра II Бакунин был сослан на поселение в Сибирь, жил в Томске, затем в Иркутске. В 1861 г. бежал из Николаевска-на-Амуре через Японию и Америку в Лондон. Сотрудничал в «Колоколе» Герцена и Огарева, установил связь с обществом «Земля и воля» 60-х годов, активно поддерживал Польское восстание 1863-1864 гг. В 1864 г. вступил в I Интернационал, жил в Италии и Швейцарии.

В середине 60-х годов окончательно оформилось анархическое мировоззрение Бакунина, положения которого наиболее полно изложены в работах «Федерализм, социализм и антитеологизм» (1867), «Кнуто-Гер­ман­ская империя и социальная революция» (1871) и др. Отрицая любую форму государственной власти, Бакунин утверждал идею организации общества «снизу вверх» (в виде федерации самоуправляющихся общин, артелей, ассоциаций, областей, народов), рассматривал будущее общество как строй ничем не ограниченной свободы, независимости человека от всякой власти, полного развития всех его способностей.

Согласно своим воззрениям Бакунин развил бурную активность по организации анархистского движения в Европе. В 1864-1865 гг. он организовал тайное общество «Интернациональное братство». В 1867-1868 гг. выступал с пропагандой своих идей на конгрессах «Лиги мира и свободы» в Женеве. В 1868 г. создал в Швейцарии анархическую организацию «Международный альянс социалистической демократии», которая была принята в I Интернационал. В 1870 г. Бакунин участвует в восстании анархистов в Лионе, в 1874 г. – в Болонье. Значительно усилилось влияние Бакунина и его сторонников в Интернационале, что вызвало резкое противодействие со стороны Маркса и Энгельса. В 1872 г. на основании тенденциозно составленного руководителем русской секции Интернационала Н.И.Утиным доклада Генеральному совету этой организации (в котором Бакунин обвинялся в вымышленных проступках) на Гаагском конгрессе он был исключен из Интернационала. Это привело к расколу организации и переезду Генерального совета в Нью-Йорк (анархический Интернационал, объединявший сторонников Бакунина, действовал в Европе до 1876 г., т.е. до смерти великого анархиста).

Ответом на исключение явилась книга Бакунина «Государствен­ность и анархия» (1873), в которой он подверг критике модель «государствен­ного социализма» Маркса и Энгельса и особенно их идею о диктатуре пролетариата и общенародной собственности на средства производства.

«Прибавление А» к книге «Государственность и анархия» стало одним из программных документов революционного народничества. Считая русского крестьянина «прирожденным» социалистом, а общинное землевладение – основой будущего социалистического устройства, Бакунин полагал, что «ничего не стоит поднять любую деревню», однако подчеркивал недостаточность «частных вспышек» (видя в них лишь средство революционного воспитания народа), а ставил перед революционно настроенной интеллигенцией задачу установления «живой бунтовской связи между разъединенными общинами». То есть не учить крестьян, не пропагандировать в их среде, а слить отдельные крестьянские выступления во всероссийскую народную революцию.

Под воздействием проповеди Бакунина оформилось «бунтарское» направление в революционном народничестве. Оно выразилось, в частности, в попытках «летучей пропаганды» в процессе «хождения в народ». Идеи Бакунина нашли отражение в программах и деятельности многих кружков революционных народников, а также организации «Земля и воля» 70-х годов.

В 1875 г. Бакунин отошел от революционного движения. Пессимистические настроения последних месяцев его жизни усугублялись тяжелой болезнью. Умер он и похоронен в Берне (Швейцария).

Лавров Петр Лаврович (1823-1900). Происходил из богатой и консервативной дворянской семьи. Блестяще окончил Артиллерийское училище, стал офицером. Уже будучи полковником, увлекся историей, философией, социологией. В период подготовки и проведения крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. Лавров активно заявил о себе в общественной жизни. Он сотрудничал в изданиях Герцена, близко стоял к студенческому движению, вошел в состав «Земли и воли» 60-х годов. Хотя его революционные настроения в то время еще не оформились, правительство тем не менее считало его человеком неблагонадежным. Именно поэтому в 1866 г., когда в связи с покушением Д.Каракозова на императора Александра II начались повальные аресты демократически настроенной интеллигенции, Лавров был сослан в Вологодскую губернию. В феврале 1870 г. ему удалось бежать из ссылки за границу, где он и оставался до самой смерти.

В годы ссылки Лавров написал и опубликовал свои «Исторические письма», произведение, которому суждено было сыграть поистине выдающуюся роль. Демократическая молодежь с восторгом встретила эту книгу. Судя по всему, тайна успеха «Исторических писем» заключалась в том, что они выявили новый взгляд на историю общества и показали возможность превратить слепой исторический процесс в процесс сознательный, а человека рассматривали не как игрушку непознаваемых законов, а как центр исторических событий. Указать человеку на то, что его судьба в его собственных руках, что он волен в выборе пути развития и достижения идеала, уже само по себе являлось важным мобилизующим средством. В этом состоял ответ на вопрос, что делать.

Лавров создал формулу прогресса: «Развитие личности в физичес­ком, умственном и нравственном отношении, воплощение в общественных формах истины и справедливости». Несмотря на абстрактность, в этой формуле явно прослеживается мысль о необходимости решительного и коренного изменения существующих устоев общественной и государственной жизни, так как при них невозможно всестороннее развитие личности. По мнению Лаврова, истинными носителями прогресса, двигателями истории могут быть только критически мыслящие личности, которые должны объединиться в партию, способную сплотить вокруг себя силы общества, и, проникнув в народ, пойти с ним на революционные преобразования. Отсюда вытекала знаменитая формула Лаврова: личность – партия – массы. Большое место в рассуждениях Лаврова занимала идея нравственного долга интеллигенции перед народом. Воплощение в жизнь новых, заранее выработанных критической личностью форм труда и общежития – это и есть уплата долга народу.

«Исторические письма» Лаврова явились одним из важнейших программных документов революционного народничества. Они сыграли большую роль в освободительном движении пореформенного периода.

Оказавшись за границей, Лавров вошел в состав I Интернационала, активно участвовал в деятельности Парижской коммуны в 1871 г., познакомился с Марксом и Энгельсом. Являлся редактором революционного журнала «Вперед!» (1873-1877), в котором были опуб­ликованы его программные статьи «Счеты русского народа», «Знания и революция», «Кому принадлежит будущее?» и др. Редактировал также революционную газету «Вперед!» (1875-1876).

В это время Лавров полагал, что народные массы сами по себе не в состоянии выработать социалистическую идеологию. Она должна быть внесена извне, революционно настроенной интеллигенцией. Отсюда лозунг – идти в народ, чтобы пробудить его сознание. Вместе с тем Лавров отвергал тезис Бакунина о готовности русского народа к революции. Он утверждал, что и демократическая интеллигенция еще не подготовлена к ней. Поэтому он считал необходимым «подготовление социалистической революции в России путем развития социалистической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе».

Учение Лаврова вошло в историю как пропагандистское направление в революционном народничестве. Соответственно наблюдался сугубо пропагандистский уклон лавристских народнических кружков в России. Когда же стали обнаруживаться слишком незначительные результаты исключительно пропагандистской работы в народе, в среде молодежи, жаждущей более решительных революционных действий, стала усиливаться критика учения Лаврова. В результате он отходит от руководства изданием журнала и газеты «Вперед!». Главным поприщем Лаврова в последние годы жизни стала литературная деятельность, критика упадочнических теорий и реакционных доктрин.

Умер Лавров в Париже и был похоронен на Монпарнасском кладбище.

Ткачев Петр Никитич (1844-1886). Родился в семье мелкопоместного дворянина. Окончил гимназию в Петербурге, в 1861 г. поступил там же в университет. Как революционная деятельность Ткачева, так и творчество его хронологически целиком заключены в рамках исторического периода 60-70-х годов. Начав эту деятельность в бурном 1861 г., он закончил ее вскоре после разгрома «Народной воли» в 1881 г. Он прошел типичный для революционера-разночинца того времени путь конспиративных кружков и коммун, демонстраций, сходок, тайных обществ, испытав на себе все виды «внимания» жандармов и полиции: гласный и негласный надзор, обыски, аресты, Петропавловку, ссылки и долгие годы эмиграции.

Первые статьи Ткачева появились в печати в 1862 г. вскоре после смерти Добролюбова и ареста Чернышевского. Через три года он занимает в «Русском слове» место арестованного Писарева, а после запрещения этого журнала почти до конца своей жизни Ткачев – один из ведущих сотрудников преемника «Русского слова» демократического журнала «Дело». В обширном творческом наследстве его много блестящих произведений, которые могут служить классическими образцами революционной публицистики.

В декабре 1873 г. Ткачеву удалось бежать из места ссылки в Псковской губернии за границу. Именно там и оформляется окончательно его социальная доктрина.

Ткачев разделял веру народников в крепость и силу общинных традиций русского крестьянства, но в отличие от Бакунина и Лаврова отвергал принцип «освобождение народа посредством народа». Он считал, что сам народ «не может провести и осуществить в жизнь идеи социальной революции». Такие задачи он возлагал на заговор «революционного меньшинства» из передовой интеллигенции. Именно это меньшинство должно было, используя «разрушительно-революцион­ную силу народа», захватить власть, создать «революционное государ­ство» и положить основание «новому разумному порядку общежития». Ткачев полагал, что осуществление социальной революции в России пока не представляет никаких затруднений, так как русское государ­ство еще является «фикцией» и не имеет поддержки в народе и обществе.

Таким образом, Ткачев явился основателем заговорщического направ­ления в революционном народничестве. Печатным органом этого идейного направления был издававшийся за границей с 1875 г. журнал «Набат», руководителем которого был Ткачев. Он же был автором практически всех программных статей в журнале. Теория заговора стала руководством в практической деятельности народнической организации «На­родная воля», хотя лично сам Ткачев не был с нею связан. Поражение народовольцев 1 марта 1881 г. стало личной трагедией для Ткачева. «Набат» прекращает свое существование. Сам Ткачев сходит с ума и умирает в клинике для душевнобольных от паралича мозга. Похоронен на кладбище Иври в Париже.

Михайловский Николай Константинович (1842-1904). Выдающийся идеолог либерального народничества, публицист, социолог, литературный критик.

Происходил из потомственных дворян. Учился в Петербургском институте горных инженеров. Его литературная деятельность началась в 1861 г. С 1868 г. – в журнале «Отечественные записки», вначале сотрудником, затем одним из редакторов. Высылался из Петербурга в 1882 и 1891 гг. за связь с радикальными организациями. Активно сотрудничал в журналах «Северный вестник», «Русская мысль» и др. С 1892 г. один из редакторов известного в то время журнала «Русское богатство» либерально-демократического направления.

Теоретические основы либерального народничества изложены Михайловским в статьях «Литературные заметки», «Письмо о правде и неправде», «Письма к ученым людям», «Что такое прогресс?», «Что такое счастье?», «Письмо социалиста», «Герои и толпа» и др. Именно в этих произведениях автор изложил свои общественно-политические взгляды.

Прежде всего это искренняя любовь к простому народу, стремление просветить и пробудить его к самостоятельной жизни, поднять народные массы, главным образом крестьянство, до уровня сознательных творцов истории. Михайловский был уверен в возможности для России миновать капиталистическую ступень и при помощи сельской общины и рабочей артели перейти сразу к высшей стадии человеческого общества – социализму. Характерной чертой его произведений явилось обличение, беспощадная критика всего социально-экономиче­ского и общественного строя самодержавной России. Михайловский признавал высокую воспитательную роль литературы и искусства в общественной жизни, выступал за их подчиненность определенной социальной идее.

Одно из центральных мест в социальной доктрине Михайловского занимает теория прогресса и борьбы за индивидуальность, наиболее обстоятельно изложенная в его статье «Что такое прогресс?». Основу этой теории составляет проблема всестороннего и гармоничного развития личности (индивидуума). Главная роль в прогрессивном развитии общества принадлежит, по мысли Михайловского, не массе, а именно личности. Лич­ность ставит перед собой и обществом цели, она же «движет к ним событиями». Все это, естественно, делается ради народа, ради того, чтобы поднять массу до уровня высокоразвитой личности. Отсюда вытекала идея борьбы за индивидуальность, которая означала приспособление среды к личности для гармоничного развития последней.

Разночинная молодежь высоко оценивала статью Михайловского «Что такое прогресс?» и ставила ее рядом с романом «Что делать?» Чернышевского и «Историческими письмами» Лаврова.

Михайловский был убежден, что только социализм избавит человечество от несчастий и страданий. Это и есть общественный идеал любой страны, в том числе и России. В общинном крестьянине он видел не мелкого собственника, а социалиста. Постепенно он приходит к выводу, что осуществление социалистического идеала немыслимо без предварительных коренных изменений политического строя страны, но исключительно путем реформ сверху.

Михайловский являлся убежденным противником революции в России и прежде всего потому, что она может вызвать яростные стихийные бунты, аналогичные пугачевскому восстанию, которые принесут большой вред самому народу и всей стране.

Михайловский сыграл крупную роль в истории русской общественной мысли и освободительного движения пореформенного периода. На протяжении более 40 лет его имя не сходило со страниц демократической печати, он был общепризнанным «властителем дум» молодежи России.

Ишутинцы. Члены революционного народнического кружка, сложившегося в Москве осенью 1863 г. вокруг Н.А.Ишутина (отсюда название).

Николай Андреевич Ишутин (1840-1879) – сын пензенского потомственного почетного гражданина и дворянки. Окончив семь классов гимназии, уехал в Москву, где в 1863 г. поступил вольнослушателем в университет. Однако вскоре Ишутин оставляет университет, видя в стремлении получить диплом «лазейку в мирную жизнь обывателя». В начале служил помощником капитана на пароходе общества «Лебедь», а затем учителем воскресной школы «для детей из бедного класса» в Москве.

Ядро кружка, организатором и руководителем которого явился Ишутин, составляли члены пензенского студенческого землячества П.Д.Ермо­лов, М.Н.Загибалов, В.С.Карагаров, П.А.Федосов, Д.А.Юра­сов, позднее к нему примкнули Д.В.Каракозов, О.А.Мотков, П.Ф.Николаев, Н.П.Стран­ден, В.Н.Шаганов и др. Средства кружку предоставлял Ермолов, унаследовавший имение в 1,2 тыс. десятин в Пензенской губернии.

Под влиянием идей, выдвинутых Н.Г.Чернышевским в романе «Что делать?», ишутинцы в конце 1864 – начале 1865 гг. предприняли попытки создать легальные производственные ассоциации с целью пропаганды новых социальных отношений. Так, в Москве были организованы переплетная мастерская на артельных началах, артельная швейная мастерская. Вынашивались планы создания артельной сельскохозяйственной фермы, чугунолитейного завода в Калужской губернии и др. По инициативе ишутинцев в Москве была открыта воскресная школа, в которой обучались 20-25 мальчиков из беднейших слоев населения. Ишутин мечтал сделать «из этих малышей революционеров».

Ишутинцы поддерживали связь с деятелями польского национально-освободительного движения. В конце 1864 г. члены кружка участвовали в организации побега польского революционера Я.Домб­ровского из Москов­ской пересыльной тюрьмы. Разрабатывались пла­ны освобождения Чернышевского, отбывавшего каторгу в Сибири.

Одновременно ишутинцы готовились к пропаганде в народе, делая основной удар на разъяснении экономических выгод ассоциации и артельных форм труда. С этой целью над созданием агитационной литературы активно работал И.А.Худяков. Сам Ишутин намеревался отправиться на Урал для революционной пропаганды среди крестьян и горнорабочих.

Однако все попытки ишутинцев использовать легальные средства для распространения социалистических идей дали весьма скромные результаты. Они лишь убедили их в необходимости перехода к более радикальным средствам деятельности и прежде всего создания тайной организации для борьбы с правительством. К февралю 1866 г. внутри кружка сложилось за­конспирированное общество – «Орга­низация». В основу его деятельности был положен план создания сети революционных кружков (под видом легальных библиотек, книжных лавок и др.) во главе с «Центральной революционной агентурой». По свидетельству П.Ф.Николаева, многие ишутинцы были убеждены, что «после целого ряда революционных деяний, и притом деяний чисто террористического характера, власть неизбежно растеряется и бразды правления упадут в уличную грязь и кровь, откуда поднять их может только та же централизованная партия». Следуя этим взглядам, Ишутин и его ближайшие соратники пытались создать внутри «Организации» особую группу «Ад» для борьбы с провокацией и предателями в собственных рядах, а также для организации террористической борьбы с правительством.

Однако все планы ишутинцев рухнули в связи с дерзким поступком члена «Организации» и сторонника создания группы «Ад» Д.В.Карако­зова. Он происходил из дворян, окончил Пензенскую губернскую гимназию, дважды был студентом Казанского университета, студентом Московского университета, но никогда не учился. Являлся родственником Н.А.Ишу­тина и пользовался его доверием. Каракозов постепенно приходит к идее цареубийства, в котором видит необходимый толчок к народной революции. Его идею поддержали лишь Ишутин и Худяков. 4 апреля 1866 г. Каракозов стрелял в императора Александра II в Петербурге при выходе того из Летнего сада, но промахнулся. Схваченный на месте преступления, Каракозов был посажен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, приговорен к смертной казни и повешен в Петербурге на Смоленской площади.

В ходе следствия был раскрыт кружок «ишутинцев», арестованы его участники (около 200 человек). Тридцать два человека приговорены к различным срокам каторги и ссылки. Одновременно были произведены массовые аресты среди московской и петербургской интеллигенции и студенчества, часть из них выслана в отдаленные губернии.

По существу, с оглушительного на всю Россию выстрела Каракозова в Александра II и до его убийства 1 марта 1881 г. идея индивидуального террора была весьма привлекательной среди части революционных народников.

С.Нечаев и нечаевщина. В конце 60-х годов в Петербурге и отчасти в Москве возобновились студенческие волнения. С осени 1868 г. в них стал участвовать вольнослушатель Петербургского университета и учитель приходского училища Сергей Геннадьевич Нечаев, сыгравший своеобразную роль в русском освободительном движении.

В сильной натуре Нечаева (1847-1882) сочетались крайне противоречивые черты. Это был молодой человек необычайной энергии и воли. Он являлся фанатиком идеи революционной борьбы, но борьбы совершенно не знающей и не признающей стеснений в средствах. Фальсификация, ложь, грубое насилие и т.п. – все, по его мнению, могло быть использовано ради достижения поставленной им цели. Его волевая, властная натура почти гипнотически действовала на людей, которых он вовлекал в борьбу против существующего строя. Нечаеву удалось-таки встать в Петербурге во главе группы наиболее решительно настроенной учащейся молодежи. Он сразу повел дело с большим размахом, намереваясь создать всероссийскую революционную организацию.

Когда в январе 1869 г. начались преследования студентов, Нечаев инсценировал свой арест, а затем скрылся за границу. Отсюда он направил петербургским студентам прокламацию, извещавшую их о невиданном в истории царской тюрьмы происшествии – своем «бегстве из промерзлых стен Петропавловской крепости». Так Нечаев стал творить легенду о Нечаеве во имя «торжества революции», во главе которой, по его убеждению, должен стоять легендарный человек.

За границей Нечаев является к Бакунину и выдает себя за представителя широкой революционной русской организации (в действительности не существовавшей). Бакунин в свою очередь снабжает самозванца мандатом на имя доверенного представителя Русского отдела фиктивного «Все­мир­ного революционного союза». Совместно с Бакуниным Нечаев весной и летом 1869 г. публикует около десятка прокламаций, листовок и мани­фестов, в которых провозглашался план всеобщего разрушения устоев государства и общества, а в качестве самых действенных революционных средств рекомендовались систематические убийства и разбой. «Яд, нож, петля и т.п., – писалось в одном из таких манифестов, – революция все равно освещает. Итак, поле открыто!»

Наиболее полным проявлением псевдореволюционности явился «Ка­техизис революционера». Он предлагал революционерам во имя революции подавлять в себе все человеческие чувства, разорвав с законами, приличиями и нравственностью существующего мира, прибегать к убийствам, компрометации в отношении «высших» категорий общества, к шантажу и провокациям в отношении оппозиционеров, «праздно глаголящих в кружках и на бумаге». В основу же революционной организации должен быть положен диктаторский централизм.

К воплощению этих принципов Нечаев приступил, вернувшись в Россию в августе 1869 г. Он начал сколачивать так называемое Общество Народной Расправы – иезуитскую организацию, построенную на диктаторстве и деспотизме, взаимном шпионаже, слепом подчинении и безропотной покорности ее членов. Когда же против действий Нечаева восстает один из членов Народной Расправы студент Иванов, он убивает его.

Нечаев вынужден был вновь скрыться за границу, так как полиция обнаружила труп Иванова и начались аресты. Общество Народной Расправы было разгромлено. Полиция арестовала около трехсот человек, 87 из них попало на скамью подсудимых. Швейцарская полиция арестовала Нечаева и передала его царским властям. В 1873 г. он был осужден на 20 лет каторги (умер в Алексеевском равелине Петропавловской крепости в 1882 г. от чахотки).

Нечаевщина стала символом крайне левого экстремизма в русском освободительном движении, воинствующего невежества и вседозволенности якобы в целях революции.

Большое общество пропаганды (кружок «Чайковцев»). Возникновение кружка относится ко времени «нечаевщины». Однако он стоял на прин­ципиально иных тактических и нравственных позициях, чем Нечаев. Участ­ник кружка, знаменитый революционер П.А.Кропоткин писал: «Ни­когда впоследствии я не встречал такой группы идеально чистых и нравственно выдающихся людей, как те человек двадцать, которых я встретил на первом заседании кружка Чайковского».

В кружок входили С.Л.Перовская, Н.А.Морозов, С.М.Кравчин­ский, А.И.Желябов, М.А.Натансон, Н.В.Чайковский и др. Члены кружка были сторонниками длительной и основательной подготовки масс к борьбе. В этом отношении они были подвержены влиянию «Исторических писем» П.Л.Лаврова. Однако прежде чем идти в народ, кружковцы поставили перед собой цель глубокого и широкого самообразования, т.е. изучения трудов по философии, политической экономии, истории и т.п. За границей и в России общество в 1871-1872 гг. издало большими тиражами сочинения Добролюбова, Флеровского, Лаврова, Прудона, Л.Блана и других авторов. С лета 1873 г. оно стало издавать за границей журнал «Вперед!», к руководству которым привлекло П.Л.Лаврова. Члены кружка проявили интерес и к трудам К.Маркса, хотя и не стали марксистами.

В провинции, в университетских городах, из групп самообразования формировались местные филиалы общества (в Москве, Киеве, Одессе и др.). Каждый кружок сохранял самостоятельность, но в то же время общество составляло единое целое и представляло собой федеративную организацию, тип которой подсказывал русским революционерам Лавров. Организация эта как в Петербурге, так и на местах являлась строго конспиративной.

В 1872 г. общество совершает новый крупный шаг в своей деятельности – начинает налаживать пропаганду среди рабочих промышленных предприятий Петербурга. Центром пропаганды стала Выборгская сторона, где было много фабрик. Эту работу активно вели Чарушин, Чайковский, Кравчинский, Кропоткин, Клеменц, Корнилова и др. Главной целью общества стало подготовить «поколение революционеров» для того, чтобы они возглавили народные массы и повели их на революцию. Руководители организации искренне считали, что революционную пропаганду надо вести по преимуществу среди крестьян и рабочих.

В то же время многие члены общества были убеждены в невозможности народного восстания в ближайшем будущем. Они продолжали настаивать на необходимости, как учил Лавров, длительной пропагандистской работы в деревне и городе. Такая установка уже не устраивала распропагандированных рабочих, а также наиболее решительно настроенную часть общества. Новое стремление идти в народ, раскрыть ему глаза на причины его бесправия и нищеты, помочь ему подняться на борьбу против сущест­вующего строя – было, по словам современников, предметом постоянных, горячих споров на бесчисленных собраниях осенью и зимой 1873 г. Молодежь Петербурга и других городов напоминала растревоженный улей. Всех объединяло ставшее общим девизом требование и желание «идти в народ». Все более привлекательными становились идеи Бакунина. Его призыв возбуждать народные бунты отвечал бурному порыву молодежи к действию.

В конечном счете Большое общество пропаганды было захвачено стихийным движением «в народ» и исчезло в его бурном потоке. К тому же значительная часть членов общества к весне 1874 г., когда началось массовое хождение в народ, уже была арестована. К осени 1874 г. Общество перестало существовать.

«Хождение в народ». Именно под таким названием вошел в историю и литературу массовый поход революционно настроенной молодежи в деревню. Это был какой-то единый, стихийный, романтический порыв – идти в народ, просветить его, подтолкнуть к выступлению против самодержавия, помещиков, чиновников: словом, против тех сил, которые, по мнению народников, угнетают народные массы и прежде всего крестьян. Ничего подобного не было в России ни раньше, ни после.

Для того чтобы идти в народ, молодым людям необходимо было выполнять ряд условий: обучиться какому-либо мастерству (кузнечному, столярному, слесарному и т.п.), достать крестьянскую одежду и обувь (ко­соворотку, поддевку, грубые сапоги и др.), изменить внешний вид (отрас­тить бороду и усы, постричь волосы скобой, как это делали крестьяне), достать фальшивые документы (главным образом паспорт на другое имя). Все эти предосторожности были совсем не лишними, поскольку по сущест­вующим законам за участие в политической агитации в деревне грозили арест, суд и каторга. Но и это не останавливало молодежь, которая решительно порывала с семьями, оставляла университеты, институты и гимназии, отказывалась от дипломов, профессий, личного имущества ради высокой цели – вывести свой народ из состояния, как она считала, нищеты, невежества и угнетения.

Из Петербурга, Москвы, Киева, Одессы, Саратова, Самары, Харькова, Нижнего Новгорода и других городов революционная молодежь весной 1874 г. двинулась в деревню. Движение не являлось ни централизованным, ни однородным. Здесь были и нетерпеливые сторонники Бакунина, жаждавшие скорейшего взрыва общерусской крестьянской революции, и последователи Лаврова, намеревавшиеся вести длительную пропаганду социалистических идей, и лица, стремившиеся хорошо изучить народ, его нужды, помыслы, надежды. Преобладали все же молодые единомышленники Бакунина, склонные к так называемой «летучей пропаганде», к немедленному осуществлению идей крестьянского социализма. Движение охватило территорию более 30 губерний Европейской России.

Наибольшего размаха «хождение в народ» достигло в Поволжье, благодаря усилиям С.Ф.Ковалика, П.И.Войнаральского, Д.М.Рога­чева, которые являлись особо авторитетными деятелями движения.

Пожалуй, наиболее яркой и выдающейся фигурой среди пропагандистов-одиночек был Дмитрий Рогачев. Он еще в 1873 г. вел пропаганду среди рабочих Петербурга, вместе с С.М.Кравчинским пошел в народ в Тверскую губернию, затем очутился на Волге. Он прошел все тернии бродячей жизни и явил собой образец подвижника-народника той поры. Человек огромной физической силы, неукротимой энергии, железной воли, он с одинаковым усердием и терпением пилил дрова, толковал мужикам смысл своих агитационных брошюр, создавал молодежные кружки, тянул бурлацкую лямку. Он слыл среди молодежи того времени поистине легендарной личностью. Только в 1876 г. жандармам удалось наконец-то арестовать Рогачева. Он погиб на каторге в 1884 г. в возрасте 33-х лет.

Определенных успехов в пропаганде среди народа достиг А.И.Иван­чин-Писарев, который действовал в Даниловском уезде Ярославской губернии. В своем имении Потапово он основал столярную мастерскую, рабочих которой – молодых крестьян – превратил в распространителей нелегальной литературы по всему уезду. Хозяин имения устраивал гуляния, собиравшие окрестную молодежь. Иванчин-Писарев и его товарищи Н.А.Саб­лин, Н.А.Морозов, Д.А.Клеменц использовали их для пропаганды, встречались с нужными людьми, вербовали сторонников. Имелись успехи и у пропагандистов, действовавших в других регионах – в Приуралье, на Кубани, Северном Кавказе и др.

Летом 1874 г. полиция нанесла жестокий удар «хождению в народ». Массовые аресты, начавшиеся в Поволжье, прокатились по всей стране. Было привлечено к следствию свыше 700 человек, в том числе много женщин. Всего, по оценке П.А.Кропоткина, в движении принимало участие до 2-3 тыс. человек, не считая сочувствующих, которые оказывали пропагандистам ту или иную помощь.

Участники «хождения в народ» не только тяжело переживали неудачу, но и серьезно осмысливали итоги этого движения. Они разуверили про­пагандистов в готовности крестьян к немедленному социальному перевороту. Они поняли также всю пагубность своих разрозненных действий в борьбе с существующим режимом. Отсюда с неумолимой логикой сформировалось убеждение в необходимости создания единой централизованной организации путем объединения различных кружков и групп. И такая организация была создана.

«Земля и воля» второй половины 70-х годов. Зародилась тайная организация революционных народников в Петербурге в начале 1876 г. Первоначально она называлась «Северная революционно-на­родническая груп­па». Название «Земля и воля» было принято в 1878 г. после выхода в свет одноименного печатного органа. Ядро организации составили уцелевшие от арестов участники «хождения в народ» и более молодые революционеры, которые еще осенью 1875 г. обсуждали на нелегальных собраниях в Петербурге перспективы объединения различных кружков и групп в единую общероссийскую организацию. В 1876 г. в центральный петербургский кружок вошли М.А.Натансон, О.А.Натансон, А.Д.Оболешев, А.Д.Ми­хайлов, Д.А.Ли­зогуб, В.А.Осин­ский, А.А.Квятковский, О.В.Аптекман, Г.В.Пле­ха­нов, М.Р.Попов и др. Позже к обществу примкнули С.М.Кра­в­чинский, Д.А.Клеменц, Н.А.Морозов, С.Л.Перовская, Л.А.Тихомиров, М.Ф.Фро­ленко и др. (многие – бывшие члены общества «Чайковцев»). С местными филиалами в организации насчитыва­лось свыше 150 человек.

В процессе обсуждения опыта «хождения в народ» были пересмотрены многие тактические и программные положения революционного народничества первой половины 1870-х годов, определены основы новой программы, которую сами участники назвали «народнической». Окончательная программа «Земли и воли» была разработана на совещаниях весной 1878 г. в Петербурге, тогда же был принят временный устав.

В программе нашли отражение многие теоретические и тактические положения, сформулированные еще в начале 1870-х годов Бакуниным. Считая крестьянскую общину ячейкой социализма, а русского крестьянина – прирожденным революционером, члены общества стремились приспособить цели и лозунги движения к самостоятельным революционным стремлениям, уже существовавшим, по их убеждению, в народе. Важнейшие положения программы – требование передачи всей земли крестьянским общинам с равномерным ее распределением, «разделение Российской империи на части соответственно местным желаниям», передача властных функций общинам и союзам общин (часть своих полномочий они добровольно передают избранному ими правительству), полная свобода вероисповеданий.

Единственным способом осуществления социальных преобразований члены общества считали «насильственный переворот», который мыслился в форме всеобщего народного восстания. Средства подготовки восстания – «агитация» (как «словом», так и «делом» – посредством «бунтов», стачек, демонстраций), а также «дезорганизация государства» (привлече­ние на сторону организации офицеров, чиновников, террор в отношении предателей из среды революционеров и «наиболее ревностных» агентов правительства).

«Земля и воля» была построена на началах централизма. Ядром ее явился «основной кружок» (около 30 человек), выделивший организационный центр и редакцию печатного органа, находившиеся в Петербурге. Общество делилось на несколько групп в зависимости от назначения: «деревен­щики», действовавшие в крестьянской среде, «рабочая группа», действовавшая главным образом в пролетарских районах Петербурга, «интеллигентская группа», проводившая работу среди студенчества. Имелась специальная группа для борьбы с правительственной администрацией и «небесная канцелярия», готовившая необходимые конспираторам документы.

Однако основные силы организации первоначально были сосредоточены на работе среди крестьян. Землевольцы приступили к созданию «по­селений» в народе, устраиваясь в деревнях в качестве фельдшеров, земских служащих, учителей, писарей и др. Главным районом «поселений» стало Поволжье (Саратовская, Нижегородская, Самарская, Астраханская губернии, центр – Саратов), где, по мнению землевольцев, были живы традиции массовых народных движений XVIII в. «Поселения» создавались также в регионах с казачьим населением (область войска Донского, Урал, Северный Кавказ и в Тамбовской, Воронежской, Псковской губерниях). В Казанской губернии не было создано подобных поселений, однако местные народники (Е.Ф.Печоркин, П.А.Голубев, С.Вершинина и др.) пытались вести пропаганду среди студенческой молодежи и сельского населения ряда деревень края.

Землевольцы серьезное значение придавали революционной работе среди интеллигенции и учащейся молодежи, которые рассматривались ими как главный источник новых революционных кадров. Были налажены связи со студенческими кружками различных учебных заведений страны. Многие землевольцы активно участвовали в студенческих волнениях 1878-1879 гг. Они же создали ряд нелегальных рабочих кружков на ряде промышленных предприятий Петербурга, играли руководящую роль в стачках на фабриках Кенига, Шау и Невской бумагопрядильне столицы. В 1878-1879 гг. в Петербурге были созданы последовательно 3 хорошо оборудованные нелегальные типографии, в которых печатались газеты «Земля и воля», «Листок «Земли и воли», брошюры, листовки, воззвания и др.

Благодаря усилиям фактического руководителя организации А.Д.Ми­хайлова, строго следившего за соблюдением требований конспирации, землевольцам в течение длительного времени удавалось избегать арестов. В 1879 г. Михайлов сумел внедрить на службу в Третье отделение своего агента Н.В.Клеточникова, который сообщал землевольцам секретные сведения о планах и действиях политической полиции.

Однако постепенно многие землевольцы – участники поселений в народе, столкнувшись с реалиями жизни кретьянства, стали осознавать бесперспективность своих надежд на скорый «бунт». В их среде распространяется убеждение в необходимости борьбы за политические свободы, причем путем индивидуального террора. Появились и первые примеры этого: вооруженные сопротивления при арестах, покушение В.И.Засулич на Петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова (январь 1878 г.), убийство С.М.Кравчинским шефа жандармов Н.В.Мезенцева (август 1878 г.) и Г.Д.Гольденбергом – Харьковского генерал-губернатора Д.Н.Кропоткина (февраль 1879 г.). Апогеем террористической деятельности «Земли и воли» стало неудачное покушение А.К.Соловьева на императора Александра II (апрель 1879 г.).

К весне 1879 г. внутри «Земли и воли» сложилась группа сторонников политической борьбы и террора (Михайлов, Морозов, Тихомиров, Квятковский др.), которая начала формировать террористическую группу «Свобода или смерть». В июне 1879 г. на тайном совещании в Липецке (Ли­пецкий съезд) «политики» фактически оформились в самостоятельную организацию. Попытка добиться компромисса между «политиками» и «де­ревенщиками», т.е. сторонниками продолжения революционной работы среди крестьян, на Воронежском съезде (июль 1879 г.) успеха не имела. В августе 1879 г. «Земля и воля» распалась на «Народную волю» и «Черный передел».

«Народная воля». В организационном плане народовольцы многое взяли от «Земли и воли». Это была революционная, строго законспирированная, сплоченная и высоко дисциплинированная партия. Во главе ее стоял Исполнительный комитет. В его состав вошли А.И.Желябов, А.Д.Ми­хайлов, В.Н.Фигнер, Н.А.Морозов, С.Л.Перов­ская, А.А.Квят­ковский, Л.А.Тихомиров, А.И.Баранников, М.Ф.Фро­ленко, М.Ф.Гра­чевский и другие, всего 31 человек. Вокруг этого боевого штаба организации, находившегося в Петербурге, сложилась система агентов, специальных и местных групп, охвативших определенную часть провинции. Мест­ные группы «Народной воли», число которых насчитывалось до двадцати, были созданы в Москве, Одессе, Харькове, Казани, Саратове, Ярославле и ряде других городов страны.

Программные положения «Народной воли» были тесно связаны с концепцией русского «общинного социализма». «По основным своим убеждениям мы – социалисты и народники» – заявлялось в программе Исполнительного комитета. Далее говорилось, что народ в России находится в полном экономическом и политическом рабстве, доводится до физического вырождения. Основная причина этого – государство, которое представлялось народовольцам крупнейшей капиталистической силой, единственным притеснителем народа. Государство препятствует развитию исконно народных принципов (право на землю, общинное самоуправление и пр.). Задача партии – «снять с народа подавляющий его гнет современного государства, произвести политический переворот с целью передачи власти народу». При этом предусматривался созыв Учредительного собрания, в котором народовольцам предстояло добиваться одобрения своих идеалов, а именно – народного представительства, областного самоуправления, принадлежности земли – народу, фабрик и заводов – рабочим, осуществления политических свобод – слова, собраний, печати и т.п.

Главным средством борьбы «Народной воли» с самодержавием стал террор. Важнейшим делом партии, ставшим в центре ее внимания, являлось осуществление смертного приговора царю, который был вынесен Исполнительным комитетом в августе 1879 г. Этим и были прежде всего озабочены члены комитета, привлекавшие к подготовке покушения отдельных народовольцев – офицеров, студентов, рабочих, всего около 50 человек. Было организовано девять покушений на Александра II. Восемь из них оказались неудачными и лишь девятое – смертельным для императора. 1 марта 1881 г. руководимые Перовской народовольцы подстерегли царскую карету на берегу Екатерининского канала и взорвали ее. Однако лишь вторая бомба, брошенная И.И.Гриневицким, смертельно ранила царя. Погиб и покушавшийся. Приговор Александру II был наконец приведен в исполнение. Однако к полному разочарованию народовольцев массовых революционных выступлений после этого террористического акта ни в столице, ни в провинции не последовало. Напротив, общество и народ погрузились в глубокий траур. Случилось первое в истории России убийство императора не какой-то группой дворян-заговорщиков, а представителями русской общественности.

Полиция начала массовые аресты народовольцев, что привело к полному разгрому всей организации. В апреле 1881 г. были повешены Андрей Желябов, София Перовская, Николай Кибальчич, Николай Рысаков, рабочий Тимофей Михайлов. Революционное народничество как одно из направлений общественного движения исчерпало себя.

«Черный передел». В «Черный передел» вошли видные деятели революционного народничества, которые были убеждены в необходимости продолжать пропагандистскую и организационную деятельность среди крестьян. В их числе были Г.В.Плеханов, В.И.Засулич, М.Р.Попов, Я.В.Сте­фанович, Л.Г.Дейч, О.В.Аптекман, П.Б.Аксель­род, Г.Н.Преоб­ра­женский, В.Н.Игнатов, Е.Н.Ковальская и другие, всего 21 человек. Состав организации не был постоянным и однород­ным по убеждениям.

Идейная программа новой организации в принципе не отличалась от землевольской. Напротив, чернопередельцы постоянно подчеркивали свою приверженность ей. В первом номере «Черного передела», вышедшем в свет в феврале 1880 г., Плеханов в заявлении «От редакции» писал, что «Земля и воля» «по-прежнему остается нашим практическим, боевым девизом, так как эти два слова наиболее полно и широко выражают народные потребности, стремления и идеалы». В статье «Черный передел», помещенной в том же номере, Плеханов указывал на широкое распространение в народе слухов о «черном переделе» всей земли в пользу крестьянства и на такое же ожидание его, каким жило крестьянство перед отменой крепостного права (приняв название «Черный передел» группа тем самым хотела точнее и полнее выразить требования крестьянства). Неминуемым исходом нового напряжения обстановки в стране он считал воздействие снизу, «вроде бунтов Разина, Пугачева и др.». Плеханов подчеркивал необходимость аграрной революции и уничтожения государства.

Однако попытка «Черного передела» продолжить дело «Земли и воли» не имела успеха. Пропагандистская работа в деревне по-прежнему не давала ощутимых результатов. Подпольная типография, где печатался первый номер «Черного передела», была разгромлена. В ру­ки полиции попал и ряд членов тайного общества. Спасая руководителей от ареста, чернопередельцы в январе 1880 г. переправили за границу Плеханова, Засулич, Дейча, Стефановского. Осенью того же года Аптекман заявил, что у чернопередельцев «нет организации и общего плана действий». Почти беспрерывные аресты членов организации привели ее в 1882 г. фактически к полному разгрому.

В Швейцарии Плеханов и его соратники-эмигранты (Засулич, Дейч, Аксельрод, Игнатов) образовали группу «Освобождение труда», которая встала на позиции марксизма. Во втором проекте программы группы было сформулировано существо социал-демократии – организация классовой борьбы пролетариата с целью завоевания им политической власти (дикта­туры пролетариата) для построения социалистического общества. Орга­ни­зация «Освобождение труда» активно способствовала распространению в России марксистской литературы, главным образом произведений К.Марк­са и Ф.Энгельса.

Первые марксистские кружки. В 80-х годах марксистские кружки и группы стали появляться и в самой России.

Одной из первых организаций, начавших распространение марксизма в России, стала группа, созданная в Петербурге в 1883 г. болгарином, студентом Петербургского университета Димитром Благоевым (1856-1924). В нее входило около 30 человек (В.Г.Харитонов, Н.П.Андреев, А.А.Гераси­мов, В.Е.Благославов, П.А.Латышев и др.), главным образом студенты, ранее примыкавшие к «Черному переделу». В 1884 г. группа была названа «Партией русских социал-демократов». Группа Благоева создала на промыш­ленных предприятиях Петербурга около 15 рабочих кружков, по 10 человек в каждом, кассы взаимопомощи, библиотеки, кружки самообразования, распространяла среди рабочих издания группы «Освобождение труда», свои листовки и прокламации. В рабочих кружках велись занятия по истории культуры, политической экономии и основам марксизма. Группа имела 3 нелегальные типографии, распространяла революционную литературу во многих городах России. В 1885 г. организация выпустила 2 номера первой нелегальной социал-демократической газеты «Рабочий» (тираж 1 тыс. экземпляров). В 1885 г. Благоева арестовали и выслали в Болгарию (в 1919 г. он явился одним из основателей Болгарской коммунистической партии). В 1887 г. группа была разгромлена полицией.

В 1887-1888 гг. пропаганду марксизма среди рабочих Петербурга вели члены группы П.В.Точисского (он происходил из дворянской семьи, но рано порвал с ней и стал рабочим). В основанную им организацию под названием «Товарищество С.-Петербургских мастеровых» входили преимущественно рабочие, в том числе В.А.Шелгунов, Е.А.Климанов, Г.А.Ме­фо­диев), ставшие впоследствии известными социал-демократами. Так же, как и группа Благоева, организация Точисского была ликвидирована полицией.

В 1889 г. студент Петербургского Технологического института М.И.Брус­нев (1864-1937) объединил группы марксистски настроенных студентов столицы с рабочими кружками, ранее связанными с социал-демо­кратическими группами Благоева и Точисского, в одну организацию и возглавил ее Центральный кружок (руководящий центр). Группа Бруснева ставила целью пропаганду марксизма среди рабочих и подготовку из них руководителей рабочего движения. Члены организации вели систематическую пропаганду на 25 фабриках и заводах Петербурга (в том числе Путиловском, Балтийском, Обуховском). В рабочие кружки входили несколь­ко сотен человек. Около 20 кружков интеллигентов готовили пропагандис­тов для занятий в рабочих кружках. Рабочими-пропагандистами в кружках были И.В.Бабушкин, Н.Г.По­летаев, В.А.Шелгунов и др. Группа Бруснева руководствовалась программой группы «Освобождение труда», с которой установила связь.

Зимой 1890-1891 гг. брусневцы участвовали в организации забастовок на фабрике Торнтона и в порту, организовали первую в России маевку в 1891 г., в которой участвовало около 80 человек. На следующий год организовали вторую маевку, но она была разогнана полицией. Брусневцы установили связи с социал-демократическими группами Москвы, Нижнего Новгорода, Казани, Тулы и др. Были изданы 2 номера газеты «Пролета­рий» (на гектографе), выпускался рукописный журнал. В 1892 г. группа Бруснева была разгромлена жандармами.

Из провинциальных марксистских кружков следует особо отметить кружки, организованные в Казани в конце 80-х годов Н.Е.Фе­досеевым (1871-1899). Еще юношей он примкнул к марксизму. Во время студенческих волнений в декабре 1887 г. он был исключен из восьмого класса Казанской гимназии «за политическую неблагонадежность, за вредное направление мыслей и за чтение запрещенных книг». Причем без права поступления в другие учебные заведения. Его родители-дворяне после этого отвернулись от него, и он, живя на грошовые уроки, целиком отдался пропаганде марксизма. С этой целью он организовал в городе сеть молодежных кружков и групп, руководимых центральным кружком. К весне 1888 г. они получили довольно широкое распространение. В одном из таких кружков с осени 1888 г. до весны 1889 г. принимал участие В.И.Ульянов (Ленин), только что вернувшийся в Казань из своей первой ссылки.

Кружки, созданные Федосеевым, проделали определенную работу по распространению марксизма. Сам он на первое место выдвигал революционную пропаганду среди рабочих. Много занимался составлением программы кружков, разработал для них организационный устав. В кружках изучали произведения Маркса и Энгельса, издания группы «Осво­бождение труда», вели острую борьбу с казанскими народниками. Члены кружков (А.А.Санин, П.П.Лавровский, М.Г.Гри­горьев, Е.А.Петров и др.) вели пропаганду среди студентов универси­тета и ветеринарного института, учащихся средних учебных заведений. Федосеев предпринимал попытки наладить связи с казанскими рабочими. В этом ему помогал А.М.Пешков (Горький), который жил в эти годы в Казани.

Много труда Федосеев вложил в организацию нелегальной типографии. Однако в июле 1889 г. он был арестован и заключен в тюрьму. Аресту подверглись и многие члены марксистских кружков. После ареста в Казани сам Николай Евграфович почти не выходил из тюремных застенков. Он погиб в возрасте 28 лет, отбывая ссылку в Верхоленске Иркутской губернии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.113 сек.