КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Событие и новость
I Ш79 Шостак М. И. Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с. В книге рассматриваются журналистика новостей, интервьюирование, оперативное комментирование, работа над заголовком — в плане «технологий» и в ракурсе творчества. Вне поля зрения в данном случае оказываются особенности публицистического анализа, авторской журналистики и соответствующих им методов и жанровых форм (предмет предполагаемой второй части пособия). Книга может быть использована в учебных целях как пособие для студентов факультетов журналистики, а также оказаться полезной журналистам-практикам. ISBN 5480444)92-3 ISBN 5-88044-092-3 © М. И. Шостак, 1998 © Ин-т «Открытое общество», 1998 ОГЛАВЛЕНИЕ Событие и новость............................................................................................. 5 ;. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА.................................................................... 9 1. Оперативное сообщение..................................................................................... 10 2. Лид и общая структура заметок............................................................................. 12 3. Исчерпывающая краткость................................................................................. 17 4. Новость в «мягком» варианте................................................................................. 18 . 5. Специальные лиды............................................................................................. 20 II. РАСШИРЕНИЕ НОВОСТИ................................................................ 25 1. Атрибуция...................................................................................................... 27 2. Цитирование...................................................................................................... 29 3. Цифры и статистика........................................................................................... 31 4. Наглядная новость............................................................................................. 33 III. РЕПОРТЕР И РЕПОРТАЖ........................................................................ 37 1. Новость в движении....................................................................................... 39 2. Ритм........................,.......................................................................................... 41 3. Тема и интонация.................................................................................................. 42 4. Действующие лица............................................................................................ 43 5. Автор в репортаже........................................... •............................................... 45 IV. ИНТЕРВЬЮ.......................................................................................... 49 1. Варианты общения и модели интервью........................................................ 50 2. Каков вопрос —таков ответ........................................................................... 51 3. Вопросы из ответов........................................................................................... 52 4 Коррекция беседы............................................................................................... 54 5. Интервью на полосе...................................................................................... 55 V. ОПЕРАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ.............................................. 63 1. Скрытое и попутное комментирование......................................................... 64 2. Комментарий-фрагмент и самостоятельный оперативный комментарий... 67 3. Реплика и «колонка»....................................................................................... 71 VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА.................................................................... 75 1. Констатация и резюме........................................................................................ 78 2. Интрига и сенсация................................................................................................ 79 3. Цитата, обращение, вопрос................................................................................ 80 4. Все знаки препинания........................................................................................ 81 5. Игровой заголовок......................................................................................... 82 6. Поверх текста, или Что могут заголовки......................................................... 87 Словарь терминов.......................................................................................... 90 Литература.......................................................................................................... 94 Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуаций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись,и задачи, и критерии качества работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и современные способы и каналы информирования. Нас будет интересовать лишь часть оперативных журналистских материалов — их печатный вариант. Большинство изданий дает смесь новостей региональных, на Различаются и «технологические» специализации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуации, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные " требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов^ оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего, воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с помощью комментирующие деталей и «попутных оценок». Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока событий факты наиболее значимые («перспективные») или наиболее яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его существование в качестве новости. И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением. На подачу новостей влияют: • конкуренция среди изданий и агентств; • наличие новостей из других каналов информации (если • общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой • вынужденное или преднамеренное комбинирование но • размер отводимой площади (для плотно пригнанных и Какую новость выбирает пресса Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «малосущественные», и факты «весомые» с точки зрения пропагандистского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость». Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие приметы факта, которые обещают интересный для аудитории ма- териал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении • ощутимая своевременность происшествий или высказан • их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо • их конфликтность (наглядная сложность или драматизм); • связь с «человеческим интересом» (так называемыми • масштабность происшествий (новость для многих) либо Помимо новости, для материала необходимы: оперативный повод (он связан с «сиюминутностью» события происшедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод — им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом встреча, телефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хорошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя. Требования к качеству Очень важен «эффект точности и достоверности» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, времени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и проСТОТа слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразумевает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется | в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом и «прозрачность» его отношения к событию. Очень желательна на- | глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью., Острота, публицистичность отличает не только «горячие» репортажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже ИЛи оперативной колонке. В целом же, повторим: • «Новости» (news) — творчески преобразованные факты • Необходимо профессиональное ощущение Пригодности • Уже представленные факт, происшествие Или мнение тельными (неординарными), свежими («Факт, как рыб • Результат публикации прямо связан с читательским тересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот ин" терес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «социальной ориентации»). Все эти творческие задачи по-своему решаются на разных направлениях оперативной журналистики. Рассмотрим их подробнее I. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА Ключевые понятия: «жесткая новость», «емкий абзац», «перевернутая пирамида», «тайм-элемент», исчерпывающая краткость, «мягкая новость», специальные лиды 1 1. ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ I Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о событиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и информационный поводы тут объединены с содержанием, органично входят в него. История складывания этой литературной формы связана со становлением информационных агентств (середина — конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались требования к ней как ктовару: оперативность, краткость и компактность. Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Репортерская работа приравнивалась к фотографированию действительности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов. Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объективности, и критерий отбора, по которому одни факты освещаются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован... Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем. В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оперативность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь. Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-разному используют факт-материал, у них разный стиль, разное соотношение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.
Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |