Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Событие и новость




I

Ш79


Шостак М. И.

Журналист и его произведение: Практическое пособие. — М.: ТОО «Гендальф», 1998. —96 с.

В книге рассматриваются журналистика новостей, интер­вьюирование, оперативное комментирование, работа над заго­ловком — в плане «технологий» и в ракурсе творчества. Вне поля зрения в данном случае оказываются особенности публи­цистического анализа, авторской журналистики и соответст­вующих им методов и жанровых форм (предмет предполагаемой второй части пособия). Книга может быть ис­пользована в учебных целях как пособие для студентов фа­культетов журналистики, а также оказаться полезной журналистам-практикам.


ISBN 5480444)92-3


ISBN 5-88044-092-3


© М. И. Шостак, 1998

© Ин-т «Открытое общество», 1998


ОГЛАВЛЕНИЕ

Событие и новость............................................................................................. 5

;. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА.................................................................... 9

1. Оперативное сообщение..................................................................................... 10

2. Лид и общая структура заметок............................................................................. 12

3. Исчерпывающая краткость................................................................................. 17

4. Новость в «мягком» варианте................................................................................. 18

. 5. Специальные лиды............................................................................................. 20

II. РАСШИРЕНИЕ НОВОСТИ................................................................ 25

1. Атрибуция...................................................................................................... 27

2. Цитирование...................................................................................................... 29

3. Цифры и статистика........................................................................................... 31

4. Наглядная новость............................................................................................. 33

III. РЕПОРТЕР И РЕПОРТАЖ........................................................................ 37

1. Новость в движении....................................................................................... 39

2. Ритм........................,.......................................................................................... 41

3. Тема и интонация.................................................................................................. 42

4. Действующие лица............................................................................................ 43

5. Автор в репортаже........................................... •............................................... 45

IV. ИНТЕРВЬЮ.......................................................................................... 49

1. Варианты общения и модели интервью........................................................ 50

2. Каков вопрос —таков ответ........................................................................... 51

3. Вопросы из ответов........................................................................................... 52

4 Коррекция беседы............................................................................................... 54

5. Интервью на полосе...................................................................................... 55

V. ОПЕРАТИВНОЕ КОММЕНТИРОВАНИЕ.............................................. 63

1. Скрытое и попутное комментирование......................................................... 64

2. Комментарий-фрагмент и самостоятельный оперативный комментарий... 67

3. Реплика и «колонка»....................................................................................... 71

VI. ИСКУССТВО ЗАГОЛОВКА.................................................................... 75

1. Констатация и резюме........................................................................................ 78

2. Интрига и сенсация................................................................................................ 79

3. Цитата, обращение, вопрос................................................................................ 80

4. Все знаки препинания........................................................................................ 81

5. Игровой заголовок......................................................................................... 82

6. Поверх текста, или Что могут заголовки......................................................... 87

Словарь терминов.......................................................................................... 90

Литература.......................................................................................................... 94


Место и роль оперативной журналистики в современном мире достаточно приметны. К аудитории ежедневно, ежечасно идут сообщения агентств печати, радио- и теленовости, свежие подборки газет и журналов, репортажи, интервью, отклики по горячим следам событий. С изменчивостью социальных ситуа­ций в разных странах в разное время и, соответственно, варьированием запросов, менялись,и задачи, и критерии качес­тва работы журналистов; выражение «новость для прессы» постепенно стало звучать как «новость прессы», обозначать не «сырье», но особый литературный продукт. Сегодня на рынке информации этот продукт предстает все более профессионально отточенным. Формы работы тут многообразны, как и совре­менные способы и каналы информирования. Нас будет инте­ресовать лишь часть оперативных журналистских материа­лов — их печатный вариант.

Большинство изданий дает смесь новостей региональных, на­
циональных и интернациональных с широким тематическим спек­
тром: экономика, политика, наука, спорт, криминал, забавные f
происшествия и т. д. Соответственно, есть тематические
специализации журналистов: деловая пресса, криминальная |
тема, спортивные новости и пр. <■

Различаются и «технологические» специали­зации — в связи с особенностями подготовки материалов в разных жанрах. Может быть подчеркнута необычность ситуа­ции, емкая содержательность факта, «говорящего за себя», а может — свидетельства участников происшествия или мнение эксперта, очевидность живой беседы и т. д. Отсюда — разные " требования к работе хроникеров, интервьюеров, репортеров, авторов^ оперативных комментирующих откликов и реплик. Первых отличает умение кратко передавать суть происшедшего, вторых — умение представлять новость через обмен репликами, третьих — показывать наглядные особенности происшедшего,


воссоздавать события, четвертых — прояснять ситуации с по­мощью комментирующие деталей и «попутных оценок».

Есть, однако, и общие для всех качества, специфичные для «журналистики новостей»: способность выделять из потока со­бытий факты наиболее значимые («перспективные») или наи­более яркие («оглушительные»), подчеркивать происшествие, факт как средоточие интереса. Журналистика новостей создает материалы, сильные прежде всего эффектом «самоочевидности факта», допуская комментарий в случаях, когда факт надо «поддержать», «подогреть» к нему интерес, продлить его суще­ствование в качестве новости.

И еще момент, связанный со спецификой журналистики как особой литературной работы, весьма прагматичной (даром что творческой), — каждый автор старается точно представить свою аудиторию, ее особенности и запросы и соответствовать им своим произведением.

На подачу новостей влияют:

• конкуренция среди изданий и агентств;

• наличие новостей из других каналов информации (если
новость прошла в утренней газете, вечерняя — даст под­
робности);

• общая линия издания (одни предпочитают стиль деловой
новости, другие тяготеют к репортажам, интервью);

• вынужденное или преднамеренное комбинирование но­
востей местных и зарубежных, важных и занимательных;

• размер отводимой площади (для плотно пригнанных и
для «открытых» полос нужны разные материалы).

Какую новость выбирает пресса

Принцип отбора очень важен. У нас в стране долгое время практиковался преимущественно отбор сведений по принципу «факты против» и «факты за» (в эпоху всеобщей политизации прессы) или такой расклад: факты локального значения, «мало­существенные», и факты «весомые» с точки зрения пропаганди­стского эффекта. Сегодня выбор зависит от того, отличается ли факт рядом особенностей, позволяющих ему называться «фактом, содержащим новость».

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, оно должно (еще до журналистской обработки) обладать рядом качеств. Не каждое происшествие заслуживает внимания, но общественно значимое, либо любопытное, необычное. В XX веке была сделана попытка развить профессиональное «чутье на новость» у репортеров, для чего закрепить в сознании журналистов «классические элементы новости», — такие при­меты факта, которые обещают интересный для аудитории ма-


териал. Вот черты событий, которые предстоит распознать, а затем — развить и поддержать в своем произведении

• ощутимая своевременность происшествий или высказан­
ных мнений;

• их явная близость аудитории (когда «чужое» узнаваемо
и может восприниматься как часть собственной жизни);

• их конфликтность (наглядная сложность или драматизм);

• связь с «человеческим интересом» (так называемыми
«общечеловеческими» темами, всегда цепляющими вни­
мание, — например, жизнь—смерть, любовь, дети здо­
ровье и т. д.);

• масштабность происшествий (новость для многих) либо
эффект «эмоционального толчка» (нечто экстраординар­
ное, ошеломляющее)

Помимо новости, для материала необходимы: оператив­ный повод (он связан с «сиюминутностью» события проис­шедшего в ближайшие часы, дни, на этой неделе, либо с памятной датой) и информативный повод — им может быть само происшествие или шаги, предпринятые журналистом встреча, те­лефонный звонок, поиск под «маской», или напоминание о хо­рошо известном факте, который в течение какого-то времени остается «важным» в сознании читателя.

Требования к качеству

Очень важен «эффект точности и достоверно­сти» — ссылки, свидетельства, цитаты; определение места, вре­мени, обстоятельств. Приветствуется краткость — выверенная протяженность и ритмика сообщения, точность и проСТОТа слов и фраз. Однако лаконизм — не самоцель. Ясность подразуме­вает уточнения, сопоставление цитат, рассказов нескольких очевидцев, их перепроверки собственным опытом. Иногда имеется | в виду и ясность ситуации, изображенной журналистом и «про­зрачность» его отношения к событию. Очень желательна на- | глядность — ценятся детали, сильные своей очевидностью., Острота, публицистичность отличает не только «горячие» ре­портажи, конфликтные интервью, но и точные, выразительные строки крепко скрученной хроники, хлесткий фрагмент портрета, промелькнувший в отчете, яркую деталь в репортаже ИЛи опера­тивной колонке. В целом же, повторим:

• «Новости» (news) — творчески преобразованные факты
с расчетом на их восприятие аудиторией.

• Необходимо профессиональное ощущение Пригодности
факта к тому, чтобы его «подать» как новость.

• Уже представленные факт, происшествие Или мнение
должны выглядеть значительными (важные и\ занима-


тельными (неординарными), свежими («Факт, как рыб
должен быть только свежим...»). а>

• Результат публикации прямо связан с читательским тересом, и надо так обрабатывать факт, чтобы этот ин" терес возрастал: суметь сбалансировать неожиданное (сенсационное) и значимое (что может помочь в «соци­альной ориентации»).

Все эти творческие задачи по-своему решаются на разных на­правлениях оперативной журналистики. Рассмотрим их подробнее


I. МАСТЕРСТВО ХРОНИКЕРА


Ключевые понятия:

«жесткая новость», «емкий абзац», «перевернутая пирамида», «тайм-элемент», исчерпывающая краткость, «мягкая новость», специальные лиды


1 1. ОПЕРАТИВНОЕ СООБЩЕНИЕ

I Краткая новость — лаконичное, завершенное сообщение о со­бытиях, интересных читателю и характерных для современного состояния общества, для текущей минуты. Оперативный и инфор­мационный поводы тут объединены с содержанием, органично

входят в него.

История складывания этой литературной формы связана со ста­новлением информационных агентств (середина — конец XIX века); краткая новость была их основной продукцией, формировались тре­бования к ней как ктовару: оперативность, краткость и компактность. Позднее краткая новость получила дополнительное качество: стала подчеркиваться точность в передаче реальных событий. Ре­портерская работа приравнивалась к фотографированию действи­тельности, к моментальным снимкам, ценность которых — в беспристрастном холодном отражении фактов.

Речь, однако, шла лишь о «приемлемой правдивости» — слишком много погрешностей, могущих исказить существо факта: и фрагментарность, которая никогда не была спутницей объек­тивности, и критерий отбора, по которому одни факты освеща­ются, а другие нет, тенденциозность при отборе, и, главное, факт изображенный — всегда творчески интерпретирован...

Стиль краткой новости варьируется. Он может быть деловым, сенсационным, «телеграфным», наглядным, популярным: разными способами выделяется и подчеркивается главное: новость — то, что реально и недавно произошло, и что интересно всем.

В журналистской практике различаются «жесткое», оперативное, и «мягкое» информирование. Краткая новость может подаваться в хроникальном, «крепко скрученном» варианте, оперативно излагая суть происшедшего, а может и в варианте «мягком», когда оператив­ность ослаблена, зато введен момент интриги, используется деталь. Две эти основные формы краткого новостного сообщения по-раз­ному используют факт-материал, у них разный стиль, разное соотно­шение основных и вспомогательных сведений о событии, для каждой из них рекомендуются определенные композиционные структуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.