Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение. СМИ как гражданские коммуникации




СМИ как гражданские коммуникации

Г.В. Чевозерова

Коммуникативные технологии:

Учебное пособие

 

 

 

Тольятти, 2007

УДК

ББК

Авторский знак

 

 

Чевозерова Г.В. Коммуникативные технологии: СМИ как гражданские коммуникации. Учебное пособие /Г.В. Чевозерова. – Тольятти: Тольяттинский государственный университет, 2007. 184 с.

 

Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «журналистика» на дневном и заочном отделении. Журналистика как коммуникативная технология от природы обладает способностью обеспечивать аудиторию необходимой информацией для принятия таких самостоятельных решений в любой сфере жизни человека, которые обеспечат ему не только выживание, но успешное развитие. Журналистика призвана информационно обеспечивать также и устойчивое развитие общества в целом. Сегодня проблему устойчивого развития российского общества напрямую связывают с необходимостью становления и развития в стране гражданского общества. СМИ могут выступать эффективным фактором формирования гражданского общества. И в этом случае они рассматриваются как гражданская коммуникация с характерной для нее информационной политикой, принципами организации и функционирования. Задачей учебного пособия является анализ деятельности современных российских СМИ как гражданской коммуникации.

 

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………… 3

Глава 1. Функциональные роли журналистики и СМИ

в общественных процессах……………...………………………………..5

Глава 2. Информационная политика СМИ, направленная

на формирование гражданского общества в России…………………..23

2.1 Формирование граждан как активных универсальных личностей…23

2.2 Формирование гражданских институтов……………………………..69

2.3 Формирование демократического государства………………………76

2.4 Развитие этико-правового сознания и поведения граждан………….82

2.5 Развитие различных форм собственности и рыночных отношений..92

2.6 Формирование механизмов реализации эффективного

взаимодействия общества с окружающей средой……………………….97

2.7 Развитие информационного обмена в обществе……………………107

Глава 3. Анализ практической деятельности СМИ, направленной на формирование гражданского общества в России….....……….……..............113

Глава 4. Актуальные задачи гражданской журналистики и пути

их решения……………………………………………………………………...155

Список использованной литературы….…………………….………………...167

 

 

Реализация идеи формирования гражданского общества как общества, обладающего способностью к устойчивому развитию, общества, основанного по сути дела на общественном договоре немыслима без коммуникативных процессов, осуществляемых в различных масштабах и технологиях. Коммуникацию словарь трактует как «акт общения между людьми посредством передачи символов, целью которого является взаимопонимание».[1] Журналистика как вид массово-информационной деятельности - одна из коммуникативных технологий. Коммуникация, осуществляемая с ее помощью, может способствовать взаимопониманию, договору и в итоге устойчивому развитию социума.

Как пишет Л.Н. Федотова, «возникшие прежде всего как средство передачи, трансмиссии информации, газеты, репрезентатирующие новую социальную реальность, деятельность новых социальных субъектов, с течением времени превратились в систему собственного производства социальной информации – в социальный институт, на равных участвующий в процессе продуцирования оперативной, фундаментальной и структурной информации для решения задач по обеспечению устойчивости социального организма и по выработке целей его развития».[2]

Однако важно понять, какова фактически осуществляемая коммуникативная стратегия того или иного СМИ? Действительно ли она обеспечивает устойчивость социального организма? «По нашему мнению, - пишет В.В. Тулупов, - среди различных целей коммуникации (конвенциональная, конфликтная, манипуляционная) «качественная пресса» выбирает первую, «бульварная» ориентируется на вторую, «пропагандистская» - на третью».[3] Цель коммуникации всегда имеет заказчика, и, к сожалению, сегодня это весьма часто не читатель и даже не журналист или редакция. Современная журналистика зачастую используется как коммуникативный инструмент для достижения субъективных групповых интересов, которые далеко не всегда совпадают с онтологической целевой установкой на устойчивое развитие общества. Устойчивость общественного развития как результат объективизации всех процессов может быть достигнута лишь при участии объективной журналистики. Именно поэтому необходимо рассмотреть ее онтологические функции, то есть возможности к осуществлению действия, свойственные ей от природы, а не от заказчиков.

И поскольку журналистика, реализующая в полном объеме свои онтологические функции, способствует формированию гражданского общества, то и называть ее можно гражданской журналистикой. А ту часть онтологических функций, которую журналистам удается реализовывать в процессе решения задачи формирования гражданского общества в России, можно назвать реальной социальной ролью журналистики в указанном процессе. Выявление онтологических функций и реальных социальных ролей журналистики в формировании гражданского общества позволит нам сделать вывод о степени их совпадения и о том, что необходимо сделать для того, чтобы функции и роли существенно не различались. Иными словами говоря, предстоит дать ответ на вопрос о том, как современной журналистике стать гражданской.

 

 

Глава 1. Функциональные роли журналистики и СМИ в общественных процессах

 

Однако прежде чем говорить об онтологических функциях журналистики, то есть характеризовать ее внешнее взаимодействие с миром, следует составить представление об ее внутренних сущностных характеристиках, которые затем и проявляются во внешней среде. А это значит, что необходимо охарактеризовать основной продукт ее деятельности как системы, то есть массовую информацию. Она является основным категорийным элементом журналистики как системы, и потому фактически определяет ее природные способности.

Разумеется, массовая информация обладает всеми специфическими свойствами своего родового понятия «информация» (познавательными, управленческими и организаторскими). Но вместе с тем она имеет и свои особенности, обусловленные ее местом и ролью в общеэволюционном процессе. Исключительность функциональной роли массовой информации обозначает М.В. Шкондин: «Если наука создает научную картину мира, искусство - художественную, то журналистика как тип творчества производит, создает такой информационный продукт, как целостная картина текущей действительности, и никто, кроме нее, эту важную для общества работу не выполняет».[4]

Сначала определим, в чем же заключается общность массовой информации с ее родовым понятием. Поразительно, что на протяжении двух тысячелетий, вплоть до середины ХХ века, понятие об информации как передаче сообщений кем-либо воспринимаемых практически не изменялось. Более глубокие представления об этом феномене впервые сформулировали кибернетики. Со времен появления фундаментальных трудов К.Шеннона и Н.Винера по теории информации и кибернетике интерес к феномену информации приобрел характер общенаучного и международного. Выяснением природы этого понятия, его гносеологического методологического значения, занимаются, наряду с философами математики и физики (Винер, Хинчин, Колмогоров, Бриллюэн), специалисты в области теории связи и коммуникации (Шеннон, Черри, Харкевич), биологи и психологи (Эшби, Маккаллок, Миллер, Джордж), логики и лингвисты (Карнап, Бар-Хиллел, Кемени, Харрах). Информация становится всеобщей ценностью и играет решающую роль в обеспечение жизнедеятельности общественной системы и ее развитии. С этого момента современную эпоху начинают обозначать как информационное общество, причем сразу глобальное в связи с беспредельностью распространения информационных потоков. Роль информации в жизни такого общества безмерно возрастает.

Кибернетика, как подчеркивает И.И. Гришкин, делает применимым понятие «информация» к анализу самоуправляющихся и самоорганизующихся систем, возникающих в процессе биологической и социальной эволюции. В качестве важнейшего объективного принципа выдвигается принцип единства информационных процессов и процессов управления в этих системах.[5]

Кибернетики связали представления об информации со свойством материи – отражением. Выделив две составляющие информации, внутриструктурную (статическую) и внешнюю относительную (динамическую), они сделали вывод о том, что в силу своих статических и динамических свойств информация как результат отражения выступает способом формирования нового содержания воспринимающей ее системы и потому выполняет по отношению к ней образовательную, управленческую и организаторскую функции. Она становится источником ее развития. В результате информация обеспечивает системам такие качества как выживаемость, устойчивость и развитие.

Важнейшим принципом управления в кибернетических системах является принцип обратной связи, то есть циклический характер движения информации. Для формирования оптимального поведения в среде обитания система должна постоянно приспосабливаться к непрерывно изменяющимся внешним условиям, изучая эту среду путем сбора и обработки внешней информации, а также и собственной – внутренней. В результате такого изучения в системе возникают представления о динамической информационной модели внешнего мира, и она успешно определяет свое место и роль в нем.

Журналистика как раз и представляет собой постоянно циркулирующие потоки информации, отражающие в себе окружающую действительность и тем самым обеспечивающие ее существование и развитие. Отсюда вытекает онтологическое определение журналистики. Журналистика – одна из форм оперативного отражения реальной действительности в периодически распространяемом для массовой аудитории информационном продукте с целью информационного обеспечения жизнеспособности и развития жизнедеятельности общества в целом и человека в частности.

Действительно, журналистика с помощью всей совокупности своих действий способна отразить реальную действительность и нарисовать общую картину мира со всеми закономерностями ее функционирования и развития в общей системе мироздания. Она также способна воссоздать и галерею персональных образов, реализующих себя в общественном пространстве. Отображенные ею картины призваны помочь ее аудитории выбрать оптимальные способы взаимодействия с описанной средой, стимулировать активную деятельность людей, и тем самым помочь им обеспечить себе жизнеспособность и развитие. Такова миссия журналистики.

И вот теперь, характеризуя феномен массовой информации, можно говорить о его специфических признаках, отличающих его от других информационных продуктов. Они вытекают из миссии журналистики и предмета ее внимания. Поскольку предметом ее внимания является все мироздание, мы можем говорить о принципиальной неограниченности тематики массовой информации.

При этом необходимо иметь в виду, что всякая массовая информация непременно предназначена массовой аудитории, которой она должна быть понятна, интересна и нужна, то есть декодируема и релевантна.

Однако, массовая аудитория, по Грушину, характеризуется множеством рассредоточенных в пространстве анонимных индивидов, гетерогенных по своим характеристикам.[6] И релевантность массовой информации для одной группы населения не должна вступать в противоречия с потребностями другой группы, то есть массовая информация как информация, способствующая устойчивому развитию общества, обязана быть общеполезной (не вредной никому).

Естественно, что свою миссию журналисты-профессионалы могут выполнить только тогда, когда отраженные ими картины максимально адекватны самой действительности. Маккей рассматривает информацию в качестве истинной, если внесенное ею изменение увеличивает степень соответствия между представлением и оригиналом. И напротив, информация является ложной, если изменения уменьшают степень этого соответствия.[7] Значит, подлинно объективные журналистские тексты (массовая информация) диктуются только самой природой вещей и никем иным, они онтологичны по происхождению и по сути.

И, наконец, высокая периодичность информационного отражения действительности обеспечивает массовой информации такие качества как оперативность и актуальность.

Исходя из названных прагматических свойств массовой информации, мы можем дать ей следующее определение. Массовой информацией называется оперативное, актуальное, объективное отражение действительности в любых тематических аспектах, востребованное и адекватно воспринятое массовой аудиторией для ее частной и общей пользы.

Таким образом, журналистика и СМИ, производящие массовую информацию, не только берут на себя ответственную роль ориентира своей аудитории в глобальном информационном обществе, но и совершенно очевидно вносят существенную лепту в выбор направлений и путей эволюции, как личностных, так и общественных. По выражению А.Д. Урсула, информация является ценностным ориентиром на этом пути.[8]

Ценности, обсуждаемые в журналистских произведениях, равно как и не обсуждаемые, замалчиваемые - это выбор эволюционного пути. И, конечно, велика ответственность публицистики за то, чтобы этот выбор был сделан человечеством в соответствии с критериями прогресса, а значит и с целью устойчивого развития. Опираясь на материал предыдущей главы, мы приходим к выводу о том, что выбор в пользу формирования гражданского общества как общества, обладающего способностью к устойчивому развитию, для журналистики будет выбором прогрессивным.

При этом она не выступает субъектом управления, принимающим управляющие решения. Ее дело - в организации публичного циркулирования информации между индивидами и структурами общества. Организация оперативного массового качественного информационного круговорота обеспечивает эффективную регулирующую и самоорганизующуюся деятельность и позволяет обществу устойчиво развиваться.

Механизм управления общественными процессами с помощью прессы весьма точно описывает М.В.Шкондин: «Обладая общественной способностью к тиражированию информационного продукта, пресса активно участвует в создании постоянного социального контакта между субъектами и носителями социальных отношений, входя в механизм функционирования общества. Внутреннее единство, автономность прессы по отношению к политике, ко всей системе субъективного фактора состоит в том, что она посредством тиражируемых информационных продуктов создает постоянное взаимодействие между компонентами указанных систем. Оно и есть интегральный продукт, ее системное качество».[9]

Применительно к концепции гражданского общества таким круговоротом информационных потоков мы, в первую очередь, можем назвать обеспечение информационного взаимодействия государственной и негосударственной сферы деятельности граждан буквально по всем вопросам организации жизни.

Таковы максимально возможные потенции журналистики как массово-информационной деятельности. Эти потенции в полной мере проявляются через функции, реализуемые журналистикой. Каковы эти функции и как именно они реализуются?

Под «функцией» понимается «способ действия, способ проявления активности системы, общий тип решаемых этой системой задач»[10]

Система журналистики решает два типа задач:

- внутренние (методологические), направленные на организацию работы самой системы, порождающей в результате своей деятельности определенный продукт - массовую информацию;

- внешние (социальные), которые характеризуют собой процесс взаимодействия массовой информации с обществом.

Массовая информация является основным элементом целостной системы журналистики. Как элемент системы она вступает во взаимодействие с другими элементами, обеспечивая тем самым процесс внутреннего функционирования этой системы. Функционирование как процесс означает согласованную работу внутриструктурных элементов, позволяющих системе осуществлять свой гомеостазис, создавать свой продукт, действие которого уже будет реализоваться во внешнем взаимодействии системы с другими системами.

Так, например, функционирование человека как системы обеспечивают пищеварительная функция, функция нервной, сердечно-сосудистой и других систем. Не будь этих внутренних функций, не было бы и их основного продукта – человека, а, значит, мы не могли бы говорить о каких-либо социальных функциях человека при его взаимодействии с окружающим миром.

Основным продуктом журналистики является, как мы уже выяснили, массовая информация. Минимальной единицей измерения для понятия «массовая информация» как продукта функционирования будет самый краткий вид сообщения - хроникальная информация. А процесс информирования, таким образом, будет минимальным действием в процессе функционирования журналистики.

Максимальные же усилия журналистики порождают аналитическую информацию, а процесс анализа будет максимальным действием в процессе функционирования журналистики как системы. Итак, мы можем сказать, что в процессе своего функционирования система журналистики реализует действия различной интенсивности, которые можно рассматривать в диапазоне от информирования до анализирования. Поскольку по природе своей это действия (способ проявления активности), то мы можем назвать их функциями – внутренними функциями системы «журналистика», представляющими собой определенные методологически обоснованные действия, приводящие к созданию главного продукта журналиста – массовой информации. Эти функции можно назвать методологическими функциями журналистики, которые, как сказано выше, подразделяются на информационные и аналитические.

Информационная функция журналистики представляет собой периодическую дискретную (разделенную на части) подачу кратких сообщений, отражающих реальные факты современной действительности. Такие сообщения, безусловно, должны обладать сущностными признаками массовой информации, описанными выше.

Аналитическая функция журналистики представляет собой постоянный процесс восприятия и осмысления предметов, явлений и процессов окружающей действительности и формулирование журналистского обобщения по их поводу. Естественно, что журналистское восприятие, осмысление и обобщение имеет свои особенности, определяемые все теми же сущностными качествами получаемого аналитического продукта – массовой информации.

Итак, реализовав информационную или аналитическую функции, и создав готовый продукт в виде информационного или аналитического текста, журналист получает массовую информацию, которая взаимодействует с внешней средой – обществом, выполняя при этом социальные функции.

Нам представляется необходимым рассмотреть реализацию социальных функций журналистики с онтологических позиций, то есть с позиций, обеспечивающих ей как системе выживание и развитие в любые времена и на любых территориях, что называется при любых внешних условиях. Для этого следует разобраться в ее собственных природных законах функционирования и в природных же взаимосвязях ее как системы с более широкой системой – обществом.

Природная цепочка взаимосвязей такова: картина мира – ее отражение в массовой информации – восприятие массовой информации сознанием индивида. Изобразим систему мироздания в виде окружности. Вертикальной линией, делящей окружность пополам, обозначим деление картины мира на мир идей (идеальная) – слева, и мир вещей (материальная) – справа. Далее изобразим сознание как систему в виде окружности, горизонтальной линией, делящей ее пополам, обозначим разделение сознания в зависимости от способа освоения информации на логическое – сверху и чувственное снизу.

Теперь совместим окружности. В результате взаимодействия массовой информации и сознания, которое ее воспринимает, общая объективная картина мира (идеальная и материальная) отражается в индивидуальном сознании на логическом и чувственном уровне.

Рис. 1 Отражение структурной картины мира в структуре сознания

Из рисунка видно, что мы получаем 4 сферы, в которых происходит взаимодействие внешнего мира и сознания: идеально-логическая и материально-логическая, идеально-чувственная и материально-чувственная. Верхние две представляют собой в совокупности осмысленную на логическом уровне картину мира, то есть мировоззрение. Нижние две – чувственную картину мира, представленную на уровне ощущений, то есть миросозерцание. Таким образом, можно сделать вывод о том, что массовая информация способствует становлению мировоззрения и миросозерцания своей аудитории. Отсюда вытекают и два типа функций журналистики. Мировоззренческие, цель которых дать аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы она могла составить себе целостное рациональное представление об идеально-материальном окружающем мире; И миросозерцательные, цель которых предоставить аудитории достаточное количество массовой информации, чтобы у нее возникло целостное чувственное мировосприятие. Естественно, что между этими двумя отраженными картинами мира нет пропасти: они возникают в сознании как целостное единство с органической взаимосвязью между собой.

Следует подчеркнуть, что способствовать становлению сознания никоим образом не означает манипулировать им. Ведь мы считаем, что массовая информация - это объективное отражение картины мира в полном объеме. Человеку необходима информация как пища для ума и чувств, чтобы он мог самостоятельно подумать и прочувствовать. Задача журналистики - предоставить ему эту пищу, причем именно в полном объеме. Это и означает, что журналистика призвана дать как можно более разностороннюю информацию о мире идей (идеологическую), об осмыслении реальности (культуры как цивилизации), о мире чувств (эмоцонально-психологическую) и об опыте реальной жизни (социально-бытовую).

Отсюда и название функций журналистики. Картину мира на уровне идей представляет с одной стороны, внутреннее духовное состояние человека, и, с другой стороны, внешнее выражение этого внутреннего состояния, которое проявляется в определенных символах в виде идеологии как некой совокупности идей. Таким образом, отражение этих процессов в массовой информации сообщает ей способность осуществлять духовно-идеологическую функцию в обществе. И, естественно, в интересующем нас гражданском обществе.

Картину мира на уровне реальных, материальных процессов представляет сама зримая реальность во всей ее целостности, которую мы определим как существующую культуру в самом широком значении этого понятия. Отражение реального уровня культуры в массовой информации и будет тем знанием о действительности, которое может быть фактически обосновано и верифицируемо. Будучи распространенным (внешне проявленным), это знание прольет свет для аудитории на окружающую действительность и позволит ориентироваться в ней. Так журналистика реализует свою культурно-просветительскую функцию. Так она обрисовывает реалии гражданского общества.

Эти две функции можно назвать мировоззренческими, поскольку они предоставляют человеку возможность сформировать свою логически осмысленную картину мира.

Чувственную картину мира на идеальном уровне представляют внутренние психологические процессы человека, которые проявляются вовне в виде эмоций. Эмоционально-психологическая картина мира, отраженная в массовой информации позволяет реализовать журналистике ее эмоционально-психологическую функцию. Надо отметить, что эмоционально-психологические характеристики гражданского общества, как и его идеи и реалии, имеют вполне конкретное содержание. Знания о том, какое эмоционально-психологическое состояние человека и общества способствует его устойчивому развитию, могут служить ориентиром для журналиста-гражданина.

Реальная картина мира, данная нам не логически, а через ощущения, через опыт (эмпирически) представляет собой картину нашего обыденного существования, то есть бытовую картину. Отражение в массовой информации реального опыта жизни индивида и его места в общей социальной палитре позволяет журналистике реализовать социально-бытовую функцию. Это конкретное бытописание особенно важно в реальной практике гражданского созидания.

Название всех функций не случайно состоит из двух понятий: одно из них отражает внутренние процессы, происходящие в человеке, другое обозначает их внешнее проявление. Таким образом, каждая из 4 частей общей картины мира получает целостную характеристику в совокупности ее внутренних и внешних свойств.

Однако массовая информация сможет реализовать все эти функции при условии, что она поступает к аудитории. Это означает, что предваряет вышеназванные функции коммуникативная функция журналистики, в задачи которой входит установка постоянной связи, в том числе и обратной, с аудиторией для регулярной передачи ей сообщений и получения откликов от нее. Эта функция реализуется на материальном уровне - как организация двустороннего канала передачи информации, и на идеальном – как передача самих сообщений.

Следует подчеркнуть, что вся территория СМИ – это по сути дела коммуникативная площадка с многочисленным числом участников. Участниками коммуникации, по замыслу природы СМИ, являются не только журналисты и узкий круг управленцев, но все желающие. Такое общение называют полилогическим или конвенциональным, реализующим принцип толерантности, благодаря которому плюрализм мнений может быть действительно представлен. Именно это и позволяет противостоять манипуляционным технологиям.

Итак, реализованная коммуникация во всех ее содержательных аспектах дает повод для изменений в среде, с которой взаимодействовала массовая информация. Таким образом, осуществляется организаторская функция журналистики как итог выполнения всей совокупности ее функций. Организаторская функция, так же как и коммуникативная, реализуется на идеальном и материальном уровнях. На идеальном она способствует эволюции сознания людей. А на материальном способствует изменению в поведении индивидов, групп, социальных институтов.

Измененная в результате журналистского воздействия действительность дает новый повод для коммуникации, поэтому процесс реализации функций журналистики носит циклический характер, а учитывая динамику процессов – спиралевидный. Такова совокупностьфункций журналистики, если рассматривать их на онтологическом уровне.

В идеале любой журналистский материал должен стремиться к реализации всей совокупности названных функций, хотя не исключено, что в каждом отдельном случае возможно превалирование тех или иных целей.

Графически взаимосвязь всех названных социальных функций журналистики можно изобразить следующим образом:

 

       
   
 
 
Рис. 2 Взаимосвязь онтологических функций журналистики.  

 

 


Результатом реализации функций журналистики будет определенный уровень осознания действительности аудиторией. Таким образом, можно сказать, что сознание аудитории есть не что иное, как ее знания о действительности. Высокий уровень развитости сознания означает, что приобретенные знания наиболее адекватны действительности и могут эффективно использоваться человеком на практике для достижения желаемых им результатов.

Поскольку массовая информация воспринимается массовой аудиторией, важными оказываются природные особенности процесса взаимодействия информации и сознания. Онтологическая сущность понятия «сознание аудитории» требует в связи с этим своего прояснения. Какова его структура, и какие преобразования происходят в ней в процессе восприятия и осмысления информации? В качестве базовой основы для этих рассуждений можно использовать схему, предложенную Е.П. Прохоровым, поскольку в ее основе явно просматривается онтологический подход.

Глубинным ядром сознания он считает мировоззренческие и миросозерцательные представления о целостной картине мира. Это чувственно-логический образ мироздания, единство научного знания о мире и его эмоционально-художественного восприятия, которыми обладает человек. И, поскольку такое знание отражает основные закономерности развития, оно включает в себя и прогноз на будущее, а потому может быть определено как знание о будущем времени. Чувственно-логический образ гражданина и гражданского общества как целостных систем, описываемый в нашей работе, может рассматриваться в качестве варианта такого знания.

Глубинное теоретическое ядро сознания постоянно сверяется с историческим сознанием, которое отражает уже прожитые, прошлые реальные процессы и может выступать как практический критерий истины теоретических представлений. В частности, произведенный нами исторический экскурс генезиса идеи и практики гражданского общества, позволяет говорить о наличии у человечества гражданского общества, сведения о котором отражены в историческом сознании.

Знание о настоящем, о текущей картине жизни в сознании аудитории присутствует в виде общественного мнения, которое выступает отражением происходящего, реакцией на него. Например, реальные процессы формирования гражданского общества, происходят в современной российской действительности, о чем и пойдет речь ниже. Эти процессы описываются в СМИ, отражая общественное мнение граждан по их поводу.

Сознание аудитории - комплекс представлений о мире, включающий в себя теоретическое ядро, историческое сознание и общественное мнение в совокупности как единство прошлого, настоящего и будущего. Его становление происходит, в том числе и при участии массовой информации из СМИ. Постепенно возникающий образ осознанной действительности дает основания человеку для определения собственной социальной позиции, активизация которой и приводит к реальному воплощению в жизнь его мыслительных моделей.

На схеме это можно представить так:

 

 


Рис. 3 Процесс становления сознания и преобразования социальной позиции в социальное действие.

Журналистика, как и любая информационная деятельность, изменяет действительность только через изменение сознания путем конвенциональной коммуникации. Таким образом, журналистика реализует свои функции через развитие среды. Направление этого развития мы уже обозначали как прогрессивное, устойчивое, а ближайшую цель как формирование гражданского общества, обладающего способностью к устойчивому развитию. Как видим, эта цель и эти направления совпадают с онтологической миссией журналистики.

Однако онтологические функции во всей их совокупности реализуются журналистикой как системой в рамках другой – более широкой системы – общества, и еще более широкой – мироздание. И, естественно, эти системы оказывают влияние на саму журналистику. Это влияние может быть благоприятным для реализации онтологических функций в полном объеме или неблагоприятным.

Роль прессы в становлении государственных отношений блестяще показана в работе Г. Тарда «Мнение и толпа», написанной более ста лет назад… Согласно теории Тарда, «каждому типу связи соответствует определенный тип социального общества».[11]

Реальные социальные роли журналистики формируются при взаимодействии двух начал: журналистики с ее онтологической сущностью и потребностей общества, в котором она функционирует.

1- онтологические функции журналистики 2- общество как заказчик 3- реальные социальные роли журналистики

 

 

Рис. 4 Схема формирования социальных ролей журналистики.

Итак, в идеале природная сущность журналистики, при взаимодействии с потребностями гражданского общества актуализирует такие социальные роли журналистики, которые будут способствовать формированию и укреплению гражданского общества во всей совокупности его признаков. И поскольку миссия журналистики по своим целям совпадает с целью гражданского общества социальные роли журналистики будут полностью совпадать с ее онтологическими функциями, и их логично будет именовать гражданскими ролями, а тип журналистики, их реализующей – гражданской журналистикой.

Когда же онтологические функции журналистики и запросы общества не совпадают, происходит лишь частичная реализация природных возможностей журналистики. Однако думается, не верно утверждать, что журналистика непременно будет ровно такой, каким является государство или общество, в котором она функционирует, то есть полным его отражением. В любом случае ее социальные роли хотя и формируются под влиянием общественных запросов, но все же одновременно проистекают и из ее природной сущности. И это понятно, ведь кроме отражательной способности ей еще от собственной информационной природы присуща способность к формированию нового содержания, то есть к управленческим и организаторским процессам.

Однако нам кажется, что современная российская журналистика в лице действующих СМИ в значительной части отреклась от использования своих природных возможностей и, рискуя собственной жизнеспособностью, подчинилась внешнему влиянию, отказавшись от своей сущности. Такая трансформация профессии привела к тому, что общество осталось без объективного оперативного информационного потока, что негативно сказалось и на его собственном развитии. Сегодня о России не приходится говорить как об устойчиво развивающемся государстве. Но иметь такое государство потребность остается, поэтому остаются и попытки реанимировать сущностное содержание журналистики.

Из сказанного очевидно, что мы имеем некий замкнутый круг зависимостей: журналистика и соответственно СМИ плохие потому, что плохое общество. Общество плохое потому, в частности, что плоха его самая массовая и оперативная информационная система – средства массовой информации. Однако, на наш взгляд, порочность круга возникает от отсутствия правильного системного взаимодействия.

Мы имеем дело с целостной общественной системой, которая включает в себя журналистику и ее СМИ как свою подсистему. Устойчивое функционирование системы возможно по закону взаимодействия части и целого лишь при условии совпадения их целей. Онтологические цели, такие как устойчивое развитие, у журналистики и общества в целом, разумеются, совпадают. Таким образом, сущностных противоречий между обществом и журналистикой не существует. А существует, скорее всего, непонимание в должной мере самих основ общественного бытия и природной сущности журналистики либо субъективное нежелание следовать им.

Журналистика в лице СМИ не может сегодня направлять общественное развитие к той цели, которая ею не осознана. Без этого осознания ее позитивная социальная роль в формировании гражданского общества не реализуется, а собственная природная сущность не проявится.

Определив возможности и функции журналистики, мы должны оценить и реальные роли СМИ на современном этапе развития в России. Сопоставив теоретически возможное и реально проявленное, можно оценить роль СМИ в формировании гражданского общества в России сегодня и говорить о наиболее эффективных путях дальнейшего развития их деятельности в этом направлении. Именно такие задачи нам предстоит решить во второй главе нашего исследования. А оценка современного состояния гражданского общества в России по выделенным нами сущностным признакам этого понятия позволит сформулировать информационную политику СМИ по данной проблеме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.