Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Межгрупповые отношения




Наименее изученным вопросом в психологии малой группы остается вопрос межгрупповых отношений. Одна из причин этого – включенность этого вопроса в сферу социологического знания; эта проблема, по большей части, рассматривается вне психологического контекста. Отдельные вопросы межгрупповых отношений, такие как агрессия и установки, изучаются в рамках других сфер социальной психологии. Необходимость выделения области межгрупповых отношений в социальной психологии диктуется усложнением общественной жизни, где межгрупповые отношения оказываются ареной для этнических, классовых и других конфликтов. Проблема начала изучаться с 50-х годов XX века. В настоящее время на Западе эту проблему разрабатывают В. Дуаз и С. Московичи. Самые ранние экспериментальные исследования в этой сфере были проведены М. Шерифом (1954) в американском скаутском лагере.

Наиболее частый предмет социально-психологического исследования в этой области – эффект ингруппового фаворитизма. Суть эффекта заключается в тенденции каким-либо образом благоприятствовать членам собственной группы в противовес членам другой группы. Это может проявляться как во внешне наблюдаемом поведении, так и в процессах социального восприятия, например, при формировании мнений, оценок, суждений и т.п., относящихся к членам собственной и других групп.

Эти эффекты могут действовать в самых разных ситуациях и на разных уровнях социального взаимодействия, как бы устанавливая в любом случае «демаркационную линию» между теми людьми, которые по каким-либо критериям определяются как «свои» или «чужие «В определенных условиях этот эффект приобретает большую выраженность и приобретает массовые масштабы, при этом может стать источником возникновения напряженности, враждебности, вплоть до открытых конфликтных столкновений» [2].

Мотивационный, ситуационный и когнитивный подходы по-разному объясняют причины межгрупповой враждебности.

Мотивационный подход (З. Фрейд) постулирует неизбежность аутгрупповой враждебности и определяет враждебность как функцию поддержания сплоченности и стабильности группы. Механизмом формирования враждебности к чужим и привязанности к своим, согласно этому подходу, является врожденная агрессивность как следствие эдипова комплекса. В мотивационном подходе разрабатываются проблемы эмоциональной идентификации с лидером и враждебности, как следствия внутренних напряжений в группе, то есть отношение к другим группам рассматривается как отражение ее внутренних проблем.

Ситуационный подход (М. Шериф) в качестве причин межгрупповых конфликтов изучает факторы непосредственного взаимодействия между группами. Эксперименты М. Шерифа легли в основу реалистической теории межгруппового конфликта. Согласно ей, враждебность возникает как следствие реального конфликта интересов между группами. Этот конфликт был в прошлом или может предполагаться. Реальная угроза такого конфликта обусловливает: враждебность отдельных членов группы к источнику угрозы, который находится в другой группе; повышение внутригрупповой солидарности; более полное осознание своей групповой принадлежности; повышение непроницаемости границ группы (группа становится более закрытой); понижается степень отклонения индивида от групповых норм; повышение меры наказания за нарушение этих норм, вплоть до изгнания из группы.

Когнитивный подход (Г. Тэджфел, Дж. Тернер) решающую роль в межгрупповых отношениях отводит когнитивным установкам групп относительно друг друга. В традициях этого подхода рассматривать познавательные категории. В русле межгруппового взаимодействия это категории МЫ и ОНИ, присутствующие у каждого человека и очень рано появляющиеся в онтогенезе. По определению Г. Тэджфела «Группа – это когнитивная реальность, значимая для индивида в данный момент» [по 2]. В соответствии с этим выделяют компоненты чувства групповой общности: осознание групповой принадлежности; оценка этого факта как положительного или отрицательного и эмоциональное переживание факта принадлежности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.