Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые требования




Основания проведения осмотра места пожара

Основание, цели и порядок производства любого вида осмотра регламентируется статьями 176, 177 УПК РФ.

Юридическим основанием проведения осмотра места пожара являются:

- рассмотрение сообщения о преступлении, связанном с пожаром (проведение проверки в соответствии со ст. 144 УПК РФ);

- наличие в связи с пожаром возбужденного уголовного дела.

Фактическим основанием проведения осмотра является необходимость выяснить и процессуально закрепить обстановку места происшествия (пожара).

Таким образом, проведение осмотра места пожара будет законным только после получения в установленной УПК РФ процессуальной форме сообщения о преступлении (заявления о преступлении, явки с повинной, рапорта об обнаружении признаков преступления) или возбуждения уголовного дела.

УПК РФ, введённый в действие с 01.07.2002 г., в целях защиты конституционных прав граждан предусматривает определенные ограничения на проведение осмотра.

Так, ч. 4 ст. 164 УПК РФ устанавливает, что при производстве следственных действий недопустимо применение насилия, угроз, иных незаконных мер, а равно создание опасности для жизни и здоровья, участвующих в нём лиц.

Статья 165 УПК РФ определяет случаи и порядок получения судебного разрешения на производство следственного действия (до 1 января 2004 г. данный вопрос разрешал надзирающий прокурор).

В частности, если лица, проживающие в жилище, возражают против его осмотра, необходимо возбудить перед судом с согласия прокурора соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление (форма постановления утверждена приложением 83 к УПК РФ) (Закон Российской Федерации от 04.07.2003 г. № 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"). Постановление должно мотивированно излагать причины необходимости проведения осмотра жилища. До 01.01.2004 г. вместо постановления о возбуждении перед судом ходатайства о разрешении производства осмотра жилища выносилось постановление о производстве осмотра жилища, согласованное с прокурором. Форма указанного постановления утверждена Приложением 82 к УПК РФ [ 7 ].

Возражение против проведения осмотра жилища должно быть документально зафиксировано. Форма отказа от осмотра законом не регламентирована, поэтому наиболее предпочтителен вариант, когда проживающие лица самостоятельно, в письменном виде, заявляют об отсутствии своего согласия на осуществление осмотра.

В случае если указанные лица возражают против осмотра и при этом отказываются как-либо это оформлять документально, следует пригласить понятых и составить акт об отсутствии согласия на осмотр жилища проживающих в нём лиц. Акт составляется в произвольной форме, но должен иметь необходимые реквизиты:

- время, место, должность, фамилия, инициалы сотрудника ГПС;

- Ф.И.О. понятых, а также проживающих в жилище (если данные их установлены);

- подписи должностного лица ГПС и понятых.

В акте указываются юридические и фактические основания проведения осмотра (см. выше) и отражается факт отказа от проведения осмотра.

Не позднее чем через 24 ч с момента поступления в суд ходатайства оно рассматривается с вынесением постановления о разрешении производства или об отказе в производстве осмотра с указанием мотивов отказа.

В исключительных случаях осмотр может быть произведён и без получения судебного решения на основании постановления о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. Форма постановления утверждена Приложением 84 к УПК РФ [ 7 ]. При этом в течение 24 ч с момента начала производства осмотра об этом уведомляется судья и прокурор. К уведомлению прилагаются копии постановлений о производстве осмотра и протокола осмотра. Форма уведомленияутверждена Приложением 85 к УПК РФ [ 7 ].

Судья в 24-часовой срок проверяет законность произведённого осмотра и выносит постановление о его законности или незаконности. В случае признания осмотра незаконным все полученные в ходе осмотра доказательства (протокол осмотра, изъятые предметы, информация, зафиксированная с помощью технических средств и т.п.) признаются недопустимыми (незаконными), не имеющими юридической силы.

Подчеркнём, что указанный выше порядок принудительного осмотра жилища применим не только в случае, когда уже возбуждено уголовное дело, но и на стадии предварительной проверки.

В ситуации, когда проживающие в жилище лица не возражают против проведения его осмотра, следует сделать об этом запись в протоколе осмотра, например, в графе, где указываются участвующие лица.

В других случаях (т.е. осмотре любого иного объекта, кроме жилища) принуждение недопустимо. Например, если руководитель предприятия, учреждения, организации возражает против проведения осмотра и не пускает на место пожара сотрудников ГПС, производство осмотра будет незаконным. В случае необходимости осмотра выходом из создавшегося положения может быть (при наличии соответствующих оснований) производство обыска в порядке ст. 182 УПК РФ. Основанием производства обыска, в соответствии со ст. 182 УПК РФ, является "наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела". На месте преступления, связанного с пожаром, могут быть орудия преступления и иные предметы, имеющие значение для дела. Однако нельзя забывать, что производство обыска возможно только при наличии возбужденного уголовного дела. В этом случае проведение обыска позволит изучить и закрепить обстановку, осуществить поиск и изъятие предметов, веществ, материалов, необходимых для установления истины, т. е. фактически достичь целей осмотра.

Формы процессуальных документов, фиксирующих производство указанных действий, утверждены следующими приложениями к УПК РФ: протокола осмотра места происшествия - приложением 4, протокола осмотра жилища, иного помещения, местности - приложением 86, постановления о производстве обыска - приложением 77, протокола обыска - приложением 80 [ 7 ],




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 484; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.