Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основной вопрос философии и его аспекты




 

Ignorant: А теперь меня интересует, в каких формах существует философское знание, иными словами, как можно упорядочить все многообразие философских концепций, взглядов, направлений.

Doctor: Разные формы философского знания существуют в истории и культуре в виде различных традиций, школ и направлений, полемизирующих друг с другом и несущих на себе отпечаток той или иной культуры, исторической эпохи и личности мыслителей. Философская традиция – это определенный тип философствования, характерный для той или иной культуры, культурно‑исторической эпохи или широкого сообщества мыслителей. Каждая философская традиция обладает своим набором излюбленных тем, проблем и вопросов, а также неким общим алгоритмом их решений.

Ignorant: А какие существуют философские традиции?

Doctor: На самом деле их очень много. Вот один пример философской традиции, представленной широким сообществом мыслителей, – позитивизм. Позитивизм, поставивший задачу «онаучивания» философии, придания ей статуса строгой и эмпирически достоверной дисциплины, несомненно, является философской традицией, объединившей в своих рядах мыслителей и ученых разных стран и имевшей в своей истории несколько теоретических школ (например, «первая волна позитивизма», «вторая волна позитивизма» (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм)[33].

Ignorant: Ты упомянул философские школы. Поясни, что это такое.

Doctor: Что касается школ, то каждая значительная философская традиция объединяет школы, которые суть концептуально различные способы осмысления и решения тех или иных мировоззренческих проблем в рамках единой для данной традиции мыслительной и духовной парадигмы (от греч. paradeigma – пример, образец).

Ignorant: Наверняка представители разных философских традиций и школ ведут между собой споры по ключевым философским проблемам.

Doctor: В рамках современной культуры, пожалуй, уже нет места для ожесточенных философских диспутов. Но теоретическая и духовная борьба внутри одной мыслительной традиции и между традициями – одно из основных условий развития философской мысли. Вследствие этого философия подразделяется не только на традиции и школы, но и на различные направления и течения. Философские направления оказываются как бы сквозными: как правило, они выходят за рамки традиций и школ. К примеру, материализм и идеализм есть наиболее известные и широкие направления в философии, борющиеся друг с другом в различных культурах и эпохах. Могут выделяться и более мелкие философские группировки, объединяющие мыслителей по какому‑либо концептуальному критерию. Сенсуализм (эмпиризм) и рационализм представляют собой разные течения в теории познания, отличающиеся друг от друга решением вопроса об источнике познания и критерии истины. Автономная и гетерономная этика по‑разному решают вопрос об основаниях морали и источнике морального сознания.

Ignorant: А можно ли в философии выделить одну стержневую проблему, которая является неким водоразделом между философскими направлениями и течениями?

Doctor: Таким водоразделом может служить самая большая многоплановая проблема «мир – человек». Она, по сути, универсальна и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии.

Ignorant: А что включает в себя этот «определенный смысл»?

Фридрих Энгельс: Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные стороны. Первая – это ответ на вопрос, что первично, а что вторично: бытие или мышление, природа или дух. Вторая – вопрос о познаваемости мира, т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие универсума. Многие отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те же, кто отрицает принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками [34].

 

Энгельс Фридрих (1820–1895)

 

Doctor: Ответом на основной вопрос философии можно считать четыре главных направления философской мысли. Это материализм, идеализм, дуализм и философия тождества. Сразу отмечу, что данная классификация весьма условна, и у нее только одна «школьная» цель – удобство систематизации философского знания. На самом деле любая по‑настоящему глубокая философская концепция универсальна, и ее трудно «ограничить» четко определенными рамками философского направления. Об этом необходимо помнить всегда, обращаясь к творчеству того или иного философа.

Ignorant: Хорошо. Начнем с материализма.

Doctor: Понятие материального является одним из важных философских понятий. Материальное в философии – это все то, что воспринимается нашими органами чувств, а также имеет физические качества или свойства. Совокупность всего материального называется в философии материей.

Ignorant: Я не совсем тебя понимаю. Означает ли это, что материя – это некое «первовещество», из которого состоят все материальные объекты?

Doctor: Раньше действительно считалось, что материя и мировое вещество – это одно и то же. Материю, конечно же, можно назвать веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя – это все, что существует вне нас и независимо от нас, т.е. объективно, а также воспринимается или нашими органами чувств, или какими‑либо техническими приспособлениями (приборами) и при этом имеет физические качества и свойства.

Ignorant: Тогда материя – это, в принципе, любой физический объект или явление?

Doctor: Ты делаешь слишком поспешные обобщения. Абстрактные понятия нельзя сводить к простой наглядности, ведь при этом зачастую теряется их глубокой смысл. Материя очень широкое понятие; материя вообще, в виде какого‑либо предмета или объекта, который можно было бы потрогать или увидеть, не существует.

Ignorant: Что же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира?

Doctor: Он является разновидностью, или формой, материи. Таким образом, материя существует не в виде какого‑то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного многообразия своих форм.

Ignorant: Хорошо. А в чем заключается основная идея материализма, его credo?

Doctor: Основная идея материализма состоит в том, что материя ниоткуда не взялась и никогда не может исчезнуть, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром. Для материи характерны различные уровни сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание, а также мышление.

Ignorant: Но ведь мысль не является материальной, ее нельзя воспринять органами чувств, она не обладает никакими физическими свойствами!

Doctor: Все, что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств, называется в философии идеальное, т.е. противоположное материальному. Мысль, следовательно, идеальна, но она продукт мозга, а мозг – это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи – мозга, там не может быть ничего идеального. Все эти утверждения являются материалистическими, а их сторонники называются материалистами.

Ignorant: Интересно, а как в таком случае материалисты относятся к таким понятиям, как «Бог» или «бессмертная душа»?

Doctor: С точки зрения материализма – это всего лишь человеческие мысли, образы нашего сознания, фантазии разума, который может породить какой угодно идеальный объект, не существующий на самом деле. Таким образом, с точки зрения материализма нет ни Бога, ни бессмертной души, ни прочих религиозных объектов.

Ignorant: А что же есть?

Doctor: Как что? Материя! С точки зрения материализма, материя бесконечна не только во времени и пространстве, но также в своих свойствах или качествах, а значит, бесконечно наше познание окружающего мира. Полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда. Однако главное не в этом, а в том, что мы можем познавать мир, и ничто не мешает нам делать это. Поскольку материальный мир бесконечен, то всегда будут оставаться вещи непознанные, но нет и не может быть вещей, непознаваемых вообще. Ведь в мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного познанию.

Ignorant: Назови имена философов, которых можно назвать материалистами.

Doctor: Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII в. Жюльен Офре де Ламетри, Клод Адриан Гельвеций, Поль Анри Гольбах, а также немецкий философ XIX в. Людвиг Андреас Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен именами Карла Маркса и Фридриха Энгельса – немецких философов XIX в., рассматривающих материю как единственную реальность, бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к саморазвитию.

Ignorant: Меня все‑таки продолжает волновать вопрос о соотношении материи и сознания. Если сознание существует только там, где есть высокоорганизованная материя, значит, можно сделать вывод, что сознание тоже материально. Ведь недаром ученые решают проблему создания искусственного интеллекта. Как ты считаешь, допустима ли возможность создания искусственного мозга, обладающего такой же структурой, как нормальный человеческий мозг? Я считаю, что да.

Doctor: Ну и как это по‑твоему можно сделать?

 

Ламетри Жюльен Офре де (1709–1751)

 

Ignorant: Например, органические нейроны человеческого мозга мы будем постепенно заменять на искусственные и в конце концов не оставим ни одного органического нейрона. Что произойдет? Если человек останется тем же самым, значит, искусственный интеллект возможен.

Doctor: Однако не стоит забывать, мой друг, что машина в состоянии лишь искусно имитировать разумность, но подлинного разума и понимания у нее нет. Вот, например, эксперимент, названный «Китайская комната». Человеку, не знающему китайского языка, дается набор карточек, на которых изображены китайские иероглифы. К карточкам прилагается инструкция, объясняющая, как комбинировать символы или наборы символов между собой. Человек комбинирует карточки, пользуясь инструкцией. Китаец же видит, что напротив карточек с вопросами человек кладет карточки с правильными ответами. У него создается впечатление, что человек знает китайский язык.

Жюльен Офре де Ламетри: Господа, но позвольте обратить ваше внимание на то, что людей ведь тоже можно представить как искусно функционирующие механизмы. Если мы досконально изучим механику человеческого тела, то мы получим доступ к пониманию чувственной и мыслительной деятельности человека[35].

Doctor: Вы отчасти правы, сознание действительно можно свести к поведенческим предрасположенностям человека. Это тезис бихевиоризма (от англ. behaviour – поведение). Практически все факты поведения человека можно точно установить и описать, без необходимости «понимать» скрывающиеся за ними внутренние психические процессы.

Ignorant: Тогда получается, что мы отказываем искусственному интеллекту в праве на существование, потому что полагаем, что в машину нужно поместить какой‑то таинственный «дух»‑сознание. Однако если сознание есть множество поведенческих предрасположенностей, то внешнее поведение не обусловлено никаким таинственным «духом». Если в машину заложить программу всех поведенческих предрасположенностей человека, то мы, по сути, смоделируем сознание.

Doctor: Допустим. Но ответь мне тогда на такой вопрос: а есть ли сознание у зомби? Физически он выглядит, как мы, передвигается, выполняет какие‑то действия, но внутренней жизни в нем нет.

Ignorant: Действительно, ведь зомби на то и зомби, что он не в состоянии самостоятельно принимать решения, он несвободен, он просто запрограммирован.

Doctor: Но ведь такому существу сознание не нужно. Следовательно, то, что ты называешь сознанием (совокупность всех поведенческих предрасположенностей человека), таковым не является.

Ignorant: Но гляди. Поскольку сознание способно влиять на физические процессы (например, я пишу письмо), а на физические процессы оказывают влияние только тождественные им физические факты, следовательно, факты сознания и физические процессы в моем теле – это одно и то же. Или, иными словами, факты сознания – это тоже физические факты.

Doctor: Но друг мой, в том‑то и дело, что сознание невозможно выразить в физических терминах, потому что оно не сводится к совокупности физических фактов. Поэтому помимо физических фактов существуют еще особые ментальные факты.

Ignorant: И как же ты мне это докажешь?

Doctor: Представь себе человека, который всю жизнь прожил, нося особые черно‑белые линзы. Он всю жизнь изучал строение мозга, в частности, особенности восприятия цвета, досконально изучил все процессы физического и химического свойства, которые происходят в мозге в момент восприятия цвета у нормальных людей, но так и не понял, что такое цвет? Чем, например, красное отличается от синего. И вот однажды ему сняли черно‑белые линзы. Человек был поражен, он испытал новые неведомые доселе ощущения цвета. Ему стало все понятно, а прежние знания ему оказались совсем не нужны.

Ignorant: Ладно, док, оставим пока эту тему. Думаю, сейчас самое время разобраться, в чем же суть концепций идеализма.

Doctor: Хорошо. Идеализм является противоположным материализму философским воззрением. Если совокупность всего материального называется в философии материей, то совокупность всего идеального называется, как правило, сознанием.

Ignorant: Мы уже об этом говорили. Под сознанием подразумевается человеческий разум.

Doctor: Однако это материалистическая точка зрения, согласно которой мышление, разум, духовная жизнь есть только там, где есть человек и его мозг. Философский идеализм говорит о том, что сознание есть не только у человека, а вернее, человеческое сознание – это маленькая часть мирового сознания. Здесь этот термин обозначает некое духовное, разумное начало, находящееся вне человека и не зависящее от него. Это мировое сознание можно назвать божественным, т.е. сознанием Бога, его также можно назвать мировым разумом или абсолютной идеей (как это сделал немецкий философ XIX в. Гегель).

Ignorant: В чем же в таком случае состоит credo идеализма?

Doctor: Главным утверждением идеализма является мысль о том, что сознание вечно, несотворимо и неуничтожимо. Это первоначало мира, которое порождает, создает или творит все материальное, физическое, телесное, чувственное. Таким образом, с идеалистической точки зрения сознание первично, а материя вторична, она существует только на базе сознания, благодаря ему и после него. А это значит, что все материальное – это проявление, воплощение или инобытие (иная форма существования) идеального.

Ignorant: Чем же в таком случае является человеческий разум?

Doctor: Идеалистическая философия говорит о том, что человеческое мышление, или разум, – это малая частица мирового сознания, которая является как бы «божьей искрой», находящейся в любом человеке. Поэтому познание мира, представляющее собой бесконечное сознание, вполне возможно, ведь в нас представлена его частица, с помощью которой мы можем приобщиться к нему.

Ignorant: Материализм тоже говорит о возможности познания.

Doctor: Тем не менее пути познания мира в материализме и идеализме совершенно различны. Материалисты говорят о том, что надо наблюдать окружающую реальность (во многом с помощью органов чувств) и постепенно проникать в ее тайны, открывать ее законы, а идеалисты предлагают, как правило, игнорировать материальный, физический мир, так как он вторичное и неподлинное существование, напрямую устремлять свои мысленные взоры к первичному и настоящему существованию – мировому сознанию, одним только умозрением (а не органами чувств) постигая его вечные истины.

Ignorant: Кого же из философов мы можем назвать идеалистами?

Doctor: Яркими представителями идеализма были древнегреческий философ Платон и немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель. Так, Платон говорил, что все видимые нами вещи физического мира – это всего лишь отражения или тени бестелесных идей (эйдосов), находящихся в высшей и невидимой сфере, а Гегель утверждал, что материальная, или чувственная, природа – это в иной форме существующий мировой разум, и называл ее застывшей мыслью.

Ignorant: Итак, материализм и идеализм – это противоположные друг другу философские воззрения. Но неужели в философии никогда не предпринималась попытка как‑то примирить эти две крайности, найти какое‑то среднее, компромиссное решение проблемы? Материализм объявляет первопричиной мира материю, а идеализм – сознание. А нельзя ли утверждать, что и материя, и сознание являются одновременно двумя равноценными первоначалами, что мироздание имеет как бы двойственную природу – одна его часть материальна, а другая идеальна?

Doctor: Есть и такое. Такое воззрение называется дуализмом и говорит о том, что и материя, и сознание существуют вечно и параллельно друг другу, т.е. ни одно из них не может быть причиной или следствием другого. Каждое представляет собой полноценное мировое начало.

Ignorant: Приведи мне какие‑нибудь примеры дуалистических концепций.

Doctor: По учению древнегреческого философа Аристотеля, материя – это грандиозное строительное вещество, лишенное каких‑либо очертаний, качеств или свойств, а идеальное из этого бесформенного материала создает конкретные вещи со всеми их свойствами. Идеальные сущности, которые он называл формами, являются как бы образцами, или эталонами, и, попадая в какой‑нибудь бесформенный кусок материи, превращает его в некую определенную вещь. Любой предмет мира, говорит Аристотель, – это единство материи и формы, это часть материи, приведенная с помощью идеальной формы в нормальное состояние. В философии был другой вариант дуализма, предложенный французским философом XVII в. Рене Декартом, который утверждал, что одновременно существуют два равноценных мировых начала – духовное и материальное. Основным свойством первого является мышление, а второго – протяженность. В мире есть и то и другое, причем существуют эти два начала вечно, и ни одно из них не возвышается над другим.

Ignorant: Ты знаешь, мне кажется, что дуализм не снимает самый главный вопрос – вопрос о происхождении материального и идеального. Если этих начал два, значит, они порождены или созданы неким третьим. Что оно собой представляет? Если нечто материальное, тогда дуализм превратится в материализм, а если нечто идеальное, тогда он станет идеализмом, а если же ни то и ни другое, тогда – что? Не отвечать на этот вопрос нельзя, а ответить на него довольно сложно, потому что не вполне понятно, что еще может быть, кроме материального и идеального.

Doctor: Ты правильно мыслишь. Действительно, если материя – это полная противоположность сознания, как считают и материалисты, и идеалисты, то мы можем спросить первых, каким образом из материи может произойти то, чего в ней нет, а идеалистам адресовать вопрос, как может сознание породить свою полную противоположность, создать то, что в нем никоим образом не содержится. И в том и в другом случае получается, что нечто происходит из ничего. Для пояснения приведу пример. Ответь мне, любезный, может ли из камня вырасти дуб?

Ignorant: Что за фантазия?! Конечно же, не может.

Doctor: А из желудя может вырасти дуб?

Ignorant: Ну может. И что дальше?

Doctor: А почему?

Ignorant: Это же элементарно. Потому что желудь сам продукт дуба, в нем дуб как бы уже содержится, или запрограммирован.

Doctor: Таким образом, если нечто одно каким‑либо образом содержится в другом, то первое вполне может из второго произойти. Значит, если сознание, как считают материалисты, происходит из материи, то оно в ней изначально содержится. И наоборот, если материя, как считают идеалисты, происходит из сознания, значит, она в нем так или иначе представлена.

Ignorant: То есть ты хочешь сказать, что материя и сознание, как желудь и дуб, не разные вещи, а в конечном итоге одно и то же, а вернее, они разные проявления, или состояния, или формы чего‑то одного, единого.

Doctor: Да. Это единое можно назвать бытием, или вечным существованием, или еще чем‑нибудь в этом роде. Воззрение, по которому материя и сознание тождественны друг другу, называется философией тождества. Оно противостоит и материализму, и идеализму. Рассматривая материальное и идеальное как одно и то же, философия тождества снимает вопрос о первичности. Нельзя спрашивать, что было раньше – материя или сознание, точно так же, как нельзя спрашивать, что было раньше – желудь или дуб, курица или яйцо. Будучи тождественными, материя и сознание как бы плавно перетекают, или переходят, друг в друга, и никакой границы между ними нет.

Ignorant: Концепции каких философов можно отнести к этому направлению?

Doctor: Одним из представителей философии тождества был нидерландский философ XVII в. Бенедикт Спиноза, который говорил, что существует только одно мировое начало. Им является Бог, или природа. Причем Бог (духовное, идеальное) и природа (физическое, материальное) – это одно и то же в учении Спинозы. Точку зрения философии тождества также разделял немецкий философ XVIII–XIX вв. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг, который утверждал, что первичным не было ни материальное, ни идеальное, что и то и другое – это потенции (скрытые возможности, качества, свойства) природы, которые она в своем вечном существовании периодически проявляет и реализует. Говоря иначе, природа изначально содержит в себе и материальное, и идеальное и может порождать в разное время и в различных местах как то, так и другое.

 

Советуем подумать:

 

Почему философию можно определить как специфическую форму духовной культуры, не сводимую ни к одной из других ее форм?

Почему философские вопросы называют вечными?

Раскройте содержание понятия «метафизика». Почему оно является одним из наиболее важных философских понятий?

Какие вопросы и проблемы, на ваш взгляд, вытекают из противоречий субъекта и объекта?

 

Советуем прочитать:

 

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Н.А. Бердяев. Философия свободного духа. – М., 1994.

Вольф Р. О философии. – М., 1996.

Декарт Р. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках // Р. Декарт. Соч.: В 2 т. – М., 1989. – Т. 1.

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1992.

Ортега‑и‑Гассет Х. Что такое философия? – М., 1991.

Ясперс К. Введение в философию (любое издание).

 

 

Глава 2.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 800; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.