Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура и быт в XVII веке




Развитие культуры в XVII в. определяли две тенденции. Первая состояла в том, что культура становилась более светской как по формам и жанрам, так и по содержанию. Вторая — в преодолении этнической замкнутости, восприятии достижений Западной Европы, славянских народов, православного Востока.

Грамотность и книжность в XVII в. выходят далеко за пределы монастырей и архиерейских домов, становятся достоянием широких слоев дворянства и горожан. Огромную роль в распространении книжности сыграл Московский Печатный двор, превратившийся в крупнейшее полиграфическое предприятие, выпускавшее большими тиражами многие десятки книг и брошюр, находивших сбыт во всех концах России. В основном это была духовная литература, предназначенная для мирян, а также учебники. Продолжалась и традиция рукописных книг. Теперь это были многочисленные сборники, составляемые и переписываемые любителями из знати, горожан, приказных людей.

До середины XVII в. обучение грамоте и письму проводилось в индивидуальном порядке, в основном лицами духовного звания. После воссоединения с Украиной Россия приобрела крупнейший в православном мире центр образования — Киевскую духовную академию, в которой обучение давалось по образцу европейских университетов. Ученые украинские монахи заняли высокие посты в церкви и при дворе. Воспитателем сыновей Алексея Михайловича стал выпускник Киевской академии Симеон Полоцкий, поэт и философ. Именно он открыл в Москве в 1665 г. первую школу, позже была открыта школа при Печатном дворе, а в 1685 г. ученые-греки братья Лихуды начали занятия в Московской славяно-греко-латинской академии. Для второй половины XVII в. характерно усиление интереса к иностранным языкам, именно греческий и латынь были главными предметами в новых школах, многие представители знати овладевали языками самостоятельно. Знание латыни открывало для русских людей доступ ко всем культурным достижениям Европы.

Для архитектуры XVII в. характерно широкое распространение строительства из камня и кирпича. В первой половине столетия в церковном зодчестве господствовал русский теремный стиль, в котором использовались мотивы традиционной деревянной архитектуры, а завершения храмов и колоколен имели форму шатров. Наибольшее количество храмов подобного облика сосредоточено в Ярославле и его окрестностях. В Казани к русскому теремному стилю относятся Введенский храм и колокольня Иоанно-Предтеченского монастыря. Однако строительство шатровых храмов было запрещено патриархом Никоном («шатры» были сохранены только при строительстве колоколен).

Во второй половине века формируется стиль «московское барокко», в котором уже явно видно влияние западноевропейской архитектуры. Этот стиль господствовал в церковном зодчестве вплоть до середины XVIII столетия. В XVII в. из камня строятся не только храмы, но и общественные здания (например, сохранившиеся Кремлевские палаты) и дома знати.

Европейское влияние активно проникает и в живопись. Иконы и фрески XVII в. отличаются от более древних наличием светотеней, более близкими к естественным цветам красками, приближением к реальным пропорциям в изображении лиц и тел. Распространенным в живописи становится жанр «парсуны» (портрета). Наиболее ярко это проявилось в творчестве Симона Ушакова, чьи иконы и фрески и сейчас украшают Успенский и Архангельский соборы в московском кремле.

60-е годы XVII в. стали временем основания русского театра. Пьесы на библейские сюжеты ставились при дворе Алексея Михайловича, а также в московских школах.

Намного быстрее, чем в традиционные формы культуры, заимствования с Запада проникали в быт состоятельных людей. Европейские ткани, посуда, оружие, напитки и продукты стали повседневными деталями жизни. В 70-80-е годы XVII в. многие москвичи носили одежду польского или немецкого покроя, брили бороды, стены внутренних помещений их домов были оклеены обоями, украшены пейзажами, натюрмортами и статуями.

Подводя итоги, следует отметить, что в отличие от времен Петра I в XVII в. сближение с Европой проходило постепенно, без принуждения и без разрушения традиционных структур форм и жанров. Не возникало в XVII в. и обычного для последующих эпох противостояния старого и нового.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1088; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.