Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 67. Краткие сведения из истории тифлопедагогики




Вопрос 66. Предмет и задачи тифлопедагогики

 

1. Тифлопедагогика (от греч. ГуМох — слепой) - отрасль специальной педагогики, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с нарушением зрения — слепых и слабовидящих.

К лицам с нарушением зрения относятся:

слепые с полным отсутствием зрения и с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу; слабовидящие со сниженным зрением от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с оптической коррекцией; с косоглазием и амблиопией.

Предмет тифлопедагогики - теория и практика воспитания и обучения слепых и слабовидящих.

Основные задачи тифлопедагогики:

педагогическое изучение слепых и слабовидящих; разработка научных основ компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении;

определение условия формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушений функции зрения;

разработка содержания, методов и организации воспитания и обучения слепых и слабовидящих;

внедрение результатов научных исследований в практику социального образования лиц с нарушениями зрения;

совершенствование технических средств коррекции и компенсации нарушенных зрительных функций;

совершенствование педагогической работы, направленной социальное адаптирование и социально-профессиональную реабилитацию лиц с нарушениями зрения.

 

1. Основоположником тифлопедагогики является французский педагог В. Гаюи который в 1784г. организовал первое учебное заведение для слепых (Париж),

На рубеже XVIII—XIX вв. школы для слепых были созданы в Австрии, Великобритании, Германии, США. Дети с нарушениями зрения обучались письму, чтению, счету, примитивным ремеслам и музыке.

Выдающийся французский тифлопедагог Луи Брайль (1809—1852) разработал в 1829 г. рельефный шрифт для слепых, широко используемый во всем мире.

Брайль был талантливым музыкантом, преподавал музыку слепым. В 3-лстнем возрасте он потерял зрение, воспитывался в Парижском национальном институте слепых, где впоследствии обучал детей с нарушениями зрения.

Кроме букв и цифр, Брайль на основе тех же принципов разработал нотописъ.

Первой книгой, изданной по системе Брайля, была "История Франции" (1837), Учебник арифметики для слепых появился 1838 г.

Из многочисленных рельефных и рельефно-точечных алфавитов, создававшихся для незрячих (Д. Галл, Т. Лукас, В. Мун, И. Барбье и др.), шрифт Л. Брайля оказался наиболее рациональным для письма и чтения, обозначения цифровых и нотных знаков.

Ныне он является основным кодом для слепых при использовании компьютерной техники. Во многих зарубежных странах на его базе создается скоропись, так как по сравнению с письмом и чтением зрячих письмо и чтение по Брайлю более замедленны.

2. Первая российская школа для слепых была открыта в Петербурге в 1807 г. французским тифлопедагогом В. Гаюи, приглашенным в Россию Александром I.

Развитие тифлопедагогики и системы образования слепых связано с именами К.К. Грота и А.И. Скребицкого.

Воспитанники школ для слепых получали образование в объеме 3—4 классов и ремесленную подготовку. Обучением было охвачено 4—5% слепых детей.

В СССР воспитание и обучение детей с глубокими нарушениями зрения были включены в общегосударственную систему народного образования.

В 1928 г появились первые специальные школьные программы для слепых.

Большой вклад в развитие отечественной тифлопедагогики и тифлопсихологии внесли М.И. Земцова, Б И. Коваленко, А.С. Ганджий, Н.Г. Кранковская, Л.И. Солнцева, А.Г. Литвак, В. П. Ермаков, А- Б. Гордин, Р. С. Муратов, И.С. Моргулас.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 600; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.