Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 84. Развитие и образование детей со сложным дефектом




 

Особая отягощенность условий раннего развития ребенка со сложным дефектом — общая закономерность данной категории детей.

Наличие нескольких первичных нарушений - причина недоразвития отдельных функций (предметные действия, формирование

образов предметов, пространственная ориентировка, моторика, эмоционально-чувственный контакт со взрослыми, общение), а также общей вдержки психического развития.

В.Н. Чулков отмечает, что задачи последующей компенсации аномалий развития становятся более всеобъемлющими не только в силу сложности нарушения, но и в силу существенного отставания в развитии, связанного с упущенными возможностями ранней компенсации дефекта. Необходимо — выявить пути развития ориентировочной деятельности ребенка, реальные и перспективные направления компенсации сложного дефекта; вывести ребенка из культурного тупика, из ситуации изолированности от окружающего мира (материально-предметного и социального). Принципиально важным является вопрос о степени сохранности интеллектуального развития,

2. Условия, обеспечивающие усвоение слепоглухонемым ребенком знаний и формирование у него специфически человеческого поведения (проф. А.И. Мещеряков, 1974):

• практические действия с предметами (в том числе орудийные);

• использование социальных способов действия с вещами, входящими в непосредственное окружение человека; %

• направленность действий на удовлетворение потребностей ребенка.

3. Данные условия — основа психолого-педагогической организации жизни ребенка со сложным дефектом.

Первые средства общения с ребенком — жесты, обозначающие предметы и действия. В последующем от отдельных жестов переходят к тактильным словам, воспринимаемым посредством осязания. На базе дактилологии при помощи специальных приемов слепоглухонемых обучают рельефно-точечному шрифту Брайля и, если позволяет остаточное зрение, плоскопечатному шрифту.

Формирование устной речи ведется главным образом с использованием осязания.

Для обучения детей школьного возраста применяют специальные технические средства обучения — для детей, с остаточным зрением - визуальные дисплеи.

Специальное образование — решающий фактор социально?

реабилитации учащихся со сложными нарушениями развития.

Содержательные области специального образования, имеющие наиболее существенное значение:

• трудовое обучение (включая бытовой труд и домоводство); I/ профессионально-трудовое обучение;

• социально-бытовая ориентировка.

3. Система помощи детям со сложными нарушениями в нашей

стране находится в стадии становления.

Специальную помощь некоторым категориям детей со сложными нарушениями оказывают отдельные учреждения системы Министерства здравоохранения и социального развития России.

В детском доме для слепоглухих (г. Сергиев Посад Московской области) воспитываются и обучаются дети с комбинированным нарушением зрения и слуха, а также с множественными нарушениями.

Возраст воспитанников - от 3 до 18 лет. Учреждение рассчитано на 100 детей. Специфика работы детского дома:

• осуществляется общеобразовательная и трудовая подготовка детей, их нравственное воспитание, умственное и физическое развитие;

• решаются специальные задачи - формирование познавательной и практической деятельности воспитанников;

• развитие их пространственной ориентировки;

• обучение словесной речи в ее различных формах;

• включение слепоглухонемых подростков в социально-бытовое окружение;

• освоение доступной профессии.

Обучение и воспитание проводится по специальным учебным планам и программам, разработанным в Институте коррекционной педагогики РАО (учебные занятия в классе — 30 часов в неделю; внеклассные занятия).

Широко используются специальные технические средства (звукоусиливающая аппаратура, оптические средства, телетакторы для общения слепоглухих).

В детском доме функционируют:

• дошкольное и школьное отделения;

• учебно-трудовые группы;

• группы для детей с множественными нарушениями.

После окончания школы выпускники могут продолжить свое образование в специальных вечерних школах.

Трудоустройство слепоглухих выпускников - острая проблема сегодняшнего дня.

Организуются новые перспективные профили трудового обучения:

• изготовление мягкой игрушки;

• керамика;

• декоративное творчество и др.

Наряду с государственными специализированными учреждениями, оказывающими помощь детям со сложным дефектом, в нашей стране создаются частные организации, занимающиеся проблемами обучения и воспитания данной категории детей:

• Ассоциация "Даун-синдром" (Москва);

• Центр лечебной педагогики (Москва);

• Центр психолого-педагогической реабилитации "Родник" (Москва);

• Школа святого Георгия (Москва);

• Лечебно-педагогический центр (Псков) и др.

Дети со сложным дефектом развития чаще всего получают ограниченное по времени надомное образование или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 460; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.