Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

График достижения безубыточности




Сводный баланс активов и пассивов предприятия

Сводный баланс рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем первые два. Тем не менее, его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается положить в активы разных типов и за счет каких пассивов предприятие собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

Это схема, показывающая влияние на прибыль объемов производства и себестоимости продукции (в разбивке на условно-постоянные и условно-повременные издержки). Издержки предприятия разделяются на постоянные и переменные.

Переменные затраты увеличиваются или уменьшаются в зависимости от объема производства и количества продаж. Постоянные затраты не зависят от объема производства и продаж. В большинстве случаев переменные затраты включают главным образом стоимость, основных материалов и оплату труда основного персонала, а все другие издержки могут рассматриваться в качестве постоянных.

Существует точка объема продаж, при которой величина всех затрат на производство равна выручке от продаж. Этот размер прибыли называется точкой безубыточности (рисунок 2).

 

Руб. совокупные доходы

 

 

Точка совокупные затраты

безубыточности

 

постоянные издержки

 

Рисунок 2 - График точки безубыточности шт.

 

Проведение анализа безубыточности:

1) Определяется цена, по которой продукция будет продаваться;

2) Определяются переменные затраты на единицу продукции;

3) Определяется разность между ценой и переменными затратами;

4) Рассчитывается общая сумма постоянных расходов за определенный период времени;

5) Определяется безубыточный объём производства или норма безубыточности, порог рентабельности, т.е. минимальный объём производства продукции при котором все затраты покрываются выручкой от реализации по формуле:

 

,

 

где Спост - сумма постоянных расходов;

Ц - цена единицы продукции;

Спер - переменные расходы на единицу продукции.

Например, предприятие выпускает продукцию стоимостью 1,5тыс.руб., переменные затраты за единицу 0,75. Постоянные затраты составляют 17000руб. Определите точку безубыточности.

Решение

Nб=17000 / (1,5-0,75)=22667руб.

Допустим, что предприятие планирует получить прибыль в размере 1000 у.е. На сколько должен увеличиться выпуск продукции.

/0,75=1333= 1333 + 22667 = 24000

Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию товара в объеме, превышающем, порог безубыточности.

Приложения к бизнес-плану

Приложения нужны для большей детализации отдельных разделов бизнес-плана. Их количество, состав определяются в зависимости от поставленной цели, предмета бизнеса и других факторов.

Наиболее распространенные документы, входящие в приложения: технические данные о продукции, анкеты руководящих работников, организационная и другие схемы, результаты аудиторских проверок, мнения консультантов и экспертов.

На титульному листе бизнес-плана следует указать, что приведенная в данном бизнес-плане информация носит конфиденциальный характер и представляет предпринимательскую тайну.

 


ТЕМА 6. РИСКИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

. Сущность предпринимательского риска

 

Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений, Исторический опыт показывает, что риск недополучения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота.

Возникновение предпринимательского риска - это, по сути дела, оборотная сторона экономической свободы предпринимателей, своеобразная плата за нее.

Предпринимательский риск в большей степени (зависимости) связан с понятием неопределенности осуществления предпринимательской деятельности за определенный период времени, выражающейся в недостижении намеченных конечных результатов (прибыли, дохода), в возникновении непредвиденных затрат всех факторов производства (ресурсов), сверх заранее планируемых для достижения поставленной цели.

 

. Классификация предпринимательских рисков и виды потерь

 

В экономической и в другой научной литературе нет однозначного подхода (методологии) к классификации рисков вообще, и предпринимательских в частности. В настоящее время выделяют следующие типы предпринимательского риска:

по возможности страхования - страхуемый и нестрахуемый;

по возможности диверсификации - систематический и специфический;

по природе возникновения - хозяйственный, связанный с личностью предпринимателя и связанный с недостатком информации;

по масштабам - локальный и глобальный;

по сфере возникновения - внешний и внутренний;

по длительности воздействия - кратковременный и долговременный;

по ожидаемым результатам - спекулятивный и обычный;

по степени допустимости - допустимый, критический и катастрофический.

В рыночных условиях хозяйствования риск деятельности полностью несет предприниматель. Он может частично переложить риск на других хозяйствующих субъектов. Так, некоторые виды риска, такие, как риск гибели имущества, последствия пожара, аварий, несчастные случаи с работниками и др., предприниматель может застраховать. Именно эти риски составляют наибольшую группу.

Потери от риска в предпринимательской деятельности подразделяют на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Материальные потери - это не предусмотренные проектом затраты или прямые потери материальных объектов в натуральном выражении (здания, сооружения, передаточные устройства, продукция, полуфабрикаты, материалы, сырье, комплектующие изделия).

Трудовые потери - потери рабочего времени, вызванные случайными или непредвиденными обстоятельствами.

Финансовые потери возникают в результате прямого денежного ущерба (не предусмотренные предпринимательским проектом платежи, штрафы, выплаты за просроченные кредиты, дополнительные налоги, утрата денежных средств или ценных бумаг). Они могут быть также в результате неполучения или недополучения денег из предусмотренных проектом источников, невозвращения долгов и др.

Потери времени возникают в том случае, если процесс предпринимательской деятельности идет медленнее предусмотренного проектом (измеряется часами, сутками, декадами, месяцами и т.д.)

К числу специальных видов потерь можно отнести: потери, связанные с нанесением ущерба здоровью и жизни людей, окружающей среде, престижу предпринимателя и с другими неблагоприятными социальными и морально-психологическими факторами.

Особая группа с пециальных видов потерь - потери от воздействия непредвиденных факторов политического характера. К типичным источникам политического фактора риска можно отнести: снижение деловой активности людей, снижение уровня трудовой и исполнительской дисциплины, неисполнение принятых законодательных актов, нарушение платежей и взаиморасчетов, неустойчивость налоговых ставок, принудительные отчисления и платежи, не имеющие здравого экономического смысла, отчуждение имущества или денежных средств и др.

 

. Факторы, влияющие на уровень предпринимательского риска

 

Предпринимательские риски могут возникнуть при осуществлении деятельности в результате влияния многочисленных факторов. Они могут возникнуть вследствие внутренних для фирмы решений или вследствие воздействия внешней предпринимательской среды (таблица 3).

 

Таблица 3 - Внешние факторы, влияющие на уровень риска

Факторы прямого воздействия Факторы косвенного воздействия
-законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность; - непредвиденные действия государственных служб и учреждений; - налоговая система; - взаимоотношения с партнерами; - конкуренция предпринимателей; - коррупция и рэкет. -политические условия; - экономическая обстановка в стране; - экономическое положение в отрасли; - международные события; - стихийные события.

 


4. Управление предпринимательскими рисками

 

Каждая предпринимательская фирма имеет собственные предпочтения деятельности, направленно связанные с риском, и на основе этого выявляет риски, которым может быть подвержена, решает, какой уровень риска для нее приемлем, и ищет способы как избежать нежелательных рисков. Такие действия называются системой управления риском. Это особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на результаты деятельности предпринимательской фирмы.

Процесс управления предпринимательским риском имеет следующий вид:

.Выяснение риска.

. Оценка риска.

. Выбор методов управления риском.

. Применение выбранного метода.

. Оценка результатов.

Степень допустимого риска определяется с учетом таких параметров, как размер основных фондов, объем производства, уровень рентабельности. Поскольку основная задача предпринимателя - рисковать расчетливо, не переходя ту грань, за которой может произойти полный крах, следует выделять допустимый, критический и катастрофический типы риска (рисунок 3).

 

Выигрыш Потери

Безрисковая зона Зона допустимого риска Зона критического риска Зона катастрофического риска

0 прибыль выручка имущество

Рисунок 3 - Зоны риска

 

Допустимый риск - это угроза неполной потери прибыли от осуществления (неосуществления) того или иного проекта или от предпринимательской деятельности в целом. При данном риске потери возможны, но по размеру они меньше ожидаемой предпринимательской прибыли.

Область в которой потери не ожидаются называются безрисковой зоной, где нулевые потери или даже повышение прибыли.

Критический риск характеризуется не только потерей прибыли, но и недополучением предполагаемой выручки. В этом случае предприниматель несет убытки в сумме всех затрат, т.е. данный риск характеризуется опасностью потерь, которые превышают ожидаемую прибыль и могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных предпринимателем в данную сделку.

Катастрофический риск, как правило, приводит к банкротству предпринимательской фирмы, т.е. к потере предпринимателем всех средств.

По степени обоснованности предпринимательского риска могут быть выделены: оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Возможно, это наиболее важный для предпринимательского риска элемент классификации, имеющий наибольшее практическое значение. Для разграничения правомерного и неправомерного предпринимательского риска необходимо учесть в первую очередь то обстоятельство, что граница между ними в разных видах предпринимательской деятельности, в разных секторах экономики различна.

Для определения риска может использоваться: статистический, экспертный и комбинированный методы.

Статистический метод заключается в том, что изучается статистика прибыли, имевшей место на данном или аналогичном производстве. Устанавливается величина и частота получения той или иной экономической отдачи и составляется прогноз на будущее.

Комбинированный метод - это сочетание статистического и экспертного методов, допустим можно установить Р - экспертно и R,-статистически.

Контрольные вопросы

1.Перечислите объективные причины возникновения предпринимательского риска.

2. Охарактеризуйте основные методы оценки риска.

 


ТЕМА 7. МЕНЕДЖМЕНТ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

. Сущность менеджмента

 

Менеджмент - это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в рыночных условиях, намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Менеджмент - управление в условиях рынка, рыночной экономики означает:

ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести фирме намечаемую прибыль;

постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов с меньшими затратами;

хозяйственную самостоятельность, обеспечивающую свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

постоянную корректировку целей и программ в зависимости от состояния рынка;

выявление конечного результата деятельности фирмы или ее хозяйственно самостоятельных подразделений на рынке в процессе обмена;

необходимость использования современной информационной базы с компьютерной техникой для многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Содержанием хозяйственной деятельности фирмы является обеспечение процесса производства всеми необходимыми ресурсами и организация технологического цикла в целом: внедрение результатов НИОКР в производство, разработка и совершенствование технологии производства, обеспечение требуемого уровня качества продукции; осуществление коммерческих операций, проведение операций товародвижения, осуществление всех видов расчетов; обеспечение технического обслуживания продукции, материально-техническое снабжение процесса производства, обеспечение финансовыми ресурсами, обеспечение персоналом.

Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.

Важнейшей задачей менеджмента является организация производства товаров и услуг с учетом потребностей потребителей на основе имеющихся материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного положения на рынке.

 

. Финансовый менеджмент

Финансовый менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственной деятельностью фирмы на основе современных методов.

Финансовый менеджмент включает:

разработку и реализацию финансовой политики фирмы с использованием различных финансовых инструментов;

принятие решений по финансовым вопросам, их конкретизацию и выработку методов реализации;

информационное обеспечение путем составления и анализа финансовой отчетности фирмы;

оценку инвестиционных проектов и формирование портфеля инвестиций;

оценку затрат на капитал;

финансовое планирование и контроль;

организацию аппарата управления финансово-хозяйственной деятельностью фирмы.

Методы финансового менеджмента позволяют оценить:

риск и выгодность того или иного способа вложения денег;

эффективность работы фирмы;

скорость оборачиваемости капитала и его производительность.

Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или ее отдельных производственно-хозяйственных звеньев - центров прибыли. Такими целями могут быть:

максимизация прибыли;

достижение устойчивой нормы прибыли в плановом периоде;

увеличение доходов руководящего состава фирмы;

повышение курсовой стоимости акций фирмы.

В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеров) или владельцев (собственников капитала) фирмы.

В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.

 

. Производственный менеджмент

Производственный менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на организацию производства фирмы на основе современных методов.

Под организацией производства понимается организация использования и сочетания в процессе производства трудовых и материальных ресурсов (оборудования и материалов) с целью выпуска в установленные сроки продукции требуемого количества и качества при минимальных издержках производства.

Производственный менеджмент заключается в принятии многочисленных решений, обеспечивающих тот или иной ход производства.

Один из весьма важных и полезных инструментов производственного менеджмента - исследования операций.

Области эффективного применения исследования операций включают все основные стадии и элементы производственного процесса: оборудование, материалы технологические процессы, рабочую силу, маршруты перемещения материалов, продукции и людей, время протекания производственного процесса и его стадий.

К числу важнейших инструментов и методов исследования операций относятся: теория вероятности, метод обратных связей, линейное программирование, символическая логика, теория информации и связей, теория очередей, теория игр, теория поисков.

Главная цель исследования операций - обеспечение лучшей количественно информацией, на базе которой принимаются решения.

 

. Инновационный менеджмент

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компанией. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и усовершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Разработка и выпуск новых видов продукции становится приоритетным направлением стратегии фирмы, так как определяет все остальные направления ее развития. Осуществление инновационного менеджмента в целом предполагает:

разработку планов и программ инновационной деятельности;

наблюдение за ходом разработки новой продукции и ее внедрением;

рассмотрение проектов создания новых продуктов;

проведение единой инновационной политики: координации деятельности в этой области в производственных подразделениях;

обеспечение финансами и материальными ресурсами программ инновационной деятельности;

обеспечение инновационной деятельности квалифицированным персоналом;

создание временных целевых групп для комплексного решения инновационных проблем - от идеи до серийного производства продукции.

 

. Оперативный менеджмент

Оперативный менеджмент - вид профессиональной деятельности, направленной на оперативное управление производством.

Оперативное управление производством - основной элемент рациональной организации управления всей деятельностью предприятия. Оно объединяет и охватывает все стороны организации производства, являясь средством координации, обеспечивающим рациональное управление. Без него деятельность предприятия не может быть достаточно эффективной.

Цель оперативного управления производством - обеспечить эффективное осуществление производственного процесса. Оно охватывает:

определение партии единовременно изготовляемой продукции;

оперативное планирование места и времени выполнения процесса изготовления продукции;

координирование прохождения внутрипроизводственных и внешних заказов;

выдачу нарядов на выполнение работ;

установление сроков сдачи и поставки продукции и контроль за их соблюдением;

обеспечение оптимальной загрузки рабочих и оборудования в производственном процессе;

размещение заказов на материалы.

Функции оперативного менеджмента:

координация и контроль за функционированием всей производственной структуры, включая получение и оформление заказов, выдачу их в производство, составление календарных планов и наблюдение за выполнением всех других функций оперативного управления;

подготовка заказов включает подготовку и распределение всей необходимой документации;

календарное планирование - установление сроков подготовки и выполнение каждого задания;

организация производственного процесса - научно обоснованное определение того, каким образом, где и при каких издержках производства могут быть качественно изготовлены деталь, узел или все изделие в соответствии с за данными чертежами;

контроль издержек производства - анализ сокращения и контроль издержек производства, связанных с конструированием, планированием и изготовлении ем или сборкой заказанных изделий;

организация инструментального хозяйства - выбор инструментов, их конструирование, размещение заказов на инструмент, отправка, учет, хранение, выдача, ремонт и замена инструмента;

контроль и регулирование запасов - обеспечение производства необходимыми материалами в нужном месте, в требуемом количестве и в соответствующее время;

диспетчеризация - регулирование выполнения работы в соответствии с принятой технологией, производственными нормативами и календарным планом.

 


ТЕМА 8. МАРКЕТИНГ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

. Социально-экономическая сущность и содержание маркетинга

 

Термин маркетинг происходит от английского "market" - рынок и означает деятельность в сфере рынка, сбыта. Однако маркетинг - более широкое понятие.

Связать изготовителя и потребителя, помочь им найти друг друга - в этом-то и состоит основная цель любой маркетинговой деятельности.

Маркетинг представляет собой вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

В основе маркетинга лежит идея человеческих потребностей, т.е. потребностей в пище, одежде, тепле и безопасности, а также в духовной близости, влиянии и привязанности и др.

В рамках маркетинга осуществляются следующие задачи:

комплексное изучение рынка;

выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

планирование товарного ассортимента и цен;

разработка мер для наиболее полного удовлетворения существующего спроса;

планирование и осуществление сбыта;

разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.

Маркетинг не начинается там, где завершается производство. Напротив, характер и масштабы производства диктуются маркетингом. Эффективное использование производственных мощностей, нового высокопроизводительного автоматического оборудования и прогрессивной технологии предопределяются маркетингом.

Сбытовая деятельность в маркетинге состоит в том, чтобы доводить товары до потребителя в том месте, в таком количестве и такого качества, которые требуются.

Схематично концепция сбыта и маркетинга выглядят следующим образом:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 822; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.