Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

О личности




Гордон Олпорт единицей измерения личности считал черту. В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя есть основополающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности. При рассмотрении и описании личности Олпорт учитывал как элементы «разума», так и элементы «тела». Обратил внимание, что темперамент и характер часто использовались как синоним личности. Хотя «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, если мы слышим, что у кого-то хороший характер, то его личностные качества социально и этически желательны.

Таким образом, характер действительно является этическим понятием.

Олпорт считал характер - это оценённая личность, а личность - это неоценённый характер.

Темперамент является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Представляя собой один из аспектов генетической одарённости личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности.

Концепция черты личности.

Отвечая на вопрос, что такое черта личности, Олпорт отмечал предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

1 Черты являются более обобщённым качеством, чем привычка. Привычки, слитые воедино, могут сформировать какую-либо черту, например, опрятность.

2 Черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, они сами побуждают к такому поведению, в котором черты личности наиболее полно проявятся. Черты могут выстраивать действия индивидов.

3 Существование черт личности можно установить эмпирически. Путём длительных наблюдений, считал Олпорт, изучения истории болезни, биографии, статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

4 Конкретная черта личности имеет лишь относительную независимость от остальных черт, имеющихся у одной и той же личности. Исследования Олпорта показали, что такие черты, как проницательность и чувство юмора коррелируют друг с другом.

Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по её распространённости в обществе. Например, возможно измерение личности по общему параметру «застенчивости», (тот или иной уровень застенчивости характерен для каждого человека) либо можно рассматривать застенчивость в уникальном контексте конкретной личности (как тот или иной уровень застенчивости влияет на поведение).

6. То, что поступки или привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Бывает так, что общественные условия в большей мере, чем личностные черты, являются двигателями определённого поведения.

Само по себе диспозициональное направление означает подход к человеку, особо выделяющий устойчивые качества (черты личности), присущие человеку, и обеспечивающие постоянство поведения человека с течением времени и с изменением ситуации. Олпорт выделяет 3 типа диспозиций: Кардинальная диспозиция, которая пронизывает человека настолько, что почти все его поступки можно свести к её влиянию. Но немногие люди обладают ею, поэтому Олпорт приводит в качестве примера исторические или вымышленные характеры (Дон Жуан, Скрудж, Макиавелли).

Центральная диспозиция. Она не столь генерализована в человеке, но довольно ярко характеризует человеческую индивидуальность.

Как пишут обычно в рекомендательных письмах: пунктуальность, внимательность, ответственность и т.д... Это такие тенденции в поведении человека, которые легко могут заметить окружающие.

Вторичные диспозиции. В этом случае черты менее заметны, менее обобщены и устойчивы. Например, предпочтения в еде, одежде. Нужно близко знать человека, чтобы заметить вторичные диспозиции.

Олпорт выделял также общие и индивидуальные склонности.

Первые - это общие черты, по которымможно сопоставить большинство людей в пределах данной культуры, последние же относятся к характеристикам, свойственным какому - либо человеку, и не могут быть критерием для сравнения людей.

Ещё одним важным моментом в исследовании Олпорта является концепция функциональной автономии. В соответствии с которой мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли. Олпорт выделяет устойчивую функциональную автономию (механизмы обратной связи в нервной системе) и собственно функциональную автономию (приобретённые человеком интересы, оценки, отношения и намерения).Собственно функциональная автономия способствует развитию истинно зрелой личности, характерные особенности которой Олпорт описал довольно подробно.

Характеристика зрелой личности.

В отличие от многих известных нам персонологов, чьи теории построены на наблюдении за клиническими больными, Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и не считал, что клинические наблюдения можно использовать при построении теории личности. Он просто отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди действительно имеют много общего. Работа по созданию адекватного образа здоровой личности (зрелой личности) занимала много времени и привела к определённому результату.

Олпорт полагал, что развитие человека - это продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов он считал функционально автономным, мотивированным осознанными процессами.

В отличие от идеографического изучения черт по Олпорту, иное направление в психологии черт личности открывается благодаря статистическому методу, известному как факторный анализ, представителями которого являются РЭЙМОНД КТТЕЛ и ГАНС АЙЗЕНК.

Теоретики данного направления считают, что основные элементы, из которых формируется структура личности, универсальны.Особенность данного подхода состоит в изучении личности состоит в количественном измерении черт личности.

Рэймонд Кеттел: структурная теория черт личности.

Подход Кеттела основан на использовании точных эмпирических методов исследования. Он, как и Олпорт, полагал, что личностные черты составляют ядро личности, и, в конечном счёте, ответственны за то, что будет делать человек в данной ситуации. Он также различает общие и уникальные черты, но не разделяет точку зрения Олпорта, согласно которой черты в самом деле существуют внутри человека. По Кеттелу, черты не имеют никакого реального нейрофизиологического статуса и могут быть обнаружены лишь при точном измерении наблюдаемого поведения.

 

Основные принципы теории черт личности Кеттела.

Кеттел был убеждён, что адекватная теория личности должна учитывать многочисленные черты, составляющие индивидуальность, степень обусловленности этих черт наследственностью и влиянием окружающей среды, а также каким образом генетические факторы и факторы окружающей среды взаимодействуют между собой, влияя тем самым на поведение. Он в своей теории утверждает, что теория развития личности должна строиться на строгих методах исследования и точных измерениях. Основным методом изучения личности являются мультивариативная статистика и факторный анализ.

Согласно Кеттелу - личность - это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Как сторонник математического анализа личности он вывел уравнение спецификации, по которому можно предсказать поведение личности.

R=f (S P)

R - природа ответной реакции человека есть некая неопределённая функция f от стимулирующей ситуации S в конкретный момент времени и от структуры личности.

Уравнение спецификации показывает, что характерная реакция на какую-либо ситуацию представляет собой функцию от комбинации всех черт, значимых для данной ситуации. Причём, каждая черта взаимодействует с ситуационными факторами, которые могут оказать на неё влияние.

Чтобы повысить точность предсказания поведения человека в данной ситуации, нужно рассмотреть не только те черты, которыми обладает личность, но и не относящиеся к чертам переменные - настроение в данный момент и конкретные социальные роли, требуемые ситуацией.

Например, если человек находится в состоянии эмоционального возбуждения, тогда предсказание его поведения зависит от наличия такой черты как тревожность. В вязи с этим, это уравнение спецификации представляет упрощённый вариант теории кеттела о чертах личности.

Кеттел классифицирует черты и разбивает на категории несколькими способами. Из множества возможных черт, с помощью которых можно описать поведение человека, он оставляет 16 исходных черт, составляющих исходную структуру личности. Не случайно его опросник называется 16 PF.

Прежде,чем перейти к факторному анализу, необходимо собрать массу данных по большой выборке. Свои данные Кеттел брал из трёх источников:

1 Данные регистрации реальных жизненных фактов (L данные).

2 Данные самооценки при заполнении опросников (Q данные).

3 Данные объективных тестов (ОT) данные. Методика, по которой моделируются специальные ситуации, в которых действия личности по выполнению определённых заданий могут быть оценены объективно. Так как человек выполняя задание, не знает, по каким критериям оцениваются его ответы (Тест Роршаха).

Кеттел сделал попытку определить сравнительный вклад наследственности и окружающей среды в развитие черт личности. С этой целью он разработал статистическую процедуру - многопрофильный абстрактный вариантный анализ (MAVA), оценивающий не только наличие или отсутствие генетического влияния, но также и степень обусловленности черт генетическим влиянием или воздействием окружающей среды. Результаты применения техники MAVA показывают, что значение генетических и средовых влияний существенно меняется от черты к черте. Например, около 65-70 % вариаций в оценках интеллекта и уверенности в себе можно приписать влиянию генетических факторов, в то же время генетическое воздействие на такие черты, как самосознание и нейротизм, окажется, по всей вероятности, наполовину меньше. В целом, по оценке Кеттела, около двух третей характеристик личности определяется влиянием окружающей среды и одна треть - наследственностью.

Согласно Кеттелу, помимо ситуационых факторов, на поведение людей в значительной мере влияют те группы, к которым они принадлежат (семья, церковь, группы сверстников, коллеги, школа, национальность и др...). С помощью черт можно описать не тлько отдельных людей, но и социальные группы, членами которых они являются. Диапазон черт, с помощью которых могут быть объективно охарактеризованы группы, называется их синтальностью. Используя факторный анализ, Кеттел изучал синтальность различных религиозных, профессиональных, школьных групп. Он также исследовал группу черт, составляющих синтальность целых наций.

Несмотря на сложность техники факторного анализа, попытка Кеттела разработать теорию черт личности достойна восхищения, так как это наиболее комплексная система воззрений в современной персонологии. («Научный анализ личности»CATTEL, 1965).

Ганс Айзенк тоже использовал факторный анализ для выявления различных аспектов поведения личности, но несколько иначе. По Айзенку, стратегия исследования должна начинаться с достаточно обоснованной гипотезы по интересующей исследователя основной черте, за которой следует точное измерение всего того, что для этой черты характерно. Кеттел же считал, что основные составляющие элементы личности выявляются путём применгения батареи тестов и последующей обработки данных. Подход Айзенка более жёстко связан рамками теории, чем подход Кеттела.

Айзенк также был убеждён, что для объяснения большей части поведенческих проявлений человека необходимо не более трёх суперчерт, которые он называет типами.(Интроверсия - экстраверсия, нейротизм - стабильность, психотизм - сила суперэго). Кеттел приводит 16 черт или факторов, составляющих структуру личности.

Айзенк придаёт гораздо большее значение генетическим факторам в развитии человека. При этом он не отрицал ситуационные воздействия или влияние окружающей среды, но был убеждён в том, что черты личности и типы определяются прежде всего наследственностью.

 

Основные положения теории Айзенка.

Элементы личности Айзенк представлял иерархически. Выделял суперчерты или типы, например, экстраверсия, которые оказывали влияние на поведение. Каждая из суперчерт построена из нескольких черт. Эти составные черты представляют собой либо более поверхностные отражения основополагающего типа, либо специфические качества,присущие этому типу, набор привычных реакций.

Особенно наглядно теория Айзенка постигается при работе с его же тестом на определение суперчерт, который входит в программу учебных занятий. При рассмотрении природы этих типов следует иметь в виду два момента:

1 Оба диапазона типов являются непрерывными, расположены в некотором континууме, предусматривающем широкий спектр индивидуальных различий.

2 Описания черт, присущих каждому типу, представляют собой крайние случаи. Большинство людей склонны быть к средней точке - в обоих диапазонах типов - и поэтому получают не столь экстремальные характеристики.

______________________________________________________________




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 421; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.