Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Когнитивное направление в теории личности: джордж Келли




Джордж Келли, практикующий медицинский психолог, был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. По его теории, которая называется психология личностных конструктов, человек выступает как исследователь, учёный, стремящийся понять, предвидеть, контролировать мир своих личных переживаний, для того, чтобы взаимодействовать с ним.

Биографический очерк.

Джордж Александер Келли родился в США, в 1905 году. Его родители были очень религиозными сельскими людьми, трудолюбивыми, не поощряли азартные игры и прочие развлечения. Он был единственным обожаемым ребёнком в семье.

Келли в течение 3-х лет учился в университете Френдз, затем один год в Парк - колледже, где получил степень бакалавра по физике и математике в 1926 году.

После учился в университете Канзаса, изучая педагогическую социологию и трудовые отношения. Он написал диссертацию, основанную на исследовании способов проведения свободного времени среди рабочих Канзас-сити, и получил степень магистра в 1928 г. Женился в 1931 году на Глэдис Томпсон.

В 1929 году Келли начал вести научную работу в Эдинбургском университете в Шотландии. Там же, в 1930 году стал бакалавром в области образования, написал диссертацию по проблемам прогноза успешности в преподавании.В том же году вернулся в США в Государственный университет Айовы в качестве претендента на докторскую степень по психологии. В 1931 году получил степень доктора. Его диссертация была посвящена изучению общих факторов при расстройстве речи и чтения.

Келли начал свою академическую карьеру как преподаватель физиологической психологии в колледже штата Канзас. Затем, в середине великой депрессии, он решил заняться клинической психологией. С 1931 - 1943 годы Келли разрабатывал программу передвижных психологических клиник в Канзасе. Он много разъезжал со своими студентами, оказывая необходимую психологическую помощь в системе государственных школ народного образования. На основе этого опыта родились многочисленные идеи, которые позже были включены в его теорию.

В 1946 году Келли вышел на государственный уровень в психологии, когда стал профессором и директором отдела клинической психологии в Государственном университете Огайо. За 20 лет, проведённых в этом университете, он создал,завершил и опубликовал свою теорию личности.

В 1965 году Келли начал работать в университете Брандейс, куда он был приглашён на кафедру наук о поведении. Он умер в 1967 году в возрасте 62 года.

Келли оставил много научных трудов, самый известный его труд - двухтомная работа «Психология личностных конструктов» (1955 г.).

Книги «Психология личностного конструкта» и «Развитие психологии личностного конструкта», изданы уже после его смерти.

 

Основы когнитивной теории Келли.

Келли построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма. Конструктивный альтернативизм Келли определял как философское положение о том, что люди способны к пересмотру или изменению своей интерпретации событий.

Подразумевал также, что на объективную реальность можно посмотреть с различных точек зрения.

Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой не может быть двух мнений. Объективная реальность существует, но разные люди осознают её по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Поскольку факты и события существуют только в сознании человека, есть различные способы его истолкования. Цель учёного, по мнению Келли, уменьшить неопределёность, но и каждый человек хочет того же самого.

Человек как исследователь делает предположения как учёный, который изучает некий феномен, и любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых пытается предвидеть и контролировать события в жизни.

То, что все люди рассматриваются Келли как исследователи, привело к ряду важных последствий для его теории:

1 Это предполагает, что люди, главным образом, ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни.

2 Люди обладают способностью активно формировать представление о своём окружении, а не просто пассивно реагировать на него.

Человек не контролируется настоящими событиями (как предлагал Скиннер) или прошлыми (Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

 

Понятие личностных конструктов.

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своём окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.

Личностный конструкт - это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать, объяснить или предсказать какой-то аспект действительности, оценить значение явлений своей повседневной жизни.

Например, личностным конструктом может быть умный - глупый, хороший - плохой и др... В качестве конструкта в действии может быть ситуация, которую разные люди могут объяснять по-разному. Если конструкт помогает точно прогнозировать событие, человек сохраняет его и использует в дальнейшем, если не подтверждается, то конструкт подвергается пересмотру или вовсе исключается.

Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Все личностные конструкты биполярны по природе, а значит сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах чёрное или белое, а не оттенков серого. Когнитивный процесс наблюдения сходства и различия приводит к формированию личностных конструктов.

Как магнит, все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чём два элемента считаются похожими, называется эмерджентным полюсом или полюсом сходства конструкта. То, в чём они противоположны третьему - называется имплицитным полюсом или полюсом контраста конструкта. Значит, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами.

Цель теории личностного конструкта - объяснить, как люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий. Конструкты - продукты предшествующего опыта.

Существование разнообразных индивидуальных конструктных систем объясняется различиями прошлого жизненного опыта людей.

 

Типы конструктов.

Келли выделяет типы конструктов, которыми пользуются люди в своей жизни.

Упредительный конструкт.

Конструкт, который стандартизирует, (упреждает) элементы, для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне, Келли назвал упредительным конструктом. То, что попало в одну классификацию, исключается из другой.

Упредительную можно сравнить с такой характеристикой мышления ригидного человека, как «ничего кроме». Примером упредительного конструкта может быть этнический ярлык. Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.

В констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать разным областям, но они постоянны в составе своей сферы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример констелляторного мышления: «Если этот человек работает продавцом в магазине, то он скорее всего нечестен, жуликоват и умеет обработать клиента». Данный конструкт ограничивает наши возможности для альтернативных мнений. Раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.

В предполагающем конструкте составляющие его элементы остаются открытыми для альтернативных конструкций. Этот тип противоположен упреждающему и констелляторному конструктам, так как он позволяет человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Следовательно, упреждающее мышление - гибкое мышление.

Хотя есть соблазн отнести первые два типа конструкта к нежелательным типам, а последний к желательному, Келли утверждал, что это не так. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения. Все эти типы конструктов необходимы для объяснения явлений, вещей и людей.

Келли не давал в своей теории определения личности, полагая, что это абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают. Для него личность тождественна конструктам, используемым индивидом в целях предвидения будущего. Для того, чтобы понять другого человека, нужно кое-что знать о конструктах, которые он использует, и как эти конструкты соотносятся друг с другом. Узнать личность - значит понять, как человек истолковывает свой личный опыт.

Психологи традиционно используют концепцию мотивации, чтобы узнать два аспекта поведения, считал Келли.

1 Почему люди ведут себя активно?

2 Почему эта активность направлена на именно что-то одно, а не другое?

Келли считал, что люди по своей природе статичны, но они активизируются, когда их вдохновляет какая-то сила. Он выступал против теории мотивации, считая её излишним конструктом. По Келли, у людей для мотивации нет иной причины, как только та, что они живы. Чтобы помочь пациентам, считал Келли как практикующий психотерапевт, не обязательно приписывать им какие-либо мотивы. Его теория личностных конструктов рассматривает человека изначально как активный, думающий организм просто потому, что он живой. Значит мотивация -излишний конструкт.

Каждый персонолог имеет свой язык для описания поведения человека.

Основной постулат Келли - процессы личности - это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует и строит события. То есть поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. Всё поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Келли интересует человек как таковой, а не его отдельные аспекты. Люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов. Поэтому не удивительно, что люди часто расходятся во взглядах, так как каждый действует в пределах своей системы конструктов. Организация личностных конструктов имеет иерархический характер, организованы в виде пирамиды. Какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то подчинительными по отношению к другим частям системы.

 

Социальные отношения и личностные конструкты.

Если по Келли люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Как в поговорке «Рыбак рыбака видит издалека», у них подобные психические процессы.

Люди бывают похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже. Они потому похожи, что события для них имеют почти одинаковое психологическое значение.

В соответствии со своей когнитивной ориентацией, Келли опирается на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

Современные исследования подтверждают положение Келли о том, что культурные различия коренятся в разнице конструктов, которые используют люди. В частности, проблема поколений рассматривалась Келли через несовпадение личностных конструктов. Чтобы один человек понял другого, (сын понял взгляды отца), необходимо по когнитивной теории, психологически поставить себя на место другого для лучшего понимания.

То же самое и в понимании Келли дружбы и любви.

Исследования, направленные на эмпирическую валидизацию теории личностных конструктов Келли, касаются изучения дружеских отношений.

Почему они развиваются и по какой причине прекращаются. Эти исследования основаны на двух выводах Келли:

- Вывод об общности, когда люди интерпретируют мир одинаково в той мере, в какой они используют схожие системы конструктов.

- Второй вывод - о содружестве, когда значимое социальное общение с кем-либо требует от нас понимания того, как этот человек воспринимает реальность.

Эти выводы применяют современные психологи для понимания и развития глубоких дружеских отношений.

Вслед за Келли они утверждают, что люди с общим восприятием мира с большей вероятностью обратят друг на друга внимание, станут друзьями, чем те кто воспринимает мир по-разному.

Если Келли прав в предположении обуславливании формирования дружбы сходством конструктов, то, рассуждая логически, дружеские связи стремятся к ослаблению,если оказывается, что у людей разные взгляды на важные вещи. Эффект схожести конструктов может не проявиться до тех пор, пока два человека хорошо не узнают друг друга. В этом скрывается объяснение, почему какие-то романтические отношения длятся долго, а другие нет. Например, статистика подтверждает, что долговременное счастье в браке может в значительной степени определяться тем, что два человека интерпретируют мир одинаково.

Когнитивное направление в персонологии подчёркивает влияние интеллектуальных и мыслительных процессов на поведение человека, стимулирует человеческий разум и открывает для него широкий диапазон жизненных возможностей. Келли более ясно, чем большинство персонологов осознавал влияние философских взглядов учёного на разрабатываемую им теорию личности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.