Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Участники налоговых отношений




Система налогов и сборов в Российской Федерации.

Современная российская система начала складываться на рубеже 80-х – 90-х годов ХХ в. На протяжении 1990-х годов налоговая система складывалась на основе Закона РФ от 27.12.1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы РФ». С 01.01.1999 г. Налоговая система формируется и развивается в соответствии с кодифицированным федеральным законом – Налоговым кодексом РФ. Согласно ст. 12 НК РФ в РФ установлены 3 вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы; налоги субъектов РФ (региональные налоги); местные налоги.

Налоговая система считается достаточно эффективной при выполнении двух условий:

1. если она обеспечивает налоговые доходы в объемах, достаточных для выполнения государством своих функций;

2. если она способствует созданию финансовых условий для возобновления воспроизводственных процессов.

 

 

Система налогов и сборов РФ

Федеральные налоги и сборы Региональные налоги Местные налоги Специальные налоговые режимы
1.НДС(гл.21 НК РФ) 2.Акцизы(гл.22 НК РФ) 3.НДФЛ(гл.23 НК РФ) 4.Налог на прибыль организаций (гл.25 НК РФ); 5.Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов (гл. 25.1 НК РФ); 6. Водный налог (гл. 25.2 НК РФ); 7. Государственная пошлина (гл. 25.3 НК РФ); 8.НДПИ (гл. 26 НК РФ).   1.Транспортный налог(гл. 28 НК РФ); 2.Налог на игорный бизнес (гл. 29 НК РФ); 3.Налог на имущество организаций (гл. 30 НК РФ). 1.Земельный налог (гл. 31 НК РФ); 2. Налог на имущество физических лиц (Закон РФ от 09.12.1991г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц») 1.система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН) (гл. 26.1 НК РФ); 2.упрощенная система налогообложения (УСН) (гл. 26.2 НК РФ); 3.система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (гл. 26.3 НК РФ); 4.система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (гл. 26.4 НК РФ); 5.патентная система налогообложения (гл.25.5 НК РФ)  

 

 

Как видно из данного перечня в настоящее время налоговую систему России составляют 12 налогов и 2 сбора (государственная пошлина – это по своим признакам сбор).

Теперь приведем полную классификацию налогов и сборов:

· по субъекту налога:

ü налоги физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог с наследований и дарений);

ü налоги с юридических лиц (НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес);

ü налоги смежные (ЕСН, водный налог, государственная пошлина, транспортный налог, земельный налог).

· по объекту обложения:

ü прибыль (доход) (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);

ü реализация товаров (работ, услуг) (НДС, акцизы);

ü права на имущество (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц);

ü начисление оплаты труда (единый социальный налог);

ü пользование природными ресурсами (земельный налог, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых);

ü произведенные затраты;

ü определенный вид финансовых операций;

ü подача исковых заявлений и осуществление сделок (государственная пошлина).

· по принадлежности к уровням власти:

ü федеральные – установлены федеральными законами и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации;

ü региональные – установлены федеральными законами и законами субъектов, обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов;

ü местные – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Характерными чертами местных налогов являются регрессивность и множественность. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты (городские, районные, поселковые).

· по способу взимания:

ü косвенные – включены в цену, т.е переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени спроса на товары и услуги. Примером косвенного налога является НДС, акцизы);

ü прямые – взимаются с доходов или имущества конкретного физического или юридического лица:

· по лицу, исчисляющему налог:

ü окладные исчисляют не налогоплательщики, а налоговые органы. В Росси к числу окладных налогов относятся транспортный и земельный налоги, налог на имущество физических лиц и налог с наследования и дарения. После исчисления суммы налога налоговый орган направляет плательщику налоговое уведомление. Обязанность уплаты налога возникает только после получения плательщиком данного уведомления. В уведомлении указывается размер налога, налоговая база и сроки уплаты налога. Окладными налогами облагаются физические лица;

ü неокладные налогоплательщики исчисляют самостоятельно. Налоговые органы лишь контролируют правильность исчисления налогов и своевременность их уплаты. Практически все налоги с организаций и индивидуальных предпринимателей неокладные.

· по уровню бюджета:

ü налоги, которые полностью поступают в один уровень бюджета;

ü налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты.

Итак, классификация налогов позволяет установить их различия и сходство, свести налоги в небольшое число групп и тем самым облегчить их изучение и практическое использование. Множественность способов классификации налогов имеет то положительное свойство, что один и тот же налог, относимый в разных классификациях к разным группам, получает различные оценки и характеристики, что способствует его всестороннему изучению.

(САМОСТОЯТЕЛЬНО)

Участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются:

1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налогоплательщиками или плательщиками сборов;

2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК РФ налоговыми агентами;

3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, - ФТС России, подчиненные ему таможенные органы РФ);

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации).

Налогоплательщики – это российские и иностранные организации, как коммерческие (хозяйственные товарищества, общества, производительные кооперативы и т.д.), так и некоммерческие (фонды, ассоциации, потребительские кооперативы и др.). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиком налогов и (или) сборов (например, профсоюзные организации).

Физическими лицами признаются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Обособленные подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более месяца.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах, порядке исчисления и уплате налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

2) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

3) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционных налоговый кредит в порядке и на условиях установленных НК РФ;

4) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов;

5) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

6) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

7) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

8) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам налоговых проверок;

9) не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;

10) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

11) требовать соблюдения налоговой тайны;

12) требовать, в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием0 их должностных лиц.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) вставать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей;

7) в течении четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций – также полученные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

8) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики – организации и индивидуальные предприниматели помимо вышеперечисленных обязанностей обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

ü об открытии или закрытии счетов – в 10-дневный срок;

ü обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

ü обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, - в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

ü о реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (Федеральная налоговая служба РФ – ФСН России), и его территориальные органы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1261; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.