Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Написание психологической характеристики личности




Ориентировочная схема психологической структуры личности

1. Направленность личности и ее психологические проявления:

a. отнесенная ко времени система целей и задач, которые человек ставит перед собой;

b. реальные интересы и увлечения, их структура и особенности;

c. иерархизированная система потребностей и мотивов (по основным видам), их осознанность, широта, интенсивность, устойчивость, действенность и др.;

d. система мировоззренческих позиций (убеждения, установки, нравственные принципы, ценностные ориентации, мотивационно-смысловые структуры и т.д.).

2. Развитие и особенности сознания и самосознания личности:

a. развитость рефлексии и самопознания, особенности идентификации собственной личности;

b. самоотношение, самооценка и уровень притязаний;

c. самоопределение, самоутверждение, самоактуализация;

d. самоконтроль, саморегуляция, самоуправление личности;

e. саморазвитие личности и возможности самообразования.

3. Уровень развития способностей:

a. способности к отдельным отраслям (быстрота, легкость и прочность усвоения знаний);

b. организаторские, художественные, коммуникативные и др. способности, их личностный набор, перспективы реализации и развития.

4. Особенности темперамента и характера:

a. проявление основных свойств темперамента (активность, пластичность, темп, эмоциональность и др.) в динамике психики и поведения;

b. характерологические проявления отношений к миру в целом, к природе;

c. проявление отношений к обществу и его идеологии, к социально-политическим, экономическим и др. сферам;

d. особенности отношения к труду, к учебе, к другим видам деятельности;

e. характерологические проявления отношений к другим людям: коллегам, родителям и др.;

f. группа черт характера, проявляющих отношение к самому себе;

g. волевые и эмоциональные особенности характера;

h. возможные акцентуации характера, соотношение в нем типологического и индивидуального, динамичность и устойчивость характерологических проявлений.

5. Особенности психических процессов и состояний:

a. развитость и специфика познавательных процессов (восприятие, память, мышление), когнитивный стиль, общая оценка интеллекта и прогноз его динамики;

b. свойства проявления и особенности внимания, специфика его избирательности;

c. особенности и развитие процессов воображения и творчества;

d. сформированность и особенности речевой деятельности;

e. особенности эмоциональных процессов и состояний (экспрессивность, эмоциональная устойчивость, тревожность, эмпатия, эмотивность, культура чувств и т.п.).

6. Специфика психологического опыта личности:

a. психолого-биографические особенности, представления о жизненном пути и планах;

b. уровень сформированности основных видов деятельности, устойчивые привычки, поведенческая целостность;

c. качество знаний и умений (понятийность, концептуальность, уровень усвоения, прочность, осознанность, действенность, гибкость, обновляемость, мера обобщенности и др.).

Общие выводы и рекомендации, в которых подчеркиваются основные достоинства и недостатки (недоработки, трудности) личности, анализируются их причины, намечаются направления возможного развития, оказания поддержки и помощи.

 

В процессе выполнения задания студенту необходимо собрать и представить совокупность сведений о психологических особенностях характеризуемой личности и более всего о ее темпераменте, характере, способностях, направленности, особенно доминантных. Характеристика должна быть глубокой, целенаправленной объективной и чисто психологической.

При этом схема сбора информации включает описание категорий:

· Индивид (пол, возраст, конституция, нейродинамические особенности);

· Индивидуальность (индивидуальная история, опыт, индивидуальные особенности, продуктивность);

· Субъект (воля, мышление, аффект, перцепция);

· Личность (направленность, способности, темперамент, характер).

В целом, психологический анализ личности включает исследование трех ее сторон: психологической (специфика функционирования психических процессов, свойств, состояний и образований личности), мировоззренческой (общественно значимые качества и особенности личности, определяющие ее жизненные цели и интересы, отношения, позиции) и социально-психологической (основные качества и характеристики, позволяющие ей играть определенные роли в обществе, занимать определенное положение среди других людей) сторон личности.

В процессе работы необходимо использовать комплексный набор методов психологического исследования, их триангуляцию с учетом их взаимопроверяемости и взаимодополняемости.

Как методическое средство для получения первичной социально-психологической информации может использоваться анкета, собираться анамнез (сведения о прошлом, получаемые от самого изучаемого или от хорошо знающих его лиц в виде воспоминаний. В качестве организационного приема приоритетным является использование анализа единичного случая.

В целом работа должна включать следующие составляющие:

1. Организационно-методический раздел (описание стратегии, процедуры, методов и методик сбора информации для составления психологической характеристики исследуемой личности).

2. Эмпирическая часть (сбор, обработка, интерпретация и представление результатов психологического исследования).

3. Заключительная часть (составление психологической характеристики личности и рекомендации).

В качестве примера написания психологической характеристики можно использовать: Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. - М.: Наука, 1995.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 1982; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.