Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологическая характеристика группы




Изучение группы сводится к анализу отношений членов группы друг к другу, к другим, а также к социальным ценностям (труд, учение и т.п.). Члены группы имеют определенные психологические отношения к самым различным аспектам внешней действительности, и в этих отношениях они проявляются как люди, действуют.

В первую очередь подлежат изучению те отношения, которые более всего характеризуют данную группу (например, студенческую группу – отношение к учебной деятельности). При этом отношения выражаются в конкретных качествах личности (например, ответственность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, исполнительность и т.д.), обусловливающих эти отношения.

Совокупность доминирующих в данной группе тех или иных психологических отношений, которые определяют их практические отношения и действия, характеризует данную группу с ее психологической стороны.

К методам изучения социальной группы относятся:

· схемы наблюдения (например, схема Р.Бейлса для изучения взаимодействия членов группы, социометрическое наблюдение и т.п.);

· беседа;

· изучение результатов деятельности членов группы;

· анализ условий жизни;

· естественный эксперимент;

· опросные методы, анкетирование;

· интервью, фокус-группы;

· страто-, ауто-, социо- и референтометрия;

· конкретные методики социально-психологической диагностики;

· корреляционное исследование.

Схема социально-психологической характеристики группы включает:

1. Общие сведения о группе: количество членов группы, краткая история становления группы, состояние дисциплины в группе, структура группы и выполняемые виды деятельности и т.п.

2. Деятельность группы:

· отношение членов группы к конкретной работе; ответственность, исполнительность, настойчивость, самостоятельность, увлеченность, внимательность, аккуратность и др.качества членов группы, их распространенность в группе.

· оценка результатов деятельности группы;

· борьба группы за эффективность деятельности; причины ухудшения деятельности отдельных членов группы; контроль за работой со стороны группы;

· дисциплина и активность в деятельности группы;

· основные мотивы деятельности;

· отрицательные моменты в деятельности группы;

· работа, проводящаяся с членами группы по повышению эффективности деятельности, активности членов группы.

3. Интересы членов группы:

· анализ положительного и отрицательного отношения членов группы к социальной действительности;

· конкретные интересы в рамках деятельности и вне ее;

· работа по формированию интересов членов группы.

4. Общественная жизнь социальной группы:

· участие группы в общественных мероприятиях;

· отношение членов группы к общественным поручениям;

· деятельность профсоюзной организации;

· вклад отдельных членов группы в общественную жизнь;

· работа по повышению общественной активности группы.

5. Труд в группе:

· отношение к труду членов группы;

· общественно-полезный труд группы (формы, результаты);

· отношение членов группы к общественной собственности;

· профессиональные интересы членов группы (круг, реалистичность);

· работа по развитию профессиональных интересов и намерений.

6. Межличностные отношения:

· содержание отношений: вежливость, исполнительность, искренность, скромность, предупредительность, бескорыстность и т.п.;

· социально-психологический и моральный климат в группе; эмоциональная удовлетворенность членов группы, наличие микрогруппировок; атмосфера оптимизма и жизнерадостности; деловой настрой;

· степень развития коллективистских отношений, сплоченность, взаимопомощь, наличие группового мнения и традиций, критика и самокритика;

· групповая дифференциация, ее психологическая основа и оценка;

· отношение к руководству и его роль в группе;

· отношение к другим группам;

· работа по улучшению межличностных отношений в группе.

7. Общие выводы (обобщенная характеристика группы, оценка ее деятельности и рекомендации, перспективы развития группы).

 

На основе составленной социально-психологической характеристики группы планируется работа с данной группой и ее членами. К конкретным методическим приемам работы с группой можно отнести:

Ø групповую дискуссию;

Ø анализ ситуаций в фокус-группах;

Ø ролевую игру;

Ø психодраматические приемы;

Ø информирование, инструктаж;

Ø тренировку эффективного поведения;

Ø приемы проективного рисования;

Ø психогимнастику;

Ø приемы музыкотерапии;

Ø психодиагностические процедуры;

Ø чтение специальной литературы и технику домашнего задания.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 2977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.