Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В системе географических наук




МЕСТО РЕКРЕАЦИОННОЙ ГЕОГРАФИИ

(по Д.В. Николаенко)

 

При анализе места рекреационной географии в системе географических наук нужно учитывать, что сама эта система не носит универсального характера. В зависимости от того, в какой СКС развивается географическая наука и о какой СКС идет речь, структура географической науки может существенно различаться. Например, в китайской географической науке количество составляющих ее дисциплин и их характер драматически отличаются от того, что имеет место в западной или российской географической науке. В данной работе для нас важна, прежде всего, российская СКС, поэтому мы и определяем место рекреационной географии в системе именно всероссийских географических наук. Однако важно понимать, что рассматриваемая структура географической науки не носит универсального характера.

Не стоит стремиться к предельно точному определению места рекреационной географии в системе географических наук российской СКС, ведь многое меняется на наших глазах. Долгое время создаваемая в СССР система наук драматически преобразилась после того, как российская СКС перешла на новый этап своей эволюции. Отдельные направления даже прекратили свое существование (в основном, области, связанные с идеологией коммунистической программы), и их место заняли новые дисциплины.

Новая социокультурная программа российской СКС поставила вопрос о необходимости интенсивного развития новых дисциплин и радикального преобразования существующих. Примером дисциплины с радикально меняющимся предметом исследования может служить рекреационная география. В рамках коммунистической программы она была связана, в основном, с исследованием ТРС и конструктивным направлением. В рамках новой программы актуальность такого рода исследований резко снизилась и произошла существенная замена содержания рекреационной географии.

Итак, для понимания места рекреационной географии в системе географических наук важно учитывать, что эта система носит динамичный характер и по мере изменений потребностей СКС в ней могут происходить существенные перемены самого различного характера.

Рекреационная география – часть блока гуманитарных географических дисциплин. Она тесно связана с остальными гуманитарными географическими дисциплинами, а также с естественно-географическими и теоретико-методологическими географическими дисциплинами. В зависимости от исследовательских и практических задач, стоящих перед рекреационной географией, формируется такой альянс географических дисциплин и подходов, который в наибольшей мере способствует их корректной постановке и решению.

Географическая наука в российской СКС имеет весьма сложную структуру и насчитывает до 20 дисциплин, находящихся на различных стадиях развитости. Кроме того, существенно различается и сообщество географов, представляющих разные дисциплины. Некоторые из дисциплин весьма малочисленны по составу, но, тем не менее, существуют. Самое общее и распространенное разделение географической науки состоит в выделении блоков естественных и общественных географических дисциплин. Объединяет их то, что оба ориентированы на исследование пространственных процессов и систем. У них немало общего и в связи с исследованием географической оболочки Земли в целом.

Нам представляется наиболее корректным выделение трех блоков географических дисциплин, которые формируют систему географических наук:

1. Общественные (гуманитарные) географические дисциплины (экономическая география, социальная география, география населения и миграций, география сферы обслуживания, география культуры, рекреационная география и прочие дисциплины);

2. Естественные географические дисциплины (физическая география, география почв, географическая климатология, геоморфология, биогеография и другие дисциплины);

3. Теоретические и методологические географические дисциплины (теоретическая география; метагеография, включающая историю и методологию географической науки; картография).

Важно понимать, что географические дисциплины различных блоков – общественного, естественного, теоретико-методологического – развиваются, в основном, за счет решения частных проблем. Однако существует и блок общегеографических проблем. Их решение – дело комплексное, поэтому в случае необходимости формируются коллективы географов, представляющих самые различные дисциплины. В частности, такого рода комплексные проблемы в новых условиях связаны с географическим исследованием типов социокультурного освоения территорий. При исследовании подобных проблем появляется возможность проявить достоинства своих дисциплин практически всем географам, в том числе немалое количество приложений приходится и на долю рекреационной географии.

Рекреационная география имеет реальный смысл только в сочетании со многими другими научными и прикладными дисциплинами, изучающими различные аспекты рекреации. Таких дисциплин немало, хотя порой они носят характер не столько сформировавшегося научного направления, сколько проблемной области. Среди них можно выделить комплекс дисциплин и проблемных областей, занимающихся изучением городов. Изучение рекреации городского населения – обширная тема. Примером другой дисциплины, связанной с изучением и практической организацией рекреационной деятельности, является районная планировка.

В целом, феномен рекреации представляет интерес для различных дисциплин. Рекреационная география имеет очень тесные связи и с негеографическими науками – социологией, экологией, природопользованием, политологией, туристикой, экономикой, психологией, медициной и др. Географическое исследование рекреации – лишь один из существующих подходов, из чего следует ряд выводов:

· в географическом исследовании рекреации не следует придерживаться только узкой практической ориентации. Такую ориентацию имеют направления типа градостроительства и районной планировки, находящиеся на самом пике практики, так что с ними сложно конкурировать в этом отношении. Географы, как правило, не в состоянии создавать прикладные работы лучше градостроителей. Важно и то, что географы не вполне связаны с теми структурами, которые принимают практические решения. В этом нет ничего ни плохого, ни хорошего – это отражение естественного разделения труда;

· нужно принимать во внимание работы, посвященные исследованию рекреации, из других областей познания. При чтении конкретной работы, в особенности по частным вопросам рекреационной тематики, часто нет никакой возможности определить, к какой области научного познания или практических приложений принадлежит данная работа;

· нужно ориентироваться на изучение именно географической специфики рекреационной деятельности, то есть ее пространственных аспектов и размещения рекреационных объектов. Это касается квартального и годичного циклов рекреации. Описанием пространственных аспектов проявлений рекреационной деятельности профессионально не занимается никто, кроме географов. В этом специфика и непреходящая значимость географической науки.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.