Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследовательское поведение. Исследовательские игры




Псевдодеятельность

Исследовательские игры

Обучающие игры

 

Не только социальные, но практически и все другие сложные поведенческие комплексы моделируются и отрабатываются в игре. Растущая собака, играя, обучается охотничьему, половому, территориальному и так далее поведению. Поскольку игры связаны с положительными эмоциями, неудачи, неизбежные в начале любого обучения, не вызывают у собаки серьёзных психических перегрузок. Учитывая, что играм щенки и подростки уделяют массу времени, это оказывается наиболее плодотворным способом выработки сложных навыков. Неслучайно хорошие школы дрессировки во многом базируются на использовании игрового поведения.

 

 

Игра с предметом. Для познания свойств предмета щенку необходимо не только видеть или обнюхивать его, но ещё и разнообразно с ними манипулировать. Знакомясь со свойствами окружающего мира, он пробует всё, что может, на вкус, стремится разгрызть, теребит лапами, скребёт. Дело тут не только в определении съедобности объекта, но и в познании иных его качеств, таких, как прочность, консистенция, фактура поверхности. При содержании в квартире это поведение приносит много хлопот владельцам, а для щенка может привести к беде.

Взрослые собаки обычно не препятствуют щенкам самостоятельно исследовать предметы. Есть отрывочные сведения, что суки не подпускают щенков к змеям, как к источнику смертельной опасности, но это скорее индивидуальные свойства матерей.

С возрастом исследовательские игры с незнакомыми предметами постепенно угасают. При достаточно богатом опыте исследование чаще сводится к беглому обнюхиванию и определению вкуса для сравнения с уже известными.

 

 

Существует ещё одна форма игры, характерная скорее для взрослых животных, чем для молодняка. Практически это одна из форм смещённой активности, своеобразная имитация деятельности, которая удовлетворяет потребность взрослого животного в физическом движении либо в получении информации. Подобная игра очень близка к стереотипным реакциям, являющимся уже анормальными состояниями поведения, поэтому должна быть для владельца неким сигналом надвигающегося неблагополучия. Когда взрослое животное начинает манипулировать с предметами как щенок, скорее всего, ему откровенно скучно и не хватает движений.

 

 

 

Уже неоднократно говорилось, что потребность в информации является одной из основных потребностей организма. Она удовлетворяется с помощью различных форм исследовательского поведения, которое не исчерпывается игрой с предметами. Значительная область исследовательского поведения просто не связана с манипуляциями. Исследование новой территории производится отнюдь не в игре, собака выясняет и запоминает основные особенности этой территории, её удобство для обитания, охоты и тому подобное, т. е. создаёт когнитивную карту (Е. Толмен). Крупные незнакомые объекты оцениваются на предмет выяснения их враждебности.

Исследовательское поведение от игрового отличается и эмоциональной окраской. Нередко новизна предмета или явления вызывает отрицательные эмоции.

Интенсивность проявления исследовательского поведения, его тщательность зависят от уверенности собаки в себе. Так, одна собака, попав в незнакомое место, где нет явных признаков угрозы, знакомится с ним бегло, походя, другая – подчёркнуто тщательно принюхивается, осматривает всё до мелочей, будучи явно не уверенной в своих силах.

Чем старше собака, чем богаче её опыт, тем быстрее она анализирует свойства новых объектов, сопоставляя их с уже известными. Способность собак выявлять аналогичные свойства предметов, определённым образом абстрагироваться от незначимых признаков оказывается весьма высокой. Мы уже упоминали, что для гончих третий период социализации оказывается атрибутивным: среди прочих людей они выделяют охотников, т. е. предварительно эти собаки должны исследовать облик и повадки человека, чтобы найти черту, объединяющую охотников. Не менее хорошо городские собаки, которых на самые интересные для них лесные прогулки вывозят на автомашине, переносят представление о поездке с машины владельца на легковой автотранспорт вообще.

Возраст и богатство опыта отнюдь не являются синонимами. Зачастую собака, выросшая в неизменной и/или обеднённой среде, и к старости обладает небольшим опытом и с трудом ориентируется в новой обстановке.

Способность исследовать и анализировать свойства окружающей среды связана с достаточно высоким развитием рассудочной деятельности у собак. Мы уже упоминали опыты по экстраполяции направления движения, проводившиеся под руководством Л.В. Крушинского, но ещё более интересным оказалось исследование способности к оперированию эмпирической размерностью (мерностью) фигур. Собакам надо было различать объёмные геометрические фигуры и их плоские проекции (разные варианты). Решение этой задачи требовало применения рассудочной деятельности, но оно не было бы возможным без умения анализировать свойства предметов и относить их к классу аналогичных.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.