Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Коллективное обсуждение




Просмотр и анализ урока.

 

Просмотрите урок и понаблюдайте за деятельностью учителя. Проанализируйте владение им коммуникативными умениями.

На основании предлагаемой схемы наблюдения установите наличие или отсутствие контакта между педагогом и учениками.

 

Табл. 10. Мимика и пантомимика педагога:

Расслабленность мускулов лица. Собранность или естественная расслабленность мускулатуры губ. Доброжелательность улыбки Целесообразная динамичность глаз. Напряженность мускулов лица. Напряженность мускулатуры губ Отсутствие или недоброжелательность улыбки. Чрезмерная динамичность глаз.
Расслабленность рук. Уверенные, целесообразные пластичные движения рук. Естественное положение плеч. Зажатость рук. Беспомощные движения рук. Неестественное положение (приподнятость или чрезмерная опущенность) плеч. Напряженность в походке. Нецелесообразные движения по классу.

 

1 Эмоциональное состояние педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками:

 

Настроен (наличие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности. не настроен (отсутствие общей расположенности) на осуществление предстоящей деятельности.
Наличие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью. Отсутствие вдохновения (творческого подъема, возникающего в результате эмоционального увлечения материалом и ожидаемым общением с воспитанниками) в связи с предстоящей деятельностью.
Наличие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению Отсутствие стремления к деятельности, к ее немедленному осуществлению

 

2 Уровни (низкий, средний, высокий) владения педагогом коммуникативными умениями.

 

Установление между педагогом и уч-ся понимания (уч-ся не пассивно воспринимают слова педагога, а размышляют вместе с ним, принимают его тезисы, аргументы, выводы). Учащиеся без интереса воспринимают слова педагога.
Установление между педагогом и уч-ся состояния эмоционального сопереживания. Учащиеся не выражают сочувствие тому, о чем говорит педагог, аудитория эмоционально не стимулирует педагога.
Установление между педагогом и учащимися состояния содействия (суть которого состоит в вызове ответного состояния, действия у учащегося). Педагог не вызывает у учащихся ответного состояния.

 

Психолого-педагогический анализ и оценка эффективности целостного педагогического процесса и отдельных его элементов.

Обсуждение урока:

· Оценка коммуникативных умений.

· Оценка эмоционального состояния педагога в период подготовки к деятельности и общению с воспитанниками.

· Оценка наличия познавательного интереса со стороны учащихся

· Оценка соотношения побуждения учащихся к деятельности (положительные комментарии, установки, стимулирующие интерес и т.д.) и принуждение (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации).

· Оценка психологического климата в классе (деловой контакт, искренность общения, атмосфера сотрудничества и т.д.).

· Оценка эффективности целостного педагогического процесса.

· Оценка эффективности отдельных частей урока.

· Ваши впечатления об уроке.

· Какие приемы работы с детьми вам особенно понравились, что бы вы хотели применить в своей деятельности?

 

Самостоятельная работа студентов.

 

Цель: развитие аналитических умений, умений обобщать, сопоставлять.

Задание

Выписать особенности детей младшего школьного, среднего школьного, старшего школьного возраста.

Форма контроля – проверка письменных заданий.

Время на СРС – 1 час.

 

3.5 Игра – сфера жизни детей. Игра – активная познавательно - развивающая деятельность детей.

 

Что наша жизнь? Игра…

 

1. Сущность понятия «педагогическая игра»

2. Игровые технологии в младшем школьном возрасте

3. Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

4. Игры детей – творческий процесс, инструмент самореализации и самоутверждения детей, путь свободного решения игровой проблемы и свободного проявления первоначального «Я»

5. Организация и руководство играми детей разного возраста

Посмотрите на плакат, на котором написано пятнадцать слов. Засеките минуту, попытайтесь запомнить все слова. Запишите запомнившиеся слова.

 

                                     
   
     
 
 
     
 
   
 
 
   
 
   
 
 
   
     
 
 

 


 

 


На основе предложенных слов, сформулируйте тему нашего занятия.

 

Сущность понятия «педагогическая игра».

Л.Н. Толстой писал: «Для того чтобы ученик, учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно; для того чтобы он учился охотно, нужно: 1)чтобы то, чему учат ученика, было понятно и занимательно, и 2)чтобы душевные силы его были в самых выгодных условиях…». И продолжение данного высказывания: «…очень важно, чтобы ученик не боялся наказания за дурное учение, т.е. за непонимание. Ум человека может действовать только тогда, когда он не подавляется внешними влияниями».

Игра - один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

К.Д. Ушинский, С.Л Рубинштейн, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко и др. педагоги в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость изучения и методической разработки игр для школьников. «Мы придаем такое важное значение детским играм, что если бы устраивали учительскую семинарию, мужскую или женскую, то сделали бы теоретическое и практическое изучение детских игр одним из главных предметов», - писал К.Д. Ушинский.

Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшней педагогической науки. В современной педагогике идет постоянный поиск новых форм и методов, обеспечивающих прогрессивный характер взаимоотношений преподавателей и обучающихся.

В.Ф. Шаталов одним из первых понял, что сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться. Школьная практика и теоретические исследования последних лет свидетельствуют о том, что учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс. Учебная игра обладает такой же структурой, как и всякая учебная деятельность, то есть она включает в себя цель, средства, процесс игры и результат. Помимо воспитательной, она преследует одновременно две цели - игровую и учебную. С одной стороны, это средство моделирования окружающей действительности, а с другой - методический прием обучения. Обладая игровой задачей, правилами, действиями и другими структурными компонентами любой игры, она также имеет учебную цель и некоторые условия и средства ее реализации. Творческая атмосфера, свобода от шаблона, возникающие в игре, способствуют раскрепощению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создают ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение.

Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально-пассивных детей. Исследования психолога Л.С. Славиной 1показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. На наш взгляд, неправомерен вопрос «нужна ли игра в учебном процессе?». В одних условиях нужна, даже необходима, в других может оказаться лишней. Если у школьников сформирован глубокий и устойчивый интерес к предмету, то им не нужна воображаемая ситуация и воображаемая роль. Если такого интереса нет и педагог стремится его создать, то игра может стать добрым помощником учителя. Необходимо учитывать также возраст школьников: чем они младше, тем игра для них нужнее. Не надо бояться того, что интерес, возникающий в процессе игры, - это интерес к игре, а не к самому учебному процессу. Развитие интереса имеет закономерность: заинтересованность внешней стороной явлений перерастает в интерес к их внутренней сути.

Психолог В.В. Давыдов отмечает: «Правильно поставленная игра позволяет многому научить ребенка. Организация игровой деятельности детей требует не менее глубоких специальных научных знаний, психолого-педагогических изысканий, чем выработка медико-генетических норм обеспечения жизни ребенка». «А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдательным педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок», — утверждает В.Ф. Шаталов.

В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх различные знания и сведения ученик получает свободно. Поэтому часто то, что на уроке казалось трудным, даже недостижимым для учащегося, во время игры легко усваивается. Интерес и удовольствие - важные психологические эффекты игры.

Известный французский ученый Луи де Бройль утверждал, что все игры, даже самые простые, имеют много общих элементов с работой ученого. В том и другом случае сначала привлекает поставленная загадка, трудность, которую нужно преодолеть, затем радость открытия, ощущение преодоленного препятствия. Именно поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра.

Что вы знаете про игру?

В каком возрасте она является ведущим видом деятельности и почему?

Почему игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности человека?

По определению, игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением1.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

· развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

· коммуникативную: освоение диалектики общения;

· самореализации в игре как основе человеческой практике;

· игротерапетвтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

· диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознания в процессе игры;

· функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуре личностных показателей;

· межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

· социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присуще четыре главные черты (по С.А. Шмакову):

q свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствия);

q творческий, в значительной мере импровизированный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);

q эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);

q наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.

В структуру игры как деятельности органично входит целепологание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себе как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

1. роли, взятые на себя играющими;

2. игровые действия как средство реализации этих ролей;

3. игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

4. реальные отношения между играющими;

5. сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в качестве сюжета урока, занятия или их части (введение, объяснения, закрепления, упражнения, контроля), как технологии внеклассной работы (игры типа «Зарница», «Орленок», КТД и др.).

Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения, воспитания и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной деятельностью.

Игровая форма занятий создается на уроках, внеклассных занятиях при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Подумайте, почему постигать науку интереснее с помощью игровых форм (с точки зрения учеников, учителя).

Сравните результаты своей работы с предложенным вариантом, сделайте вывод о роли использования игровых форм.

С точки зрения учеников:

· Свобода выбора действия и аргумента.

· Право на ошибку.

· Отсутствие страха получить плохую оценку.

С точки зрения учителя:

· Раскрепощается мыслительная и речевая деятельность учеников.

· Вырабатываются важнейшие качества личности: самостоятельность мышления, творческая инициатива.

· Происходит эмоциональное, интеллектуальное и нравственное развитие личности.

· Обеспечивается познание и усвоение самой действительности

· Наличие познавательного интереса.

· Повышается темп работы.

Народный учитель Е.Н. Ильин утверждает: «Соедините учебу и интерес вот и выход на все проблемы и из всех проблем, какие давно мучительно волнуют школу».

Место и роль педагогических игр в учебно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры, учения и воспитания во многом зависят от понимания учителем классификации педагогических игр [Таблица 11].


Табл. 11. Педагогические игры

По области деятельности физические; интеллектуальные; трудовые; социальные; психологические.
По характеру педагогического процесса обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие; познавательные, воспитывающие, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие; коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
По игровой методики предметные; сюжетные; ролевые; деловые; имитационные; драматизации.
По предметной области математические, химические, биологические, физические, экологические; музыкальные, театральные, литературные; трудовые, технические, производственные; физкультурные, спортивные, военно-прикладные, туристические, народные; обществоведческие, управленческие, экономические.
По игровой среде без предметов, с предметами; настольные, комнатные, уличные, на местности; компьютерные, телевизионные, ТСО; технические, со средствами передвижения.

 

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед участниками в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.