Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Оганян К.М




ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ

 

Учебное пособие

 

 

Санкт-Петербург


УДК 316 (075.8)

ББК 60.5 036

 

Утверждено редакционно-издательским советом СПбГИЭУ

в качестве учебного пособия по направлению 040100

 

Рецензенты:

кафедра философии и истории Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна (зав. каф., д.ф.н., проф. Ю.В. Манько);

д.с.н., проф. Я.А.Маргулян (СПбАУиЭ.

 

Основы социологии: Учебное пособие. – СПб.: СПбГИУ, 2011. – 283 с.

ISBN

В пособие освещаются теоретико-методологические вопросы, которые обязан знать будущий профессиональный социолог, и базовые темы отраслевых направлений социологии. Речь идет о предметной матрице социологии, методологии и основных идеях истории социологии, социологическом видении общества, социальной структуре и организации общества, социальной стратификации и неравенстве, личности и социальном действии.

Пособие разработано в соответствии с требованиями ФГОС ВПО к содержанию и уровню выпускника по направлению 040100 – Социология.

Издание предназначено для студентов-социологов, аспирантов и преподавателей социологии, а также научной общественности, изучающей одну из интересных наук о социуме.

 

 

© СПбГИЭУ, 2011.


Предисловие

Дисциплина «Основы социологии» имеет целью рассмотреть социальные явления и процессы в контексте целостного представления об обществе и соотнести их с широкой картиной исторического развития, показать структуру и особенности предмета.

Основными задачами дисциплины являются следующие:

• объективно проанализировать основные этапы развития социологической науки, показать принципиальные теоретические и методологические различия отдельных социологических школ и концепций;

• рассмотреть особенности предмета, методологии и метода современной социологии, показать принципиальное отличие общей социологии от частных социологических концепций;

• структурировать основные разделы общей социологии, дать современные представления об их содержательном наполнении;

• показать систему логически взаимосвязанных понятий и принципов, посредством которых раскрывается природа (структура и генезис) тех или иных социальных структур, явлений и процессов.

Дисциплина «Основы социологии» читается в цикле общепрофессиональных дисциплин и непосредственно взаимосвязана с такими учебными дисциплинами как «История социологии», «Философия», «Социология», «Культурология», «Политология», «Правоведение» и другими.

Данная дисциплина занимает ведущее место в профессиональной подготовке выпускника, служит основой для дальнейшей профессиональной специализации студентов, самостоятельного изучения им различных проблем теоретической социологии и проведения специальных научных исследований.

Для достижения указанной цели и решения поставленных задач студент должен

Знать:

  • историю и этапы развития социологии основные функции социологии и сферы применения социологического знания; уметь отличать предмет социологии от предмета смежных дисциплин;
  • основные элементы структуры личности, понятия социального статуса и социальной роли, социальной организации и социального института;
  • основные теории социального действия, специфику социальных действий, социального контроля, а также его основные функции и способы деятельности различных социальных институтов;
  • основные виды социальных общностей, основы их формирования и характер функционирования;
  • о природе возникновения социальных общностей и социальных групп, видах и исходах социальных процессов;
  • особенности групповых взаимодействий, способы изучения групповой динамики;
  • специфику изучения организации, типы и структуры социальных организаций;
  • основные характеристики структуры управления, сущность управленческого контроля, его виды, методы, пределы;
  • основные типы социальных процессов: кооперации, приспособления, соперничества, ассимиляции, конфликтов, мобильности, стратификации, а также специфические групповые процессы установления социальных связей и поддержания границ группы;
  • социологический подход к личности, факторах ее формирования в процессе социализации;
  • основные закономерности и формы регуляции социального поведения;
  • типологию, основные источники возникновения и развития массовых социальных движений, формы социальных взаимодействий, факторы социального развития.

 

Иметь представление:

  • о структуре социологического знания, теоретических концепциях отраслевых направлений, о социальных ценностях, нормах, образцах поведения, о социальных взаимосвязях на разных уровнях, включая роль социокультурных механизмов и ситуационных факторов;
  • об основных этапах социализации с точки зрения различных теорий; понимать сущность ролевого конфликта и способы стабилизации социальной напряженности, природу социальных отклонений, "аномий"; смысл интегрирующего и дезинтегрирующего влияния конфликта на социальную структуру;
  • о тенденциях изменения российского общества, основных факторах, влияющих на образование новых стран; понимать механизм горизонтальной и вертикальной мобильности и его влияние на изменение социальной структуры общества;
  • иметь фундаментальную профессиональную подготовку по различным разделам социологического знания; об основных тенденциях социального, экономического, политического и культурного развития общества, уметь на основании полученных знаний делать прогнозы и принимать решения.

Владеть:

  • ситуационным, структурно-функциональным и факторным анализом;
  • методологией, техникой и методикой проведения социологического исследования;
  • процедурой организации социологического исследования, знать основные его этапы;
  • основными методами измерения социологической информации, признаков, характеризующих объект исследования, используя шкалы;
  • основными методами социологических исследований (анкетированием, интервью, наблюдением, социометрическим методом, текстовой методикой, приемами контент-анализа);
  • уметь разрабатывать необходимый для этого инструментарий и осуществлять контроль факторов в социальном эксперименте;
  • навыками формирования выборочной совокупности, ее оценки и видов, уметь рассчитать ошибку выбора, степень достоверности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-17; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.